Хранитель благочестия. Часть 2

0
139
Время на чтение 13 минут

Часть 1

В 1988 году впервые за 22 года увеличилось количество приходов Саратовской епархии - был заново открыт один молитвенный дом в городе Котово1. В начале ноября 1988 года в Балаково православной общине был передан Свято-Троицкий храм, началась подготовка к передаче шести храмов епархии, в том числе Покровской церкви в Саратове, в которой к тому времени находились 49 художественных мастерских.

Количество храмов стало постепенно возрастать, за 1989 год в епархии было зарегистрировано 18 новых приходов, некоторые храмы находились в аварийном состоянии (в Золотом, Дубовке, Подгорном, Ерзовке, Нижнем Чире и др.)2. По сравнению с 1988 годом вдвое увеличилось количество принявших Таинство Святого Крещения - 70 498, и более чем вдвое возросло количество венчаний - 118 9153.

В 1989 году в Казанском соборе Волгограда был сооружен новый позолоченный иконостас, для него заново написаны иконы. Для всех соборных храмов в Саратове и Волгограде были приобретены в Воронеже комплекты больших колоколов. Владыка Пимен записал: «Все колокола размещены в колокольнях, и теперь благовест в этих городах плавает над городом, побуждая народ к молитве и к радостному общению с Богом. В настоящее время абсолютно во всех храмах нашей епархии имеются колокола и производится трезвон»4.

В 1990 году была издана книга В.Х. Валеева «Из истории саратовских церквей: Краткий иллюстрированный справочник», впервые обобщавшая сведения о церковных сооружениях города. Владыка в кратком обращении к читателю прозорливо отметил: «Справочник также ценен как для тех, кто собирается восстановить, реставрировать пришедшие в запустение молитвенные сооружения, так и для тех, как это ни фантастично звучит, кто мечтает восстановить храмы, от которых сейчас не осталось камня на камне. Всему свое время»5.

В 1990 году было зарегистрировано 32 новых прихода, епархия насчитывала уже 82 церкви6. Посещение правящим архиереем приходов было, как и в предыдущее время, регулярным явлением, Владыка отмечает: «Тем более, что мы получили в пользование многие храмы, которые следовало приводить в порядок либо что-то строить заново, и приходилось обсуждать эти вопросы на месте»7. Часто молебен, проповедь совершались архиереем среди руин, под открытым небом.

Почти во всех храмах епархии производились текущие и капитальные ремонтные работы, однако в годы перестройки все труднее становилось с приобретением строительных материалов. Храмы реставрировались на средства, постепенно собираемые прихожанами и на дотацию от епархиального управления, которая базировалась на взносах наиболее богатых храмов в общеепархиальный реставрационный фонд. В ряде случаев рядом с храмами приобретался дом, используемый в качестве молитвенного дома, в нем совершались положенные службы и требы. Иногда в финансировании реставрационных работ принимали участие колхозы, совхозы, комбинаты и другие советские предприятия. Были образованы реставрационно-ремонтные комиссии, в функции которых входило наблюдение за составлением проектно-сметной документации, за строительными и реставрационными работами8.

Владыка замечает: «В провинции, в районах дело с передачей идет легче, местами даже колхозы помогают с жильем для священника, с домом для молитвенного дома, с стройматериалами для храма...»9. Еще на Поместном Соборе в июне 1988 года Архиепископ Пимен в своем выступлении рассказал о том, что в Саратове затягивается передача большого Покровского храма на ул. Горького. Несмотря на то что имелось решение горисполкома об освобождении храма и о передаче его верующим 1 декабря 1990 года, художественные мастерские не спешили покидать храмовое здание10.

Подобная картина наблюдалась и в отношении возрождения в Саратове скита. Владыка пишет: «Мы хотим возродить монастырскую жизнь, отремонтировать храм и служить в нем, устроить дом для престарелых, восстановить садово-огородное хозяйство для питания монахинь и инвалидов. Но возродить скит мы не в состоянии, т.к. владелец храма и земли - „Медтехника". Все мои обращения в горсовет, облсовет, горисполком окончились ничем»11. Первое богослужение в скиту состоялось на Пасху 1992 года, и при первом иноческом постриге матери Евфросинии Владыка Пимен плакал12.

