«Доброе кино зарождается»

Новости Москвы 
0
171
Время на чтение 6 минут

Недавно в Москве завершился фестиваль «Лучезарный Ангел», о фильмах конкурсной программы которого мы уже рассказывали нашим читателям. Об итогах фестиваля, а также о перспективах духовного становления современного российского общества мы решили поговорить с Еленой Зелинской, членом Общественной палаты, вице-президентом МедиаСоюза.

— Елена Константиновна, на только что завершившемся фестивале «Лучезарный Ангел» было представлено большое количество самых разнообразных фильмов, как мэтров нашего кинематографа, так и молодых режиссеров. Однако многие из фильмов конкурсной программы так или иначе затрагивали не только тему духовности, но и историческую тему. Чем, на Ваш взгляд, обусловлен такой интерес современного российского кинематографа к исторической тематике?

— На мой взгляд, этот интерес понятен. Пока мы не разберемся в том, что произошло с нами, со страной, мы попросту не поймем, куда нам двигаться дальше, потому что не будем знать, кто мы сами такие. Ведь, что такое история, что так ярко показано в фильме «Поп», получившем гран-при фестиваля? Наша история, это, прежде всего — самоидентификация, попытка вычленить, что в нас русское, а что советское. И это порой бывает очень не просто сделать: русский характер многогранен... Кто-то ведь может сказать, что и в советском мировоззрении было что-то хорошее, хотя я лично так не считаю.

— Чем же Вы объясняете такую довольно категоричную точку зрения?

— Главное, что характеризует советский период — это безбожие, жизнь, в которой человек отделен от Церкви, а в худшем случае вообще враждебен ей. О спасении души, о духовной жизни при советском строе вообще речь не шла... Поэтому для православного человека жизнь в стране, где проповедуется атеизм, где разрушаются храмы, где за героев почитают людей, уничтожавших духовенство как касту — такая жизнь, такой политический строй вообще не может рассматриваться как хоть сколько-нибудь положительный.

— Да, но как же быть тогда с восстановлением при советском строе института патриаршества? Ведь об этом тоже не следует забывать...

— Церковь все равно живет своей жизнью, и никак не связана с режимом. Христианству — две тысячи лет, православию — тысяча, и семьдесят лет какого-то одного политического строя… в историческом масштабе это просто ничто: стряхнули и пошли дальше. Недавно при мне владыка Евгений, сказал такую фразу: «Чем в более стесненных условиях живет Церковь, тем сильнее качество веры». Так что, думаю, восстановление института патриаршества — это даже не государственный процесс, это процесс сакральный, такой институт как патриаршество в принципе не может появиться без Божьей воли…

— Девиз фестиваля «Лучезарный ангел» звучит так: «Доброе кино возвращается». А чего, по вашему мнению, не хватает сегодняшнему российскому кинематографу для того, чтобы он стал по-настоящему добрым?

— Если честно, я всегда настораживаюсь, когда слышу слово «возвращение». К чему мы собираемся возвращаться? Обратно к советскому кинематографу? Да, в нем было меньше насилия, меньше стреляли, но ведь то же самое происходило и в Голливуде. Насилие на экране — достаточно современное явление, а раньше кинематограф был существенно мягче. Вопрос в другом: что искали герои советского кинематографа, что было их целью? Все их поиски лежали в области идеологии, морали, обрисованной в кодексе строителя коммунизма — это был такой советский суррогат нравственности. А фильмы, которые демонстрируются на «Лучезарном ангеле» пропитаны идеей духовного поиска, и это — никакое не возвращение, а абсолютно новое кино, настоящее русское кино, которое создается на наших глазах.

— На фестивале были представлены не только работы молодых кинематографистов, но и признанных мэтров, таких как Владимир Хотиненко, Александр Прошкин, Николай Досталь, чьи работы a priori привлекают в кинотеатры большое количество зрителей. Как Вы думаете, чем вызвана такая тенденция обращения массового кинематографа к проблеме нравственного становления человека, его духовного поиска?

— Как отметил на открытии фестиваля Владимир Легойда, поле духовной борьбы и духовного поиска, которое раньше были сосредоточено в русской литературе, переместилось в кинематограф. Конечно, все зависит от состояния общества; на каком языке общество лучше разговаривает, а главное — лучше слышит, на том языке до него информация и доносится.

Почему именно сегодня происходит обращение кинематографа к нравственной и духовной тематике? Мы жили в условиях одной единственной верной теории, и сам факт наличия других рассматривался как преступление, как инакомыслие. Прошло всего лишь 18 лет с тех пор, как исчез «железный занавес», как исчезли массовые запреты, как появились свободная пресса и свободный доступ к информации. Наш народ восемнадцать лет назад оказался в ситуации, в которой надо было объять необъятное, справиться с потоком хлынувшей на него с Запада информации. А иммунитета от всего того, что гигантским потоком нас захлестнуло, не было: к выбору-то нас не приучили! И этот «информационный шок» мы пережили в кратчайшие сроки! Западный мир оказался для нас как бы огромным супермаркетом — мы все сперва ринулись в отдел товаров для взрослых, и только потом стали разбираться, что в супермаркете, оказывается, и другие отделы есть, где, например, торгуют фильмами или книгами...

