itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Человеческая премудрость и премудрость Божия"

Во всём православном мире в этом году проходят мероприятия, посвящённые памяти отца Георгия Флоровского, скончавшегося 11 августа 1979 года

0
228
Время на чтение 5 минут
Сегодня имя Георгия Васильевича Флоровского хорошо известно образованному читателю России. Между тем, первые его книги появились в постсоветской печати только в 1991 году, это были репринтные издания знаменитого труда «Пути русского богословия». В доперестроечные времена это сочинение отца Георгия можно было прочесть в церковном самиздате, в толстом двухтомнике альбомного формата с ксерокопированным текстом. Такой тяжеленный том, помнится, и вынес мне в 1988 году один из священнослужителей московского храма преподобного Пимена, ныне настоятель церкви Тихвинской иконы Божией Матери, что в Сущёве, о. Владимир.

О.Георгий Флоровский стал первым богословом, открывшим мне путь в храм православной религиозной мысли. Школа мышления этого богослова, его подход к религиозно-философским исканиям интеллигенции начала и середины XX века с той поры навсегда стали определяющим вектором для меня и многих других, открывших для себя богатство русского богословия. Его основной труд, в котором дан исчерпывающий анализ русской религиозной мысли в предреволюционной России, на протяжении не одного десятка лет признавался многими как основной библиографический справочник по истории духовной культуры России. Эта книга выдержала многочисленные издания. И сегодня без материала, собранного в ней, немыслимо представить себе учебник по истории русской философии, а без его многочисленных статей - самой истории религиозной философии России. Из множества церковных деятелей в книге «Пути русского богословия» положительную оценку автора получили, по его мнению, лишь самые значительные, в их числе А. С. Хомяков, свт. Филарет (Дроздов).

Георгий Флоровский родился 28 августа 1893 года в семье одесского протоиерея Василия Флоровского, ректора Одесской семинарии. В 1916 году окончил историко-филологический факультет Новороссийского университета. Увлекался историей философии, естествознанием, углублённо изучал творения святых отцов Церкви. Потому его мировоззрение не носило характер спекулятивно-философского, не было богословско-традиционным. В эмиграцию о. Георгий уехал с родителями в 1920 году. Сначала в Болгарию, затем в Прагу, где защитил в 1923 году магистерскую диссертацию «Историческая философия Герцена».

В эти годы о. Георгий Флоровский участвует в работе первого организационного съезда Русского студенческого христианского движения, сближается с философами русской эмиграции. На короткое время настороженно-отрицательное отношение к западному рационализму, культуре, собственный принцип приоритета православной веры и её духовных традиций сблизили Флоровского с основателями «Евразийского движения», говорившими о своеобразии российского пути развития. Он принял участие в издании сборников евразийцев «Исход к Востоку», «На путях», «Россия и латинство». Однако вскоре о. Георгий стал критиком этого движения (см. его статью «Евразийский соблазн»).

В Праге он становится членом организованного о. Сергием Булгаковым религиозно-философского общества «Братство св. Софии», где было много представителей религиозной интеллигенции начала XX века, которые принимали участие в Петербургских религиозно-философских собраниях, давших толчок «религиозно-философскому движению», известному сегодня исследователям как движение «новое религиозное сознание». Г. Флоровский был едва ли не первым из историков русской философии XX века, кто поместил это движение в контекст развития религиозного сознания в России. Соловьёвцы - так называли современники в начале века последователей философа Владимира Соловьёва, считали необходимым обновление русского религиозного сознания на основе так называемого возвращения к религиозной традиции, за которым на деле стоял своеобразный гностицизм, искажение христианских догматов.

В своих статьях о современной ему русской религиозной мысли Флоровский не признавал философствование как метод познания истины христианства, видя в этом внешнее, пассивное и равнодушное по отношению к познаваемому: «Познать истину в подлинном и глубочайшем смысле, - это значит не ...отобразить её в своём сознании... Познать истину значит - стать истинным, т. е. осуществить своё идеальное... Божественное назначение». И видел правильность христианского пути «не в самоутверждении логического познания, а в смирении самоотречения пред тайной Божией» («Человеческая премудрость и Премудрость Божия»).

