Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Наше новое кино

Светлана  Колосовская, Радонеж

21.12.2009

Фестиваль православных фильмов «РАДОНЕЖ» - это традиционно конкурс документального кино. Но, год от года расширяя свое кинопространство, на 14-году существования, он включает в себя уже неконкурсный показ художественных кинолент и то, что называется фильмами нано-формата - 30 - секундные ролики социальной рекламы. В частности - антиалкогольные ролики архимандрита Тихона Шевкунова, получившие признание ВОЗ и переведенные ныне на шесть языков.

В жюри фестиваля вошли известные деятели кино, мэтры телевидения, которые и взрастили то, что, по их собственному признанию, уже не является «младшим собратом». Согласная оценка представленных документальных фильмов: высокопрофессиональны.

КИНОФЕСТИВАЛЬ «РАДОНЕЖ- 2009» оказался столь богатым, столь урожайным на хорошие, талантливые и талантливейшие фильмы в различных номинациях и форматах - художественные, документальные, рекламные - что жюри фестиваля было в недоумении... Неоднократно слышались оговорки, что фильмы, которым премии не присуждены, ничуть не хуже тех, которым они присуждены. Что это - не ярмарка тщеславия, что конкурс не лучший и не совершенный способ определить действительно лучшее, но - другого способа просто нет. Восторженное смятение - иначе не скажешь.

«Радонеж рекомендует» - под таким девизом на фестивале демонстрируются художественные фильмы, достойные быть представленными очень непростой православной аудитории. Конкурс художественных лент не проводится. Это некоторый подарочный, фестивальный просмотр. В прошлом году «рекомендован» был только один фильм - «Остров» П. Лунгина. В нынешнем году «Радонеж рекомендовал» уже три фильма: «Чудо» А. Прошкина, «Скоро весна» Веры Сторожевой, и «Поп» В. Хотиненко. И все три - один другого лучше.

Конкурс как таковой традиционно проводится среди документальных фильмов. Но и здесь, как отмечает жюри, динамика наблюдается поразительная. Во-первых, разнообразие тем. Во-вторых, высокий профессионализм. Такое ощущение, что документалисты-профессионалы наконец поняли, что для «нашего», то есть всегда нравственно, духовно ориентированного кино, нет судьи и пророка в чужом отечестве. Увидели, что именно в Доме кино за 14 лет подрос свой арбитр - «Радонеж». Давний член жюри кинофестиваля «Радонеж» С. Н.Алексеев, руководитель службы документальных фильмов ТК «Россия», с удивлением констатировал эволюцию фестиваля. Сначала профессионалы относились к нему снисходительно, покровительственно, как к младшему собрату, как к новичку и стажеру. А в этом году... Это было даже не «на равных». Целый ряд фильмов члены жюри постарались приобрести первыми. Для себя. Приходится констатировать рождение некоего нового феномена. Наверное это - Наше новое кино.

Пишущему эти строки довелось (посчастливилось) посмотреть более 30 конкурсных фильмов, как и членам жюри. Попытаюсь, хотя бы в первом приближении, представить читателям некоторые из этих замечательных работ.

Итак, равно высокий профессионализм, это первая сложность, с которой сталкивается жюри. Второе - разброс тем. Сначала

ФИЛЬМЫ-ПРИЗЕРЫ

 

«Мир на кончиках пальцев». Сценарий и режиссура - Вячеслав Орехов. Киновидеостудия «Цветной Бульвар».

Фильм Вячеслава Орехова «Мир на кончиках пальцев» на кинофестивале «Радонеж» признан лучшим. Номинация так и называется «Лучший фильм». Она не расшифровывается. Другим фильмам премии присуждены «за лучший сценарий», за «режиссуру» и др. А тут «лучший» - и все. Что же такое «лучший»? Людям, не видевшим фильм, хочется напомнить эпизод из жизни А. Гиляровского. Он повел как-то писателя Г. Успенского на «экскурсию» по московскому дну. Они уже приближались к Хитрову рынку. И тут Гиляровский остановил одного подростка-оборванца, дал ему денег и поручил купить папирос. Когда тот вскоре вернулся с папиросами и сдачей (!), Г. Успенский сказал: «Вернемся, ничего лучшего мы уже не увидим».

