Культурная война в Сербии

0
176
Время на чтение 5 минут

Культурная война продолжается без ясно обозначенных фронтов, и в ней, с одной стороны, действуют оккупационные силы, стирающие национальные традиции сербов, а с другой - существует еще не оформленная, но уже живучая воля к сопротивлению и свободе.

Культурную войну против национальной культуры вела секулярная и антинациональная интеллектуальная элита, как из «левых», так и из «правых». Некоторые выступали агрессивно и бескомпромиссно против своей собственной культуры, так как были убеждены, что она сама по себе ретроградна и примитивна. Для многих сегодняшних борцов за европейскую «чистоту» в Сербии все, что имеет сербскую составляющую, считается вчерашним днем и представляет балласт на пути к более счастливому будущему. Они настаивают, что существующий культурный код должен быть удален, что вместо старого надо бы уже «установить» новый европейский «софтвер».

На втором фронте борьбы против национальной традиции и культуры выступают те, кто еще ссылается на сербский элемент. Если нападение первых внешнее и прямое, то эти диверсанты действуют против «политически некорректных элементов» в сербской культуре.

Примечательно, что настаивают они на том, чтобы сербская традиция и история уподобились евроатлантическим образцам до такой степени, чтобы на сегодняшней политической сцене Святой Савва или Князь Лазарь повторяли, что «у Европы нет альтернативы», что «единственный путь в Европу лежит через НАТО» и т. д. Эти «НАТО-националисты» и «НАТО-православные», по сути, манипулируют сербской традицией и культурой ради дешевых политических целей: сделать приятное сильным мира сего. Иногда они делают это осознанно, а в каких-то случаях даже уверены, что аутотентично интерпретируют вековую сербскую историю. Тогда совершенно естественно, что им мешает Видовдан (день св. Вита, в который произошла битва сербов с османами на Косовом Поле - Ред.), в корне противоречащий глобалистической парадигме.

Таким образом, сербская культура подвергается нападению и деформации, с одной лишь целью - добиться подавления воли к сопротивлению у сербского народа. «Сербский вирус» или должен быть удален, или должен мутировать, чтобы не представлять опасности для системы лжи и обмана, царящего в Сербии.

Речь идет, по сути, об одной группировке, разделенной на две фракции, симулирующих сущностное столкновение. И одна, и вторая фракция не принимают свою национальную культуру и жизнь обычного человека, так как они просто не чувствуют себя частью народа.

Подвергшийся культурной агрессии и заблокированный национальный дух оказался за рамками культурной жизни и представляет часто одну альтернативную «субкультурную» модель, так как не соответствует доминирующей культурной парадигме, у которой нет связи с национальной историей, но которая пытается заимствовать идеи и формы из униженной и подавляемой национальной матрицы.

Часто происходит и так, что некоторые события в сербской культуре после их «коммерческой обработки» выставляются в качестве банальных туристических развлечений. Показателен случай с фестивалем в Гуче, который из истинно народного превращается в туристическое мероприятие, теряющее национальные элементы и оригинальность.

Фолк в сербской культуре на протяжении десятилетий пытался достучаться до «мейнстрима» и пойти на компромисс с поп-культурой. Так, «народная музыка» боролась за свое место и при этом трансформировалась в носителя популярной музыки в Сербии. Она «усыновила» матрицы современной англосаксонской музыки. Встает вопрос, в какой степени она сербская, а в какой мировая. Но, несмотря на все это, фолк-музыка оказалась очень живучей по сравнению с рок-музыкой, любимицей режима Тито и городской элиты, формирующей вкусы и сегодня.

Так, на территории бывшей Югославии сербское влияние осуществляется чаще всего посредством турбо-фолк музыки. Этот музыкальный микс западных поп-стилей и остатков сербской и балканской музыкальной традиции пережил войны и победил поп-рок. Конечно, это была не легкая победа, ввиду его формального или неформального запрета со стороны многих политических режимов за прошедшие десятилетия. Особенно в этом отличился режим Франьо Туджмана в Хорватии, чья идеологическая полиция запрещала сербскую музыку в своих СМИ. Этот запрет объяснялся страхом культурной экспансии Сербии на «европейское культурное пространство» новой Хорватии.

