Жители этого заволжского поселка с гордостью говорят о себе: «Мы - питерские!». Больше у Питерки с Санкт-Петербургом ничего общего нет. Но жизнь здесь - не хуже чем в городе. В этом уверен настоятель питерского храма во имя святого Архистратига Божия Михаила священник Сергий Ясиновский.
Мы стоим с отцом Сергием на берегу реки Малый Узень, которая тянется узкой лентой до самого Казахстана. Рассуждаем о преимуществах: я - городской, батюшка - сельской жизни.
- Что есть в городе, чего нет у нас? - спрашивает меня батюшка, сам, между прочим, горожанин.- У вас воду горячую отключат, и все караул кричат. А если отключат газ? Мы вот себе еду всегда на костре приготовить сможем, и продукты у нас все свои - овощи, молоко, мясо.
Вдали по речной глади скользят крупные белые птицы.
- Лебеди?- интересуюсь у батюшки.
- Гуси!- по-доброму улыбается он. И добавляет, возвращаясь к разговору о преимуществах села над городом:
- Бедные вы люди!
Действительно бедные. Гусей от лебедей отличить не можем. Но спорить больше не хочется. Уехав на 180 км от Саратова, вырвавшись на день из города в седую от ковыля степь, чувствуешь себя щенком, которого долго держали на привязи и вдруг отпустили побегать. Радует всё: и солнце, до трещин выжигающее землю, и ветер, жарко дышащий в лицо.
Мы едем в Питерку на батюшкиной «Оке». Это чудо автопрома называют еще «бешеная табуретка». Проехав несколько километров по питерским дорогам, я поняла, что не зря: так резво она подпрыгивает на каждой кочке.
По дороге расспрашиваю отца Сергия о том, как он стал священником. Батюшка рассказывает, перекрикивая шум мотора.
- Я вырос в Калининске. В 14 лет крестился, начал ходить в храм. Почти десять лет пономарил в храме святой Ольги у протоиерея Василия Канакова. Был и сторожем, и казначеем, и занятия в воскресной школе вел, и полы в храме мыл. Зайдет настоятель, спросит: «Почему пылью пахнет?», говоришь ему: «Все чисто», а он: «Вы посмотрите, он еще спорит со мной! Перемывай!». Приходилось перемывать. Иконы тремя тряпочками протирал. Такая вот школа смирения,- улыбается батюшка.
Лихо маневрируя, чтобы не наскочить на очередную яму, отец Сергий умудряется говорить по телефону - мобильный звонит каждые десять минут. Кто-то договаривается о крещении, кто-то - о венчании.
Спрашиваю:
- Как Вы оказались в Питерке?
- В первый раз - вместе с отцом Василием Канаковым в 2001 году. Он тогда был благочинным Южного округа, и мы приехали в Питерку храм освящать.
Храм - это, конечно, громко сказано. Это раньше, до революции, в Питерке была красивая двухпрестольная Михаило-Архангельская церковь. Крест ее был виден за сорок верст, и она перезванивалась колоколами с Покровским храмом в Новоузенске. Теперь же в питерской конторе ДРСУ православному приходу выделили одну комнату.
- Помню: алтарь занавеской отгорожен,- вспоминает батюшка. - Вместо подсвечников - две чашки с зерном: одна за здравие, вторая за упокой. И больше ничего не было. Когда приехал домой, матушке своей сказал: «Не дай Бог служить на таком приходе!».
А уже в 2002 году получил назначение - именно на этот приход:
- Неделю после хиротонии я прослужил в Троицком соборе Саратова и поехал в Питерку. Литургию служить. Взял служебник, бутылку кагора, просфоры. Пока ехал, думал: может, хоть что-нибудь там изменилось за это время? Оказалось - ничего. Благочинный привез меня, выгрузил на крыльце и говорит: «Вот твое село, вот твой храм. Он закрыт, а ключи - не знаю где». Спрашиваю его: «Как же дальше?». А он мне: «Язык до Киева доведет. Действуй». И уехал. Остался я возле закрытой двери. Подходят ко мне люди, спрашивают: «Вы - батюшка?» - «Батюшка».- «У нас покойник. Отпеть можете?».- «Могу. Только храм закрыт. Не знаете, у кого ключи?». - «Знаем». Вот так и начал служить. А покойника мы в кинотеатре тогда отпели.