В начале 1990 года вышло большое интервью Владыки Пимена в областной газете «Коммунист». 23 февраля в Саратовской филармонии состоялся вечер на тему «Церковь. Культура. Нравственность». Владыка выступил с докладом и отвечал на вопросы из зала. После перерыва хор Свято-Троицкого кафедрального собора дал концерт из церковных песнопений.

В первый день Пасхи 15 апреля 1990 года по приглашению начальника областного управления внутренних дел генерал-майора В.И. Шинкаренко Владыка посетил колонию усиленного режима, где содержатся преступники, совершившие особо тяжкие преступления. В зале было собрано около 400 человек. Владыка провел с ними беседу на тему: «Что буду делать по выходе из тюрьмы и о чем буду думать до выхода». Владыка записал: «Заключенные просили многих из них крестить, исповедовать, причащать. Все это сейчас делает специально назначенный мною священник»13. Владыка выступает в Волжском райисполкоме, на радио, в доме архитектора, в здании театра оперетты, в консерватории на вечере, посвященном экологии, в школе, в Доме офицеров.

Как социальный манифест прозвучала статья Владыки «Боже, храни Россию!», написанная в начале 90-х годов, в период всеобщего развала, размежевания и распущенности. Написанная ярко и эмоционально, статья называет корень всех общественных бед - отсутствие религиозно-нравственного воспитания и, как следствие, возникшая большая духовная опустошенность в людях. В 1992 году Саратовская студия кинохроники сняла по благословению Владыки Пимена фильм «Из жизни Саратовской епархии» (режиссер Георгий Матыс). Небольшая двадцатиминутная кинолента демонстрировалась по саратовскому телевидению и стала для многих горожан и жителей области первым знакомством с Православной Церковью.

С 3 марта 1989 года Владыка Пимен являлся членом саратовского общества «За спасение Волги» и встречался с Председателем Верховного Совета А.И. Лукьяновым в связи с ухудшением экологического состояния реки14.

За два года - с 1988 по 1990-й - количество крещений выросло более чем в два раза, венчаний - в шесть раз. В Духосошественском соборе Саратова наблюдалась такая трогательная картина. В собор явилась учительница одной из школ и привела с собою почти целый свой класс для совершения над детьми Таинства Крещения (естественно, что в классе были и уже крещеные дети, и потому класс пришел не в полном составе). Священник не только совершил Таинство, но и произнес глубоко прочувствованную проповедь15. За 1990 год Владыка рукоположил 34 человека во пресвитера и 33 - во диаконы.

Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 10 апреля 1989 года Архиепископу Пимену было поручено составление проекта положения к Уставу об управлении Русской Православной Церкви «Процедура церковного судопроизводства». Владыка создал проект положения на 19 страницах. Делегация Саратовской епархии в составе Архиепископа Пимена, протоиерея Николая Архангельского и И.П. Бабина принимала участие в работе Архиерейского Собора 1990 года и в избрании Святейшего Патриарха Алексия II.

С начавшейся перестройкой Владыка Пимен перестал быть «невыездным». В 1987 году, спустя 30 лет после его последней поездки за границу в 1957 году в Югославию, Архиепископ Пимен посещает Германию. С 22 по 26 января 1988 года делегация в составе Архиепископа Саратовского и Волгоградского Пимена, протодиакона Лазаря Новокрещеных и переводчика С.Г. Гордеева по приглашению епископа города Ковентри Симона Баррингтона посещает Великобританию. В Лондоне они были гостеприимно приняты митрополитом Сурожским Антонием (Блумом). В ходе торжеств Архиепископ Пимен передал икону Спасителя собору Ковентри, делегация была принята Архиепископом Кентерберийским Робертом Ранси, главой Англиканской Церкви16.

В 1989 году Владыка участвовал в 23-м Кирхентаге (общехристианском фестивале) в Западном Берлине, где беседовал с президентом ФРГ Р. Вайцзеккером. Затем Архиепископ Пимен посетил Польшу. В том же году он возглавил паломническую группу и спустя долгие годы вновь посетил Святую Землю.