Вот также наверное решило и жюри, присудившее первую премию фильму, посвященному «Воспитанникам и воспитателям Сергиево-Посадского интерната для слепых, глухих и слепоглухих детей». Первоначально страшно даже прикоснуться к этой теме. Но это как раз тот случай, когда «глаза страшат, а руки ворошат». Ничего, в большей степени нравственно высокого, чем работа педагогов интерната, монахов Лавры и представить себе трудно. Они помогают этим обездоленным детям выйти из глобального одиночества и неведения и «через кончики пальцев» постичь красоту Божьего мира. Их любовь (это во-первых), редкая квалификация, стремление и умение поддержать светлое, радостное состояние души в своих воспитанниках, постоянная отдача, дарение себя, - все это творит чудеса. Вот, к примеру, стихи, написанные слепоглухой, Ольгой Скороходовой, кандидатом педагогических наук.

Думают иные те, кто звуки слышат,

Те, кто видят солнце, звезды и луну,

Как она без зренья красоту опишет,

Как поймет без слуха звуки и весну?

Я услышу запах и росы прохладу,

Легкий шелест листьев пальцами ловлю,

Утопая в сумрак, я пройду по саду,

И мечтать готова и сказать: «Люблю».

РАДУЙСЯ В ДВУХ МИРАХ. Фильм о Патриархе Алексии II. Приз фестиваля «Лучшая режиссерская работа». Режиссер Людмила Никитина, снимала Патриарха в течение 20 лет. Сразу по кончине Святейшего фондом «Православная энциклопедия» был выпущен диск с тремя фильмами о Патриархе Алексии, которые готовились к его 80-летию. Здесь Патриарх большей частью сам рассказывает о себе. Отличие фильма Людмилы Никитиной в том, что ее фильм является фильмом-воспоминанием. Искренний, трогательный фильм о Первосвятителе, которого все мы по-настоящему увидели и открыли для себя только после его кончины. Бесценны воспоминания двоюродной сестры Патриарха - Елены Федоровны Камзол. Узнав об избрании его Патриархом она проплакала всю ночь, понимая, что теперь они будут видеться очень редко. И именно к ней, как единственному родному человеку, пришли - во сне ли, наяву ли - на рассвете 5 декабря 2008 г. его последние слова: «Я умираю...».

Только в конце фильма становится понятным его название. Католикос Грузии Илия, употребил это «грузинское выражение» как пожелание ушедшему Патриарху «радоваться в двух мирах» - мире земном и мире небесном.

* * *

Высокий образ почившего Патриарха Алексия II, уровень его предвидения представлены еще в двух фильмах фестиваля. «Святая Угреша» - об истории воссоздания Николо-Угрешского монастыря, и фильме Вологодского телевидения (телепрограмма «Русь православная»), приуроченном к 9-му дню кончины Патриарха АЛЕКСИЯ II.

Оба фильма показывают нам первые визиты Патриарха в самом начале его служения в предельно порушенные - Николо-Угрешский монастырь и в Покровское, родовое имение святителя Игнатия Брянчанинова, Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. По-новому смотришь на эти кадры почти 20-летней давности. В глазах Патриарха спокойный и вдохновенный оптимизм: он будто бы не видит степени разрушения, он уверен как кажется - в невероятном: что эти святыни восстанут, воссияют в своей первозданности. И вот визиты в конце его служения - все действительно воссияло. Оператор ловит улыбку Патриарха, обращенную к нам: «А вы - не верили...».

* * *

Два приза кинофестиваля «Радонеж» - присуждены фильмам, привезенным из Украины.

ФОРПОСТ. Фильм Михаила Щодрина. Приз «За лучшую операторскую работу». Православный телеканал «Глас».

Православный монастырь на западном рубеже. «Форпост» переводится как передовое, пограничное, военное укрепление. Авторы не погрешили против правды, назвав форпостом Свято-Вознесенский монастырь на границе с Румынией (7 км.), основанный о. Михаилом и 4 монахами в 1994 г. Но это - укрепление, основанное не на физической, военной, силе и мощи. Эта пограничная православная крепость сильна своей верой в Бога и полным преданием себя на Его милость.