- Почему в кинотеатре?
- Комната, которую отдали под храм, была очень маленькая. С гробом не развернуться. Первое отпевание было - с самобытными песнопениями. Я - как положено, а бабушки - по-своему. В конце они запели: «Ой, моя мама, зачем ты меня оставила...». И если я поначалу не хотел сразу ничего менять, то, послушав их, решил: нет, менять надо все и немедленно!
Скоро в Питерку из Калининска приехала матушка Марина с маленьким Алешей - старшему сыну Ясиновских тогда был год и три месяца. Первое время жили на квартире у одной прихожанки. Потом семье священника дали комнату от администрации. Стекол нет, потолок обваливается, вместо полов накиданы какие-то доски, мебели никакой... Обустроиться на новом месте батюшке помог глава местной администрации - питерский мэр Алексей Викторович Желудков. И через неделю батюшка уже служил в храме первую литургию, а матушка с малышом на руках пела на клиросе.
Народ присматривался к новому священнику, привыкал к «новым» порядкам. Бабушки-прихожанки сказали отцу Сергию после службы:
- Ну, мы исповедовались, причастились. Больше нам этого не надо. Служите для нас просто молебны и панихиды.
На что отец Сергий твердо сказал:
- Нет уж. Литургию будем служить каждое воскресенье!
А матушка-регент начала работать над репертуаром хора.
- Поначалу прихожан было немного - три-четыре человека,- вспоминает батюшка,- но мы радовались, что хоть кто-то пришел.
Поскольку в храме не было никакой утвари, то дискосом первое время служила обычная фарфоровая тарелка.
- Потом поехал в Троицкий собор, где умолил дать мне под расписку старый дискос. Потир мне одолжил благочинный, чашу водосвятную - знакомый священник. Это сейчас, когда батюшки на новом приходе начинают служить, их епархия снабжает всей утварью, а раньше каждый священник сам все покупал.
Когда местный совхоз «Солнечный» обанкротился, приходу передали большое здание бывшей совхозной конторы на улице Ленина.
- Местные жители оттуда все сразу начали тащить - стекла, двери. Надо было его охранять и перестраивать. Тогда я стал брать в РОВД пятнадцатисуточников. И стали мы вместе с ними стены в бывшей конторе ломать. Они меня тоже обворовывали - то ручки свинтят, то зеркало утащат.
В результате отец Сергий перезнакомился со всеми районными пьяницами и хулиганами. Многие из них шли на работу в храм с удовольствием. Еще и потому, что матушка всегда кормила их вкусным обедом. А по воскресеньям батюшка по-прежнему служил в конторе ДРСУ. Бабушки называли ее «приход». Слово «храм» тогда в Питерке еще не звучало. Говорили: «Ну, когда пойдем в приход?».
Первая зима выдалась очень холодной. Батюшка вспоминает, что теплота сразу же остывала, а святая вода покрывалась льдом.
- Боялся, что руки примерзнут к Чаше. Грелись от лампочек - одна в алтаре горела, другая в середине комнаты. А к новому году перешли в бывшую контору - в новый храм.
Потом администрация помогла выкупить им соседний с храмом дом. Батюшка с матушкой посадили здесь огородик, обзавелись хозяйством. А еще разбили большой сад - на месте асфальтированного двора для совхозных гаражей.
В этом саду теперь гуляют дети - в Питерке у Ясиновских родились дочка Варя и сын Ванечка. Тут же пасутся белые козы и снуют бородатые индюки с выводком цыплят - своих птенцов у индюшек нет, и матушка подложила им куриную кладку. Цыплята здорово копируют своих приемных родителей, так же тянут шею, осваивают вертикальный взлет и важно рассаживаются на ветвях деревьев.