Интересно, что смешение современной поп-музыки с национальными мелодиями, а также восточными и цыганскими, очень быстро развилось в 90-е гг. не только в сербской среде, но также в Греции и Болгарии. Основоположницей турбо-фолка считается Фахрета Яхич, «Лепа Брена». Ее, также как и Эмира Кустурицу, не любили в Сараево, так как в гражданской войне они заняли сторону сербов.

Трагическим 90-м на смену пришли грустные переходные годы. Пришла новая власть, которая не умела вести политику иначе, как распродавать промышленность и брать новые кредиты. Новая власть в себе несла и идеологическую струю, которая хотела свести счеты с сербским национализмом, связанного с турбо-фолком - его необходимо было исключить из центра общественной жизни. Но кто-то, у кого были коммерческие интересы в этом уже развитом шоу-бизнесе, воспротивились подобной «мести рокеров». Столкновение произошло тогда, когда Цеца (сербская фольк-певица, вдова националиста Аркана - Ред.) в 2002 г. осмелилась собрать полную Маракану (самый большой стадион в Белграде - Ред.).

«Как умер рок-н-ролл?» - грустит и размышляет урбанизированная Сербия на протяжении многих лет, не понимая, что благодаря «перебежке» из рок-матрицы в турбо-фолк Желько Митрович создал тем самым новую поп-матрицу Сербии и «балканского региона». Он сделал микс, который на первый взгляд кажется сербским и балканским, но в нем доминируют современные западные стили, да и система ценностей не на много различается. С одной стороны он открыл путь в СМИ турбо-фолка, а с другой - участвовал в его трансформации в той мере, что представлял политически корректную локализацию современной глобальной массовой культуры. На себя господин Митрович по этой причине принял неоправданный гнев культурных комиссаров октябрьской революции (имеется в виду 5 октября 2000 г., когда Милошевич был отстранен от власти - прим. пер.). Как это часто бывает в культуре, переходные ситуации едва видимы и выглядят буднично.

Ничто не уничтожило турбо-фолк, он стал забавой и утехой для натерпевшегося народа. Турбо-фолк стал выдувным вентилем социального недовольства переходным периодом в опустошенной Сербии. Стратегия оскорблений и насмешек дала свои результаты - мы получили «городских фолк-исполнителей», дойдя до полнейшего декадентства в лице Карлеуши, агрессивного «гей-идола».

Так ведется культурная война, в которой меняются стороны и в которой часто непонятно, кто есть кто, так как у нас есть и национальные рокеры, как Бора Чорба или парни из группы «357», а с другой стороны есть фенси-фолк. Открытую кампанию по запрету «политически некорректной» народной музыки (фолк с национальным обозначением, гусляров, воспевающих сербских героев) уступает место стратегиям «косвенного приближения». Так один журналист в открытую предложил, чтобы гусляры спели о «сербских преступлениях» и «преступниках».

Культурная война продолжается без ясно обозначенных фронтов, и в ней, с одной стороны, действуют оккупационные силы, стирающие национальные традиции сербов, а с другой - существует еще не оформленная, но уже живучая воля к сопротивлению и свободе.

Перевод с сербского Анны Травкиной

http://www.win.ru/school/3025.phtml

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Бранко Радун
1389 и 1999 – две битвы за Косово
Исторические параллели сербской истории
27.02.2010
«Двери сербские»
Интеллектуальный молодежный патриотический проект
28.12.2009
Все статьи Бранко Радун
Последние комментарии
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Владимир С.М.
18.04.2024 13:56
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 13:54
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 13:48
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
18.04.2024 13:33
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.04.2024 13:28
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.04.2024 12:40