В монастыре 90 человек братии. За 10 лет монахи и миряне построили 5 храмов и монашеские кельи. Верят в этих местах, где не прерывалась традиция православия, куда не дошла мертвящая рука большевизма, истово. Служба - на русском и румынском.

При монастыре создан детский приют. Опекает детей сестричество. Содержит и духовно окормляет - монастырь. 140 детей, часть из которых больна различными врожденными недугами. Глеб - слеп, глух и нем, плюс к тому поражен церебральным параличом. Он ничего не знает об этом мире, но близко к себе подпускает только о. Михаила и одну сестру.

Сердце настоятеля вместило не только монастырскую братию, но и многих брошенных больных детей. Младенец Лаврентий (1-1.5 года) с диагнозом «ВИЧ- инфекция» оставленный родителями, имеет привилегию ходить во время службы среди иеромонахов. Он «обитает» в этом мире, его принявшем. Дети в приюте, созданном при монастыре, носят фамилию их опекуна - о. Михаила. Глядя на сделанное, веришь, что вера и любовь творят чудеса.

О. Михаилу близки беды этих детей. Он на себе знает, что такое сиротство, что такое одиночество, и как горек сиротский хлеб. Для детей построили специальные корпуса, создали небольшой зверинец, где есть настоящие рогатые олени. А еще в монастыре есть коровы и лошади, на которых часто катают детей. Построили для приюта и настоящую церковь.

Фильм смотрится со слезами на глазах. Как пример и укор глухому сердцем благополучному миру, как укор всем нам. В ответ на искреннюю веру и искреннюю любовь Господь дает ВСЕ, необходимое для жизни. И пример тому - православная русская крепость на нашем западном рубеже.

* * *

На Украину ушла еще одна премия кинофестиваля «Радонеж».

 

Приза «За лучший сценарий» был удостоен фильм Александра Ткаченко и Михаила Рогового «УКРАИНА, ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО». Часть вторая.

ООО Продюсерский центр. Студия «Третий Рим»

...Киев, 14 октября 2008 г. День создания Украинской повстанческой армии (УПА). Марш новых огалтелых, которых не смущает малое число сторонников. Противостояние. Это во многом - военный фильм о трагической истории украинского национализма, труп которого пытаются реанимировать нынешние власти. Фильм честный, поскольку показывает историю предательств; фильм информационный, поскольку открывает новые исторические страницы неведающему российскому, да и украинскому зрителю; фильм о нашей общей непростой истории, переживать которую нам надо вместе.

ФИЛЬМЫ О МОНАСТЫРЯХ

Традиционной темой фильмов, представляемых на фестиваль «Радонеж», были фильмы о воссоздающихся или воссозданных монастырях, о святынях отечественного и иноземного православия. Жажда русского человека, возвращающегося к вере предков, сильна. В православных лавках, на православных ярмарках эти фильмы раскупаются, невзирая на качество. Да его и не проверишь. До недавнего времени названия - «Серафим Вырицкий», «Святой праведный Иоанн Кронштадтский» и т. д., было достаточно, чтобы все уходило «с молотка». Но в последнее время качество этой продукции стало заметно снижаться. Здесь-то и понадобились рекомендации: «Призер Радонежа? - Берем».

Отрадно, что на фестивале-2009 фильмы о монастырях, поднялись на качественно новый уровень. В них мы видим не только профессионализм, но и - столь дорогие авторские акценты.

Из отмеченных жюри фестиваля - это фильм Елены Козенковой: «Дорогою любви». Фильм о Стефано-Махрицком женском монастыре, его истории. Но акцент сделанный на судьбах насельниц, наших современниц, делает его неповторимым. Фильм психологичный, умный, отвечающий на вопросы, которые встают перед всеми, кто задумывается о духовной составляющей нашей жизни. Матушки-насельницы, большей частью молодые, привлекательны своей рассудительностью и спокойной уверенностью, что они нашли свой путь. Несколько насельниц буквально повторили путь в монастырь их настоятельницы: вошли однажды в храм и поняли - это их жизнь. Атмосфера единой семьи, живущей возвышенной жизнью...