- Когда приехал в Питерку, не задавался вопросом: как жить? - говорит батюшка.- Надо трудиться - и всё будет.
Матушка Марина вспоминает, как раньше вечерами батюшка открывал софринский каталог и мечтал: вот такой бы подсвечник в храм купить, вот такую бы дарохранительницу, вот такое бы паникадило, и улыбается:
- Всё Господь дал.
Еще одной мечтой отца Сергия была часовня на кладбище.
- Я думал, что в Питерке это невозможно - еле-еле храм осилили. А тут приходит ко мне один человек и предлагает построить часовню.
Сергей Игоревич Егоров - уроженец Питерки - много сделал для храма. И деревянная часовня Воскресения Христова получилась красивая - небольшая и очень светлая. Внутри тепло, пахнет сосной и ладаном.
Сбылась и мечта матушки - в храме установили пластиковые окна.
- После первой зимы приходят ко мне прихожанки и говорят: «Что же это, матушка, у вас окна некрашеные?». Надо сказать, что в Питерке народ очень трудолюбивый и щепетильный - хозяйки окна каждую весну красят. А в храме - только с фасадной части - десять высоченных окон, и у каждого - двойные рамы. Пришлось их ошкуривать и красить - полтора месяца работы. И так каждый год.
Разговор снова заходит о непростой сельской жизни.
- Я люблю деревню потому,- объясняет батюшка,- что я люблю деревню! Для меня это - настоящая жизнь. Я здесь всех знаю, и меня все знают. Я со всеми здороваюсь, и со мной все здороваются. Здесь все на виду. Венчается пара, рождаются дети, я их крещу, потом они приходят в воскресную школу - все у меня на глазах.
Единственный минус, и с этим соглашается батюшка,- в глубинке остро чувствуется оторванность от «большого» мира. Но питерские стараются не отрываться.
- Последние годы мы воздуха глотнули - увидели, что есть Церковь. До этого все наши познания о полноте Церкви ограничивались тем, что мы по воскресеньям собирались на службу. Соборных богослужений в благочинии не было. Сейчас вместе служим постоянно. Нас стали приглашать на крестные ходы, мы стали чаще бывать на богослужениях в Саратове. На Дни славянской письменности и культуры, проходившие в этом году в Саратове, мы из Питерки выехали на трех автобусах!
Недавно в храме установили новый иконостас, сделали хороший ремонт. Здесь есть крестильная, гостевая комната, а после богослужений все прихожане любят собираться в трапезной. Меня матушка тоже приглашает за стол, угощает окрошкой, пловом и творожными пампушками, целый пакет которых дает с собой «на дорожку».
Высокая лестница ведет на колокольню. На входе инструкция: «Не драться и не толкаться - позвонить успеют все!» - это воспитанники воскресной школы написали и повесили для себя. В храме для детей оборудован большой светлый класс - парты в несколько рядов, хорошая библиотека, на стенах - фотографии с богослужений, из паломнических поездок.
Отец Сергий старается по возможности чаще организовывать поездки для прихожан. Были в Дивеево, в Санаксарах, в Троице-Сергиевой Лавре, в Серпухове, у Матронушки.
- Стал я в Лавре своих собирать, говорю: «Питерские, ко мне!». В трапезной услышали и спрашивают: «Вы - питерские? Давайте мы вас без очереди покормим!». Другие паломники потом возмущались: «Что, Москва уже не столица?».
Батюшка общается с местной прессой - в районной газете «Искра» выходит православная страничка. И хотя на богослужения в храм постоянно ходит чуть больше пятидесяти человек - при том, что население Питерки пять тысяч - батюшка не унывает.
- Нужно только разбудить в человеке веру. Ведь как зачастую складываются его отношения с Богом? Есть у человека копеечка, и Господь говорит: «Давай меняться - ты мне свою копеечку, а Я тебе кошелек золота». А человек вцепился в свою копеечку и не отдает. Как же - последняя, вдруг ничего не получит взамен? Так вот, не надо бояться. Отдай Богу свою копеечку, и Господь вернет тебе гораздо больше.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=7744&Itemid=3