С 1990 года Саратов стал открытым городом и стало возможно посещение иностранцами саратовских соборов.

В середине ноября этого года Архиепископ Саратовский и Волгоградский Пимен вместе с протодиаконом Лазарем Новокрещеных и диаконом Михаилом Беликовым находились в Ковентри по приглашению епископа Симона в связи с 50-летием разрушения города немецкими бомбардировщиками. Основное торжество состоялось 14 ноября в кафедральном соборе Ковентри, где служилась месса. Присутствовали королева Елизавета II с мужем, президент ФРГ Р. Вайцзеккер, епископы, мэры городов, зарубежные гости. Волгоградско-саратовская делегация была помещена на почетном месте возле алтаря. По окончании богослужения у Владыки состоялся разговор с королевой Елизаветой, в котором он отметил, в частности, что между ним и королевой имеется родственная связь по линии А.С. Пушкина. Как записал Владыка Пимен в своем дневнике, «Елизавета II и ее муж герцог Эдинбургский были приятно удивлены и даже обрадованы неожиданным сообщением. Последовали рукопожатия, улыбки»17.

Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода в 1991 году в связи с увеличением количества приходов (в обеих областях уже был 101 храм) была возрождена Волгоградская епархия, возглавил ее Архиепископ Герман (Тимофеев) с титулом Волгоградский и Камышинский (ныне в сане митрополита). Саратовская епархия ограничилась пределами одной Саратовской области, возглавил ее Архиепископ Пимен с титулом Саратовский и Вольский.

22 августа 1991 года Владыка был приглашен председателем Горсовета на сессию Горсовета по случаю провала попытки захвата власти ГКЧП. В своей речи он объяснил позицию Русской Церкви в дни путча: «Патриарх осудил ГКЧП и воззвал ко всем православным верующим с осуждением этой группы»18. По просьбе всех депутатов в Свято-Троицком кафедральном соборе он отслужил благодарственный молебен19.

Начатая Владыкой Пименом во второй половине 80-х годов большая работа по возрождению церковной жизни продолжалась. Основным предметом его забот стало возвращение епархии ранее принадлежавших Церкви храмов и другого недвижимого имущества. Храмы стали отдавать, но все они были в плачевном состоянии. Практически все требовали капитального ремонта, а некоторые не подлежали восстановлению. В епархиальное управление стали во множестве стекаться прошения от настоятелей новообразованных приходов о финансовой помощи. Вскоре стало ясно, что для восстановления возвращенных храмов не хватит не только доходов епархиального управления, но и средств всех действующих церквей Саратова и области. Члены епархиального совета, настоятели давно действующих крепких приходов, на которых по благословению архиерея легли заботы о попечении над вновь появившимися общинами, просили Владыку больше не увеличивать их количество. На эти просьбы Владыка спокойно отвечал: «Сейчас надо брать всё». Конечно, это было верное решение.

С ростом числа приходов закономерно появилась другая проблема - недостаток духовенства. Кадровую брешь закрывали в основном певчими церковных хоров - людьми более или менее подготовленными в вопросах литургики. Вторым эшелоном шли активные прихожане, среди которых встречались и бывшие сотрудники органов внутренних дел, и комсомольские работники. Уровень их начальной подготовки был, в основном, довольно низким, а представление о новом поприще - весьма туманным. Расписание богослужений, вывешенное на дверях переданного в начале 90-х годов храма и начинающееся словами «Товарищи прихожане» - не выдумка, а реальный факт. О систематическом духовном образовании кандидатов оставалось только мечтать.

Следует сказать и о другой проблеме. Если ряды священнослужителей нужно было пополнять, то от некоторых церковных работников надо было срочно избавляться. Речь идет о тех же членах пресловутой двадцатки, старостах и иже с ними, людях «из раньшего времени», как писали классики советской литературы. С этими людьми Владыка повел решительную борьбу в духе «демократизации и гласности», сообразуясь с требованиями времени. Снятие наиболее одиозных личностей проходило в храме - открыто и гласно - после богослужения при большом стечении народа. Удалялись только те люди, кто наносил явный злонамеренный вред Церкви. Справедливости ради надо сказать, что значительная часть церковнослужителей осталась и в постперестроечное время.