— То есть мы просто неправильно обрабатывали информацию?

— Мы не видели, а порой и до сих пор не видим некоторых очень важных вещей, тенденций. Например, говорят, что вся эта пошлая музыка, вся эта попса — это дурное западное влияние... Ничего подобного! В каждой американской школе есть свой хор, свой оркестр, который играет классическую музыку, джаз, так что для них вся эта попса — лишь маленькая часть от общей культуры. А, кроме того, не следует забывать, что весь перестроечный период сопровождался огромными экономическими потрясениями — семьям надо было элементарно выживать. И в этой ситуации было совсем не до музыки и не до оркестров... А сейчас настал новый период: мы выжили. Мы поняли, что выбрались из финансового и экономического болота. И пришла пора задуматься о душе.

— На прошедшем недавно Форуме «Православная Русь» много говорилось о необходимости возврата к традициям чтения, повышения интереса молодежи к книге... А как Вы считаете, что может заставить молодежь читать?

Я вас разочарую: заставить читать невозможно. Можно привить любовь к чтению, но сделать это можно только и исключительно в семье. И тут мы возвращаемся к основной, базовой проблеме: а что у нас происходит с семьей? Если малышу мама с детства читает сказки, тогда он подростком потянется и за Томом Сойером, и за рассказами Носова, а дальше — он уже снимет с полки и Шукшина, и Мериме, и Пастернака… Но начинаться все должно с «Репки»... Не следует забывать и том, что у современного молодого человека культурный фон совершенно другой, чем двадцать и тридцать лет назад. Для старшего поколения, выросшего при советском строе, литература была источником знаний обо всем: о западе мы судили по Ремарку, духовные поиски отождествляли с Достоевским, а историю учили по Пикулю… А сегодня для того, чтобы узнать как устроен современный западный мир, можно просто съездить за рубеж, можно прочитать в интернете последние новости; любое кино, любые книги доступны… Но в этом обновленном культурном фоне любовь к книге должна занять достойное место. И я думаю, что все это обязательно будет, просто сегодня, когда сбиты базовые понятия: семья, отношение к Родине, — нужно дождаться восстановления этих понятий. Да, сегодня необходимость духовного поиска очевидна, но вопрос в том, где мы будем искать? «Шестидесятники» искали ответ в области идеологии, в области науки, лбы разбивали о проблемах физики и лирики — и не нашли, пришли к пустоте. Сегодня искать нужно только в Церкви, вместе с Церковью, как единое целое, строить современную культуру.

— Планирует ли в ближайшее время МедиаСоюз какие-либо новые общественные мероприятия, способствующие возрождению духовности в России, продолжающие традиции возрождения нравственных и культурных традиций?

— Да, 11 декабря, мы проводим в Уфе фестиваль СМИ «Система ценностей». Фестиваль проводится во второй раз, в прошлом году он прошел в Москве. В этом году выросло и значение, и масштабы мероприятия — в нем примут участие около 700 журналистов со всей страны, поддержку оказывает Общественная палата, Правительство Республики Башкотарстан. Главная цель нашего фестиваля — понять, как именно современные медиа ориентируются в системе нравственных ценностей. В рамках фестиваля пройдет и конкурс журналистских работ.

В деятельности «МедиаСоюза» это не единственное мероприятие, направленное на сохранение, возрождение культурных и нравственных традиций. Например, мы оказываем информационную поддержку празднованию Дня семьи, любви и верности — возрожденного семейного праздника, который проходит в день памяти благоверных князей муромских Петра и Февронии.

— Я искренне желаю Вам успеха во всех Ваших начинаниях! Мы обязательно будем информировать читателей портала «Православная книга» о ходе грядущего фестиваля и обязательно расскажем о его результатах!

Беседовал Павел Сурков

http://www.pravkniga.ru/printversion.html?id=1195

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Зелинская
Заложник с острова Отчаяния, или Как Чуковский переписывал «Робинзона Крузо»
Елена Зелинская о христианстве, цензуре и мастерстве переводчика
27.08.2014
На волжских берегах
Елена Зелинская о путешествии в Саратовский край
21.08.2013
Не забывайте белых лебедей!
Елена Зелинская о Борисе Васильеве
13.03.2013
Гуси-лебеди
или Что такое финское православие
16.01.2012
Все статьи Елена Зелинская
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
22.04.2024 23:42
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
22.04.2024 23:03
«В США перестали верить в победу киевского режима»
Новый комментарий от С. Югов
22.04.2024 20:29
«С 1964 года население нашей страны вымирает»
Новый комментарий от Vladislav
22.04.2024 20:27
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от prot
22.04.2024 19:42
«Они хотят дискредитировать патриотический фронт»
Новый комментарий от Константин В.
22.04.2024 19:30