Фильм молодого режиссера Анны Шульгиной «Два берега» - о Валдае, о двух берегах Валдайского озера - на одном расположен город, на другом - монастырь. Фильм пронизан поэтичной душой автора: это и съемки монастыря в утреннем тумане, идущем с Валдая, это и певучий голос экскурсовода Надежды Яковлевой, рассказывающей легенды о чудном озере, влюбленной в свой край, и знающей о нем «все-все»... Грамотный исторический экскурс буквально вживляет вас в историю. Фильм долго «не отпускает». Если вы думаете о будущих паломнических поездках, Валдай в этот список вы включите обязательно.

Акцент в фильме Марии Сулеймановой СЕВЕРНАЯ ГОЛГОФА (о Соловецком монастыре) сделан на святая святых нынешних Соловков - Голгофо-Распятском ските - трагичнейшем месте современной истории, расположенном на том же меридиане, что и Голгофа Иерусалимская. Напряжение от соприкосновения с предельной высотой жертвы таково, что «выразить» его можно только Крестом. Наверное потому сегодня нет ничего равного кресторезной мастерской Соловков. Рассказ о Голгофе и Кресте (в том числе - как изготовлении этих небывалых крестов) - поднимается до уровня высокого символа. Главное чувство после просмотра: напряжение очищения.

Фильм Вячеслава Дубровина АВЕЛЬ повествует об истории иконописца Андрея Толкунова, постриженного в Псково-Печерском монастыре с именем Авель. Дивный как сказочный город монастырь в период золотой осени, его строгие службы в сопровождении знаменного распева... И все это служит фоном для постижения некоей тайны личности: Бог посетил, и большего счастья, чем служение Ему - нет. Таким предстает нам Авель.

Отмеченным жюри фестиваля (как продюсерский проект Елены Козенковой) является фильм Андрей Полушин «Россия, которую мы любим». В этой же номинации и практически по той же теме отмечена и телепрограмма «Старцы» («Русский взгляд», Московия, ведущая Елена Писарева).

«Старцы» - это особая тема, вдохновенно принятая русским православием от свято-отеческих времен. Жаждущая святости душа русского человека, готова наделить этим именем порой любого пастыря, вплоть до приходского священника. Наш известный богослов, проф. А. И. Осипов, выступавший в названной телепрограмме, неустанно и безрезультатно повторяет слова Святителя Игнатия Брянчанинова о том, что старцев в наши времена (а это была середина ХIХ века) - нет... Но вера творит чудеса. Наверное поэтому пастыри, отмеченные печатью особой духовности, встречаются на Руси и поныне.

Истории старчества в Оптиной пустыни, прослеживающейся, по мнению авторов, до настоящих дней, посвящен фильм «Россия, которую мы любим». Фильм, несомненно, заинтересует большое число зрителей. Здесь мы увидим и нашего современника старца Илию, и редкие кадры похорон новомучеников Оптинских, убиенных на Пасху 1993 г., и интервью с Ниной Павловой, автором известной книги «Пасха Красная».

Телепрограмма «Старцы», хороша как раз - умеренностью акцентов, приглушающей восторг ожидания подобной ВСТРЕЧИ у большей части наших неофитов, пришедших в церковь в последние 15-20 лет. Напоминает, что главным в жизни христианина является жизнь по заповедям, а не встреча со старцем. Если же нам полезно будет услышать некое назидание, Бог устроит так, что мы услышим его и от соседа, - сказал в заключении телепередачи протоиерей Владимир Соколов, автор известной книги «Младостарчество и православная традиция».

* * *

Среди отмеченных жури в продюсерском проекте Елены Козенковой - фильм Сергея Соловьева «Храм в Антарктиде». В самом начале, задавая тему и тон, высвечивает первое название: «Священная география России».

