Из-за всех этих педофильских скандалов, свиного гриппа, ну, и выборов, конечно, как-то прошло незамеченным одно важное событие в жизни УПЦ Московского Патриархата. В октябре архимандрит Кирилл (Говорун) , который возглавлял отдел внешних церковных сношений (с апреля 2008 года), то есть, светски выражаясь, был министром иностранных дел, неожиданно назначается... первым заместителем председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви. Это решение было принято в Питере на Синоде РПЦ. В сообщении об этом также говорилось, что Митрополит Владимир направил архимандрита Кирилла в распоряжение Патриарха Кирилла. В итоге он покидает Украину и оправляется в Москву. Вместо него обязанности "министра" стал исполнять епископ Переяславский Александр (Драбинко) , который является секретарем, человеком из самого ближайшего круга митрополита Владимира и агентом Банковой.
Естественно, любой, кто следит за жизнью пока еще нашей Церкви, задастся вопросом, как так получилось, что человека, занимавшего одну из важнейших должностей в УПЦ, вдруг снимают с нее и переводят на какой-то третьестепенный пост в РПЦ? Вот это я сейчас вкратце и объясню, но сначала несколько подробностей из жизни архимандрита Кирилла и положения дел в УПЦ МП.
Мирское имя о. Кирилла (Говоруна) – Сергей. Сам он родом из Черкасской области. В 90-х закончил в Киеве семинарию и духовную академию, учился в Афинах на богословском факультете тамошнего университета. В начале нулевых начал работать в отделе внешних церковных сношений РПЦ у тогдашнего "министра иностранных дел" РПЦ Митрополита Кирилла (напомню, теперь он наш Патриарх). Последний рукоположил его в священники. Уже здесь в Киеве Митрополит Владимир постриг о. Сергея в монахи под именем Кирилла.
Говорун был направлен для служения в Киев и считался человеком митрополита Кирилла. Именно он в июле 2008 года накануне празднования 1020-летия Крещения Руси предал огласке "церковные" планы Банковой, грезящей идеей автокефалии и поместной церкви.
Заключались, кто забыл, они в следующем. В июле 2008 года активизировались переговоры по линии Ющенко-Варфоломей. Их смысл – уже во время приезда Константинопольского Патриарха в Киев на празднование Крещения добиться того, чтобы последний объявил о присоединении к его церкви УПЦ (КП) и УАПЦ. В таком случае с одной стороны обе эти структуры лишаются какого-либо самоуправления (Филарет перестает быть патриархом, а становится митрополитом, при этом только Варфоломей будет иметь право назначать митрополитов и епископов), но с другой – приобретают каноничность (до сих пор ни УПЦ КП, ни УАПЦ не признаются никакими другими православными церквями). В таком случае, как опасались в УПЦ МП, значительная часть приходов Московского патриархата на Западной Украине может перейти под юрисдикцию Константинополя (ведь это уже будет каноническая церковь, а не раскольническая группа).
Но, как вы помните, тогда все у Банковой сорвалось.
Филарета даже на официальные мероприятия с участием Патриархов Московского и Константинопольского не пустили.
* * *
В отношении автокефалии УПЦ МП (то бишь незалежности от Русской Православной Церкви) ее архиереи разбились на три неформальные группы.
1. "Автокефалисты". Их примерно 30% от общего числа всех митрополитов, архиепископов и епископов. Ее неформальный лидер – епископ Александр (Драбинко) . Ему лет тридцать с гаком. Западенец (откуда-то с Волыни). Карьеру от простого диакона (но ученика Блаженнейшего) до архиепископа сделал за 1,5-2 года. Такие церковные карьеры делали только незаконнорожденные дети римских пап или их племянники в Средние века. Драбинко плотно работает с Ющенко – когда-то через Балогу и через Юрия Богуцкого. Имеет колоссальное влияние на Митрополита Владимира, к сожалению, уже тяжело больного. Именно благодаря ему в документах по Голодомору, которые увидели свет от имени архиереев УПЦ МП, можно найти определение Голодомора, как геноцида (правда, остальной епископат, который принимал, вроде как, участие в составлении подобных документов, даже не догадывался, что от его имени издаются подобные бумаги). Именно его команда инициирует и проводит переговоры с УПЦ КП и УАПЦ об объединении и выступает за реабилитацию Мазепы. С Драбинко тесно работает команда таких "оранжевых попов", как о. Петр Зуев, о. Георгий Коваленко (пресс-секретарь УПЦ МП), о. Андрей Дудченко.
"Автокефалистская" группировка увеличивается в основном за счет дробления епархий и назначение новых епископов, сторонников Драбинко, в неё также входят некоторые архиереи-западенцы типа любимца Олега Медведева – митрополита Черкасского Софрония. Среди мирян, кстати, политически эту группу поддерживает депутат-регионал Андрей Деркач!
2. "Болото". Также примерно 30%. Это группа представлена архиереями типа архиепископа Белоцерковского Митрофана. Ее кредо таково – пусть все идет, как идет. Что будет, то будет. Будет автокефалия – хорошо. Не будет – тоже хорошо. Их устраивает нынешнее положение вещей и медленная, неторопливая эволюция в любую из сторон.
3. "Московская". Их примерно 40%. Ее вожди Митрополиты Одесский Агафангел, Донецкий Илларион, Харьковский Никодим, Крымский Лазарь. Это радикалы. Будь их воля, они вообще упразднили бы УПЦ МП. После чего приходы Московского Патриархата перешли бы в непосредственное подчинение Патриарха Московского. А в настоящем они против создания поместной церкви и объединения с УПЦ КП и УАПЦ. Эту группу политически поддерживают коммунисты и регионалы от Януковича до Василия Горбаля и Дмитрия Табачника.
На сторону "автокефалистов" и стал архимандрит Кирилл (Говорун). Он поддержал недавние переговоры между МП и КП. (Причина симпатии к "автокефалистам" – личный либерализм, "европейский выбор", западничество, симпатии к оранжевой революции, ну, и прочая ахинея.) Все это и вызвало гнев Патриарха Кирилла...
Опубликовано в Блоге Александра Чаленко