Прецедент Охлобыстина

Насельник Троице-Сергиевой Лавры иеродиакон Арефа (Гарбузов) предлагает рассмотреть проблему совместимости актерского ремесла со священным саном с точки зрения канонического права

0
1116
Время на чтение 4 минуты
Иеродиакон Арефа (Гарбузов) Православный Интернет гудит: священник Иоанн Охлобыстин подал или собирался подать прошение Патриарху об отстранении от священнослужения. Тон высказываний на эту тему разный, временами - полярный. Большинство сочувствует отцу Иоанну, оказавшемуся в непростой ситуации, уважают его за способность ставить перед собой такие серьезные вопросы. При этом одни уговаривают его не оставлять служения, тем более что его миссия в артистической среде видится им жизненно необходимой. Другие категорически стоят за то, чтобы отец Иоанн оставил либо актерство, либо священство. Люди, смущенные имиджем и поступками отца Иоанна - священника, актера, медиадеятеля, говорят о неотмирной высоте священного сана. О том, что священник поставлен на служение Промыслом Божиим и что Божий дар, преподанный в Таинстве священства, нельзя разменивать на что-то более мелкое в сравнении с ним или недостойное его. Если священник снимается в роли Григория Распутина или царского шута, позирует перед камерой в образе вурдалака, все эти роли будут неизменно соотноситься с его священством.

Где же ответ на вопрос, вставший перед священником Иоанном Охлобыстиным? В Священном Предании, и в первую очередь - в церковных канонах. Ведь он как священник при рукоположении давал присягу: «учение веры содержать и другим преподавать по руководству Святыя Православныя Церкви и святых отец». А также обещал «проводить жизнь благочестивую, трезвенную, от суетных мирских обычаев устраненную» (из текста присяги священника при рукоположении).

Итак, каноны. 51-е правило Шестого Вселенского Собора запрещает клирикам предаваться массовым зрелищным увеселениям под страхом извержения из сана. Есть подобные постановления и в решениях Поместных Соборов. Сохранилось много высказываний святых отцов по этому вопросу. Во всех этих источниках недвусмысленно формулируется негативное отношение к зрелищам. В частности, 18-е правило Карфагенского Собора говорит о недопустимости участия священнослужителей и их детей в зрелищных мероприятиях. Каноны имеют в виду не только языческие и непристойные действа, но и другие случаи, куда более безобидные с современной точки зрения. Например, 54-е правило Лаодикийского Собора повелевает клирикам удаляться с брачного торжества, когда туда входят актеры с увеселительными представлениями. Как мы видим, речь в этом случае идет не о языческой вакханалии, а о христианской свадьбе, коль скоро священнослужители почтили ее своим присутствием. Это правило дает очень характерный пример того, как Церковь в своем Предании соотносит священство и актерство.

Тем не менее, приходится слышать, что каноны - это лишь исторические памятники, не имеющие прямого отношения к современной жизни. Это неверно в корне. Современный церковный историк и канонист, доктор богословия протоиерей Владислав Цыпин пишет, что «несмотря на историческую изменяемость действующих в Церкви правовых норм, несмотря на то, что ряд канонов неприменим вообще в буквальном смысле, а буквальное применение других недопустимо ввиду радикально изменившихся в сравнении со временем их издания обстоятельств, святые каноны неизменно сохраняют свое значение критерия церковного законодательства и фундаментальной основы церковного правосознания. Каноны всегда дают ключ к правильной ориентации в актуальных проблемах церковной жизни».

Итак, с одной стороны, канонический свод правил - не прокрустово ложе, в которое непременно нужно втиснуть живое течение жизни. Трактовки канонов, в отличие от догматов, могут меняться применительно к конкретным историческим условиям. Также может идти речь об икономии, т. е. о смягчении канонических требований в духе снисхождения к слабостям и грехам конкретного человека. С другой стороны, все это не означает упразднения самих канонов, неизменно хранящих дух, которым они были написаны. Потому что источник и фундамент канонов Церкви - это ее догматическое учение, не подверженное никаким изменениям.

Как же оценить в свете церковных канонов деятельность отца Иоанна, эксцентричного актера и священнослужителя одновременно? Можно ли священнику профессионально работать в кино, да еще в таких жанрах, в которых реализует себя отец Иоанн? Каноны говорят, что нет, нельзя. На практике же мы видим, что священник совмещает актерскую профессию со священнослужением. Пусть он пока исключение, но прецедент создан. Что возбраняет другим последовать его примеру?

Если нам говорят, что соответствующие каноны, принятые на Вселенских и Поместных Соборах, более не имеют силы, то это должно быть закреплено не менее чем соборными же постановлениями. Это еще в том случае, если будет очевидно показано, что понятия «актер», «театр» сегодня означают нечто принципиально иное, нежели в древние времена, а кино не является «зрелищем» в том смысле, в каком это слово употребляется в канонах и в святоотеческом наследии.

Впрочем, говорить о «прежних», «древних» временах оснований мало, потому что немногим более ста лет назад театр удостаивался неодобрительной оценки со стороны св. прав. Иоанна Кронштадтского и других ныне прославленных святых. А ведь в XIX - начале XX века театр был далеко не таким, как во времена Нерона. В любом случае необходима общецерковная оценка этой проблемы авторитетными пастырями и канонистами.

Пока что перед нами тупик, связанный с размытостью канонического сознания у многих современных православных христиан, в том числе - клириков. Исключений из правил стало уже, кажется, больше, чем самих правил. Церковные каноны многими людьми вообще перестали восприниматься как «правило», «образец», хотя именно это значение им было присуще изначально.

По-гречески «канон» в первоначальном значении этого слова - это инструмент для проведения прямых линий. Каноны, «правила» для того и существуют, чтобы «править» наши пути к Богу. И если каноны будут «кривыми» или вовсе отсутствовать или бездействовать, то со временем церковная жизнь потеряет свою цельность и постепенно утратит всякие видимые очертания. Понятия греха и святости мало-помалу потеряют связь с каноническим сводом правил Церкви и будут погребены под ворохом субъективных и пристрастных оценок и предпочтений. Отчасти мы наблюдаем подобное уже сегодня.

Апостол Павел пишет: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22). Но вне Священного Предания Церковь не сможет никого спасать. А вне ограды канонов - попросту растворится в греховном мире. И станет уже не «всем для всех», а «ничем для никого».

http://www.taday.ru/text/255231.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35