Этот фильм следовало бы смотреть под рубрикой «очевидное-невероятное». Встретившись с этим «очевидным», но по всем рациональным меркам «невероятным», Сергей Соловьев отследил его от начала до конца, на всем пути отмечая - невероятное. Первое в этом ряду - Храм в Антарктиде построил необычный человек. Сначала это - просто парашютист-испытатель Петр Задиров. Получив «знак», что от гибели во время одного прыжка его спасла молитва умершей матери, он, в память о ней построил в родном селе такой храм, которого и все это оренбургское село не стоило. А потом его посетила мысль построить храм в Антарктиде. Камера запечатлела Патриарха Алексия II, благословившего в 1999 г. это начинание. Такое ощущение, что и Святейший был... несколько поражен. Первое (!) фундаментальное строение в Антарктиде, Троицкий храм, был определен подворьем Троице-Сергиевой лавры. И владыка Феогност, и лаврские иеромонахи, летевшие в 2004 году на освящение своего нового храма, чувствовали себя как космонавты. А им еще предстояло поочередно заступать на годичную вахту и становиться первыми арктическии миссионерами.

Местонахождение, адрес русской полярной экспедиции определяется теперь просто: «Это, где храм»... Для самого С. Соловьева, человека русского и вдохновенного, но наверное нецерковноно, Храм в Антарктиде стал чем-то вроде «Земли Санникова». Оттуда и музыка к его фильму.

В конце киноповествования мы становимся свидетелями еще одного чуда. Необыкновенный и поразительно смиренный храмостроитель Петр Задиров построил третий храм. Копия Антарктического Троицкого храма возведена на поэтичном берегу Валдая в Иверском Богородицком мужском монастыре. Чтобы и в России смогли увидеть Антарктический храм.

* * *

Фильм Анастасии Сарычевой «Монголия. Миссия выполнима». Телерадиокампания «Иркутский Кремль».

О. Алексей Трубач, выпускник Московской духовной академии. Ныне - настоятель Свято-Троицкого храма, им построенного, в Улан-Баторе. Не так-то просто это было - построить православный храм в Улан-Баторе. Это не получилось даже у дореволюционных русских миссионеров. А вот у о. Алексея получилось. На вид - современный, приятный молодой батюшка. Улыбчивый, с юмором относящийся во-первых к себе... Но когда видишь, в чем он успел... И прихожане - монголы, и учащиеся воскресной школы - монгольские ребятишки, и рабочие - монголы и китайцы. А храм - настоящее Торжество Православия! Невольно вспоминаются первые православные русские миссионеры в Китае и Японии. О. Алексей явно - их рода и закваски. Значит, «не оскуде преподобный». Инородцы его полюбили. Значит, сначала их полюбил он.

* * *

Фильм Алексея Погребного ДЕРЕВЕНСКИЙ ФОТОГРАФ.

Телеканал «Культура». Киновидеостудия «Вятка».

Специальный приз жюри кинофестиваля.

Обойти вниманием этот фильм - нельзя.

Фестиваль православный, а в фильме нет практически никакой видимой религиозности и церковности. Его герои не ходят в храм. Да и храм в лесах мелькает лишь в конце фильма как натура для молодых художников. Просто герои фильма - живут по-Божьи. Это как раз то, о чем говорит св. Григорий Богослов: «...так многие из не принадлежавших нам бывают наши, поскольку добрыми нравами предваряют веру, и, обладая самою вещью, не имеют только имени христианина» (цитир. по А. И. Осипов. Из времени в вечность», М. 2009, стр. 114-115.)

Фильм начинается с того, что Николай Викторович Зыков - деревенский фотограф и философ (по виду ему где-то под 70) - в не проходящем горе по недавно умершей жене, ходит по деревенскому кладбищу и причитает: «Ну где же ты?! Куда ты подевалась?». Утратил и не находит... Женой только и живет, продолжает писать ей стихи... «Она все время ко мне ходит оттуда, каждый день она пишет мне». Он даже слышит, как она просит о нем Бога: «Господи, как он там, присмотри за ним, чтоб с ума не сошел в своем одиночестве сиром, остуди его боль, от отчаяния его охрани. Чтоб за двоих он встал перед миром».