Проблема образованных кадров духовенства с каждым годом становилась все острее, а ее единственное решение было одно - возродить в Саратове Православную Духовную семинарию. История открытия семинарии растянется на долгие восемь лет и станет самой драматичной и масштабной во всей новейшей истории епархии - как по длительности, так и по накалу страстей, а также по силе противодействия. Этот вопрос решался на самом высоком государственном уровне.

«Битва за семинарию» - так охарактеризовал Владыка Пимен в годовом отчете на имя Святейшего Патриарха Алексия II попытки возобновить в Саратове деятельность духовной школы. «Приняв во внимание пожелание Вашего Святейшества и Поместного Собора о том, чтобы были восстановлены духовные семинарии в тех городах, где они были, я стал изыскивать возможность получения соответствующего здания. Как раз в Саратове оказался пустующим и в аварийном состоянии бывший (до 1918 года) архиерейским дом. Ставился даже вопрос о его сносе, но общественность города отстояла дом, и какая-то организация стала его ремонтировать. Я обратился к местным властям с просьбой передать этот дом с прилегающей часовней (пока что там - планетарий) Русской Церкви. Отношение к нам было положительным, и я получил резолюцию председателя городского совета: "Передать часовню после завершения строительства нового планетария. О времени передачи архиерейского дома будет сообщено позже". С радостью я сообщил об этом Вашему Святейшеству, наметив в 1991-1992 годах открытие семинарии. Но не тут-то было. Оказалось, что организация, ведущая ремонт в архиерейском доме,- мединститут, и планируется там создание дома культуры для медиков, и якобы уже израсходовано на ремонт один миллион рублей. Началась целая битва за этот дом. Церковь поддерживали общественность, депутаты, интеллигенция, комиссия по законодательству. Оказалось, что всего этого мало. Мединститут развернул агитационную работу, стал собирать подписи студентов и педагогов, набрал их свыше 2000 и твердо выступил против организации духовной семинарии в архиерейском доме. Нам даже пытались доказать, что архиерейский дом - не культовое здание, и оно не подпадает под действие Закона о религиях»20.

«Когда мединститут узнал, что городские власти склоняются к передаче архиерейского дома под семинарию, он направил десятки грузовиков с книгами мединститутской библиотеки и завалил весь второй этаж дома, хотя ремонты далеко не были окончены»21.

В результате многочисленных обращений управляющего епархией в органы законодательной и исполнительной власти Саратова и в немалой степени благодаря настойчивости епархиального юриста Л.Г. Мануковской вопрос о судьбе архиерейского дома был вынесен на сессию Саратовского городского совета. 6 мая 1991 года шестая сессия Горсовета, наконец, вынесла решение о передаче архиерейского дома Церкви и о выселении оттуда библиотеки в другое здание к 1 августа 1991 года. Это решение саратовских законодателей было первым актом государственной власти в Саратовской области, совершенным в соответствии с Законом РСФСР «О свободе вероисповеданий».

Реакция мединститута была быстрой. Снова десятки грузовиков повезли книги, и уже оба этажа были забиты книгами, а руководство мединститута заявило, что оно не уйдет из архиерейского дома, т.к. передаваемые ему помещения якобы непригодны для устройства библиотеки.

В январе 1992 года Саратов посетил Президент России Б.Н. Ельцин. В здании областной администрации состоялась встреча с ним «отцов области», на которую, несмотря на противодействие бывших аппаратчиков, был приглашен Архиепископ Саратовский и Вольский Пимен. Узнав о вопиющем безобразии, творящемся вокруг бывшего архиерейского дома, Президент призвал власти в самом скором времени решить этот вопрос. Однако бездействие областной и городской администрации позволило распоряжению Президента увязнуть в инстанциях местной власти. Мединститут продолжал завозить книги и даже пытался оспорить в арбитражном суде решение сессии Горсовета о возврате здания Церкви. Перемены в вопросе, казалось бы, навеки застывшем, начались после того, как группой депутатов Российского Верховного Совета от Саратовской области был послан запрос Президенту, по прямому указанию которого только и зашевелились новоназначенные главы администрации Саратова и области.

Владыка записал: «Оставляя здание, мединститут с беспримерным варварством растащил все мало-мальски ценное: осветительные приборы, линолеум с полов и даже... дверные ручки. Естественно, что состояние здания, разрушительно «отремонтированного», пораженного грибком и разграбленного, оставляет желать много лучшего»22.

25 сентября 1992 года состоялось открытие Саратовской Духовной семинарии. Ректором был назначен протоиерей Николай Агафонов. Несмотря на трудности, был набран 1-й класс в составе 27 человек и открыт Свято-Успенский семинарский храм, в котором воспитанники семинарии проходили богослужебную практику, служения в храме начинались с вечера среды и продолжались до воскресенья. Благодаря ходатайству Владыки Пимена перед главой администрации области семинария получила благотворительное перечисление, на которое была приобретена автомашина и продукты для семинарской трапезной23.

По саратовскому телевидению на новый 1992 год показывали поздравление архипастыря, а рождественское богослужение транслировалось из Свято-Троицкого собора. В соборной крещальне для шестидесяти детей была устроена елка, которую посетил Владыка Пимен и подарил каждому освященные в Вифлееме иконки. Такая же елка была устроена в Казанском соборе Волгограда. «И не передать словами, с каким благоговейным вниманием, с сияющими и восторженными глазами смотрели и слушали дети и их мамы, бабушки и дедушки рассказ Владыки Пимена о его пребывании в Вифлееме»24.

С 1991 года в разных храмах епархии открылись воскресные школы25. К концу 1993 года их было уже восемь, в них обучалось 450 учащихся26 - они были предметом постоянного внимания Владыки. В перестроечное время это было делом новым и неизведанным. Воскресные школы создавались с трудом. Но Владыка был непреклонен: при каждом приходе должна действовать воскресная школа, и никакие ссылки настоятелей на занятость их самих и клира ремонтно-строительными работами и колоссально выросшим объемом треб (что было правдой) не действовали. Вскоре детские воскресные школы стали привычной и неотъемлемой частью церковной жизни каждого прихода.

Валерий Теплов, Александр Яковлев
Журнал «Православие и современность» № 11 (27) 2009 г.

Авторы выражают признательность
протоиерею Лазарю Новокрещеных,
В. И. Корниловой за помощь в работе

1 СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1988 год. Л. 2.

2 СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1989 год. Л. 2.

3 СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1989 год. Л. 8.

4 СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1989 год. Л. 10.

5 Валеев В. Х. Из истории саратовских церквей: Краткий иллюстрированный справочник. Саратов, 1990. С. 6.

6 СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1990 год. Л. 1.

7 СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1990 год. Л. 6.

8 СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1990 год. Л. 7.

9 СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1991 год. Л. 8.

10 СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1990 год. Л. 7.

11 СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1991 год. Л. 8.

12 Захарич В., прот. Постригается раба Божия // Саратовские епархиальные ведомости. 1993. № 2. С. 7.

13 СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1990 год. Л. 9.

14 Баринов А. Спасти Божью благодать // Саратовские епархиальные ведомости. 1991. № 3. С. 9.

15 СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1991 год. Л. 6.

16 СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1988 год. Л. 49-57.

17 Новокрещеных Л., протод. Старый город с молодым сердцем // Саратовские епархиальные ведомости. 1991. № 1. С. 20.

18 Пимен (Хмелевской), архиеп. Всегда с Богом. Саратов, 2000. С. 210.

19 СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1991 год. Л. 13.

20 СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1990 год. Л. 15.

21 СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1991 год. Л. 11.

22 СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1992 год. Л. 7-8.

23 СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1993 год. Л. 10.

24 Баринов А. Возрождение красоты // Саратовские епархиальные ведомости. 1991. № 2. С. 21.

25 СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1991 год. Л. 11.

26 СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1993 год. Л. 31.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=7698&Itemid=3

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Теплов
Все статьи Валерий Теплов
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06