Для Флоровского путеводной звездой между философией и богословием оставались святоотеческие творения. Он писал, что только они и являются тем путём «к новому христианскому синтезу, о котором... взыскует современная эпоха». Мейендорф писал о Флоровском: «Блестящий самоучка, не обладавший формальной богословской подготовкой». Но он не только глубоко изучил творения отцов Церкви, но и приобрёл в годы эмиграции известность как патролог, стал автором многочисленных трудов по византийскому богословию IV-VIII вв... Флоровский не вступал в открытую полемику с Мейендорфом, но в своих выступлениях неизменно призывал слушателей следовать принципу святоотеческой церковной традиции.

Верный этому принципу, Флоровский оставался и верным патриотом своего Отечества, защитником веры православной. В дискуссии о возможности и каноничности зарубежной церковной автокефалии он заявлял, что «пока союз с Русской Церковью не стал невозможен, мы должны его всячески охранять... Это и благо, и долг, и святыня...».

Переживая за положение Церкви в большевистской России, о. Георгий категорически выступал против втягивания зарубежного духовенства в какие-либо политические действия, которые могли бы навредить гонимой Церкви на родине. Наблюдая за развитием экуменического движения, Флоровский трезво оценивал возможности римско-католической Церкви в этом диалоге. Не отрицая необходимости экуменических встреч с римо-католиками, он утверждал, что исторически религиозное оздоровление католицизма неосуществимо. «Освободившись от папства, оно рухнет», - сказал он на апрельском заседании Братства святой Софии (Прага, 1929 г.).

Сегодня в среде западного духовенства существуют течения, допускающие отмену догмата о непогрешимости верховного понтифика Римской церкви с дарованием ему статуса главного епископа среди равных; представители этих течений не прочь поговорить о нашем церковном единстве. Но вопрос о том, чтобы пересмотреть девять веков своей истории, не поднимают.

В 1926 году Флоровского пригласили на кафедру патрологии в Парижский Свято-Сергиевский Православный Богословский институт, где преподавали известные богословы А В. Карташёв, о. Сергий Булгаков и др. Он и здесь был в оппозиции к доминировавшему в эмиграции религиозно-философскому движению последователей Вл. Соловьёва. В Свято-Сергиевском Православном Богословском институте Флоровский преподавал патрологию, догматическое и нравственное богословие. Лекционные курсы по истории патристики стали основой его двухтомного исследования «Восточные отцы IVв.» (Париж, 1931) и «Византийские отцы V-VIIIвв.» (Париж, 1933).

С 1948 года Флоровский жил и работал в США, где в 1951 году стал деканом, а затем и профессором Свято-Владимирской православной семинарии. В 1954 году он - президент Национального совета церквей в США, в 1956-1964 гг. возглавляет кафедру истории восточной церкви в Гарвардском университете. В последние годы жизни протоиерей Георгий преподавал в Принстонском университете на отделении богословия и славяноведения. Он скончался в г. Принстоне и похоронен на кладбище церкви св. Владимира около г. Трентон в США.

«Единственный путь истинного ведения - это путь христианского подвижничества», - написал он в 1922 году в статье о русской философии цельного знания. Этот путь богослов, историк, профессор, протоиерей Георгий Флоровский прошёл с честью и до конца. Философская зоркость сочинений, соединённая с проницательным взглядом историка, литературная одарённость, соединённая с исключительной эрудицией, делают интересным чтение его трудов и сегодня, когда книжные прилавки изобилуют богословскими и историко-философскими исследованиями прошлого времени и последних лет.

http://www.russdom.ru/node/2317

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Воронцова
Символизм и большевизм в судьбе А.А.Блока
28 ноября 1880 года, 130 лет назад родился Александр Александрович Блок
28.11.2010
Мефодий - означает "упорядоченный"
19 апреля 885 года, 1125 лет назад преставился святой равноапостольный Мефодий, учитель Словенский
18.04.2010
Все статьи Ирина Воронцова
Последние комментарии