По всем человеческим меркам - это счастливый человек. И в браке он, деревенский поэт, был счастлив. Жена родила ему 7 сыновей и одну дочь. А он - ну куда ему деться от своей натуры - оставит ее с детьми и хозяйством и - в лес, на озера - на съемки! «То весной вернусь, а то и осенью...» Возвратившегося ждут не упреки, а ласковый взгляд: «Что-то ты на этот раз долго...». А ночью в подвальной лаборатории он проявляет свои шедевры, и она первая им радуется.

В счастливом браке родились здоровые, счастливые дети, которые даже «дружили внутри семьи». Получившие образование и познавшие город, они вернулись в родное село, сделав вполне сознательный выбор. У них уже свои семьи и дети. Даже муж единственной дочери Николая Викторовича - петербуржец и потомственный горожанин - чувствует себя здесь совершенно на месте. Образованные земледельцы экспериментируют в теплицах... «Нашу жизнь нельзя назвать зарабатыванием денег», - без сожаления говорят они, - хотя конечно же «выстраивают» свое «фермерское хозяйство».

Счастье родит таланты. 10-12 летняя внучка Николая Викторовича оказывается училась самостоятельно по программе начальной школы - так ей удобнее. А с 5-го класса пошла в школу. Отличница. Сама печет хлеб в газовой духовке...

Окруженный любящими и заботливыми детьми, Николай Викторович сидит на веранде, часами слушает пластинки с записями классической музыки и пишет стихи о любви, о своей жене...

Он и «профессионально» состоялся - областной музей устроил его персональную фотовыставку. Но он - в совершенно христианском самоуничижении - рассуждает о своей непрчастность к собственному творчеству: «Ну что мои фотографии? Это же плагиат! Разве я создал природу, которую снимаю? Разве я вырастил эти огурцы?»

* * *

С деревенским фотографом Николаем Зыковым чем-то перекликается герой еще одного фестивального фильма - «Я пришел рассказать вам сказку» (режиссер Алексей Илюхин, идея реставратора Саввы Ямщикова) - художником Ефимом Честняковым.

Два реальных лица, два персонажа фильмов показывают нам чисто русское явление, которое не могла подавить и советская эпоха. Талантливые самородки, не обремененные мыслями о славе и «общественной значимости», божьи люди, соль земли. Может быть потому слава их в конце концов и находит.

Ефим Честняков, русский художник, почитателями таланта которого были и Репин, и Шаляпин, не уехал по их совету во Францию. Его талант питала наверное только русская земля. Для славы и признания он «сгинул» в костромской деревне. С большевиками работать не стал, так как они отвергли Бога. Для сельчан он был и советчиком во всем, и просветителем, и лекарем, и прозорливцем - то, что на Руси зовется Божьим человеком. «Картинки» же его были почти в каждом доме.

В 1961 году в возрасте 87 лет он умер. В этом же году экспедиция Костромского областного музея нашла первые его «картинки». Костромские и московские реставраторы подняли из праха его полотна и представили миру самобытнейшего русского художника. Выставки в Костроме, Москве, Париже...

Архимандрит Иоанн, наместник Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря сказал о нем так: «Для нас, живущих в этом мире, любое проявление чистоты душевной и телесной ассоциируется с духовным состоянием, именуемым святостью. Исходя из этого понимания святости, Ефим Честняков - это святой угодник Божий, блаженный, Христа ради юродивый».

* * *

ВОЗВРАЩЕННЫЕ ИМЕНА

Наш известный кинорежиссер, менее известный как кинодокументалист, Никита Михалков представил на фестиваль «Радонеж» фильм «Деникин, Ильин, Шмелев. Долгий путь домой». Появление этого фильма на «Радонеже», как представляется, это некая проба фестиваля, проба православной аудитории, проба зрелости общественного мнения к восприятию некогда закрытых тем и имен. Проба со стороны Никиты Сергеевича. Названный фильм имеет достаточно долгую творческую предисторию и входит в цикл фильмов «Русские без России». (Режиссер Галина Огурная. Автор и руководитель проекта Елена Чавчавадзе). В этой серии уже выпушены фильмы: «Моряки», «Казаки», «Кадеты», «Колчак», «Деникин», «Врангель», «Иван Ильин». Фильмы, щемящее ностальгичные и строго документальные, повествуют о том, как вынужденно покидали Родину и казаки, и моряки, и кадеты с семьями. Как хранили они верность России, какой покаянной перед Родиной была их жизнь на чужбине. Их возвышенная, выстраданная любовь к Родине упреком отзывается в наших сердцах.

Углубляя тематику, кинодокументалисты Российского фонда культуры (Культурно-просветительский центр «Орден», ТК «Россия») выпустили также фильмы «Лев Троцкий. Тайна мировой революции», «Кто заплатил Ленину? Тайна века», «Галлиополийское стояние», «Штурм Зимнего. Опровержение». Это больше, чем документальные фильмы, это - фильмы-домументы, которые смотрятся на одном дыхании.

Несколько слов о содержании фильма, представленного на фестиваль. Он рассказывает об изгнании, вынужденной эмиграции из России генерала Деникина, философа Ильина и писателя Шмелева, об их дружбе в эмиграции, мечте - возвратиться в Россию, близкой по времени их кончине. Их прах был перенесен в некрополь Донского монастыря тоже почти одновременно: Шмелева - в 2000 г., Деникина и Ильина - в 20005.

 

- Здесь, в Донском монастыре мы начнем рассказ о трех великих сынах нашего Отечества, во многом изменивших лик России ХХ века.

Такими словами Никита Михалков начинает киноповествование. Сказано очень сильно. Это так: и «о великих сынах», и «изменивших лик России»... Вопрос только в том, сколько людей в современной нам России способны это услышать. Без напряга, без неосознанного внутреннего противодействия. В советское время был поставлен такой барьер, выстроена такая китайская стена между «русскими там» и «русскими здесь»... Барьер, постоянно укрепляемый прекрасными фильмами, герои которых также по-русски самоотверженны, жертвенны и бессеребряны... Фильмами, которые демонстрируются и поныне, чем постоянно воспроизводят двойственность сознания. От внушенного, вколоченного в головы «враги» до «великие сыны Отечества» - дистанция большая. И надо быть готовым к тому, что путь для ее преодоления будет неблизким и нескорым. Наиболее благодатная - конечно православная аудитория, но и она должна быть подготовлена.

Названные фильмы (они продаются в лавке Сретенского монастыря), насколько известно, демонстрируются в кинолекториях некоторых московских храмов. Это благодарная аудитория.

Представленный Никитой Михалковым фильм - не единственное на фестивале покушение на китайскую стену советских мифов и, под страхом смерти, умолчаний. Речь идет, конечно, о фильме Владимира Хотиненко «ПОП», при небывалом аншлаге прошедшем при закрытии фестиваля «Радонеж». Просмотр - допремьерный. «Знатоки» говорят, что в прокате такого фильма мы уже не увидим. Купюры, которые конечно же во-первых зафиксируют авторы, - это и есть бреши в китайской стене.

Наверное для восприятия каждого нового пласта отрезвляющей информации - свое время. То, что фильм «ПОП» будет принят «неоднозначно», - и сомнений нет. Вопрос только в степени неоднозначности. Фильм повествует о «Псковской миссии РПЦ», когда священство, оставшись на оккупированной гитлеровцами территории, продолжало свое служение. Планка изначально задана очень высоко: понять ежедневный, «обыденный» подвиг «попа» в оккупации - поддерживающего сельчан, помогающего военнопленным, от которых «отказался Сталин». Каждый день - под дулом пистолета, и - более чем предсказуемое будущее с приходом своих. То, что поп (играет Сергей Маковецкий) «удостоился» от своих концлагеря, а не пули - милость Божия и к нам, чтобы еще в конце 70-х мы могли видеть таких людей, доживающих свой век в монастырях.

Фильм наверное состоялся не только талантом В. Хотиненко. Святейший патриарх Алексий II и благословил, и попросил известного режиссера снять фильм о «Псковской миссии». Будучи отроком (род. в 1929 г.) он помогал своему отцу-попу окормлять военнопленных в лагерях. Молитвами Святейшего - не иначе - пришел к нам этот фильм.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=3233




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме