itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Чего я боялась, когда шла на фильм «Царь»?

Новости Москвы  Царь 
0
432
Время на чтение 5 минут

Фильм Павла Лунгина «Царь» многие зрители ждали с нетерпением. Сказывалось и яркое впечатление от предыдущих работ режиссера, и отрывочные сведения о фильме в статьях о недавно скончавшемся Олеге Янковском, и просто желание посмотреть художественный фильм, который дал бы пищу для ума. И вот, наконец, картину привезли в Саратов. Собираясь на просмотр фильма в кинотеатр «Победа» я поняла, что и жду просмотра, и в то же время боюсь его. Чего же я боялась?

...что фильм будет очень страшным, наполненным кровавыми сценами, физиологическими подробностями казней и убийств

Знакомые, посмотревшие этот фильм раньше меня, рекомендовали его как «очень мрачный, тяжелый и кровавый». Несмотря на то, что сама я смотрю в основном старое доброе кино, «Царь» не произвел на меня такого впечатления. Конечно, сцены убийств, казней присутствуют и сняты они достаточно реалистично. Да и странно было бы, если режиссер, снимающий фильм с эпиграфом «Грозный царь - грозное время», ограничился бы длинными монологами за чашкой чая. Но при этом Павел Лунгин, на мой взгляд, не переборщил с кровавыми сценами. Они сняты не «сами для себя», не для того, чтобы поужаснее было, как во многих современных фильмах, а к месту, со смыслом и без смакования подробностей. К слову сказать, на мрачность фильма сетуют почему-то те люди, которые запросто и по преимуществу смотрят фильмы про маньяков, вампиров и всемирные катастрофы.

...увидеть, как простой смертный человек играет святого

Один знакомый актер сказал мне как-то, что человек на сцене не может сыграть кого-то, кто внутренне выше и богаче его самого. Выше головы не прыгнешь. Я полностью с ним согласилась. Именно поэтому никогда не смотрю фильмы про Христа, с какими благими намерениями они бы не снимались. Человек Бога сыграть не может, ему это просто не под силу.

Со святыми вроде бы проще - они были людьми, но в то же время людьми преображенными, иными для этого мира. Очень было боязно, что в исполнении уважаемого мною Олега Янковского получится фальшивка, посмотрев на которую захочется сказать знаменитое: «Не верю!».

И этот страх, к счастью, не оправдался. В отзывах на фильм приходилось читать, что святитель Филипп мало молится, мало крестится и вообще выглядит недуховно. А на мой взгляд, в этом и проявляется какое-то внутреннее целомудрие актера. Он даже и не пытается изобразить (да поэффектнее) внутреннюю духовную жизнь святого. Святитель Филипп в его исполнении трезв, спокоен, по-монашески собран и немногословен. Режиссер и актер рисуют его образ без слащавой елейности и показного пафоса с одной стороны, и без мятущихся страстей всем напоказ с другой.

Вообще образный строй фильма напомнил мне древнерусскую новгородскую икону. Образы цельны и монументальны. Строгие лики приковывают внимание. Деталей немного и все они выражают суть конфликта главных героев. На форуме «Роскино» один из участников пафосно восклицал: «Где деревянная Москва, поражавшая иностранцев? Где царь, покоривший Астрахань и Казань?». На что другой резонно ответил: «Хотите посмотреть про взятие Казани? В чем проблема - снимайте!»

...боялась увидеть Иоанна Грозного

Царь Иоанн Васильевич - одна из самых одиозных, неоднозначных фигур русской истории. И казалось, противоречие вызовет любая подача его образа. Странно было бы узнать, что он, оказывается, хороший, умный правитель, исключительно для пользы дела загубивший несколько тысяч своих подданных. И в то же время, образ одержимого маньяка-убийцы - тоже ведь не правда или, по крайней мере, не вся.

Павел Лунгин и Петр Мамонов показывают страстного, грешного,- но человека. Человека, у которого жива душа, но странно двоится совесть. Это не обличение или восхваление со стороны. Это внутреннее сопереживание, стремление понять, как верующий человек может дойти до такого беззакония, твердо заверяя, что он во всем грешен, а в общем-то свят. И еще вопрос - а мы-то, мы-то сами не такие ли? Хотя бы чуть-чуть?

И при этом у автора нет желания очернить, посмаковать некрасивые подробности личной жизни Иоанна Грозного. Это отрицание такого понимания царя и царства, поединок с героем, но поединок честный, открытый.

...боялась поругания Церкви

Если быть точной, бояться этого начала уже в кинотеатре в первые минуты показа. Вернее, была ревность о вере, о том, как поймут далекие от Церкви современные зрители многие сцены. Царь, постоянно читающий Апокалипсис и молящийся в комнате-келье, казнящий при этом реальных и мнимых изменников, святитель, молча взирающий на беззаконие - все это наводило на далеко идущие размышления.

Но со временем этот страх тоже прошел. От сцены к сцене все яснее становилась внутренняя сила святителя Филиппа. Фильм не доказывает истины веры какими-то эффектными жестами. Но твердая, не напоказ, решимость умереть за святителя монахов Тверского монастыря, очень бережно показанное чудо, слова обличения святителем царя, сказанные с болью в сердце, убеждают, к моему удивлению, и наших современников. Недаром на форуме несколько раз попались высказывания о том, что фильм сильный, интересный, вот только Церковь уж больно хорошо показана.

...боялась недоброго отношения к истории родной страны

К слову сказать, мне она совсем небезразлична. И когда в свободолюбивых газетах и на волнах радиостанции «Эхо Москвы» начинают поливать ее грязью, меня это очень задевает. Но после просмотра фильма «Царь» у меня вызывают удивление обвинения в ненависти к России в адрес Павла Лунгина. Ведь не он же первый назвал царя Иоанна IV Грозным. И не он первый рассказал об убийстве святителя Филиппа, умолчав, между прочим, о собственноручном убийстве царем преподобномученика Корнилия Псковопечерского.

Странно и страшно видеть, что для русских патриотов любой правдивый исторический рассказ воспринимается как оскорбление и поругание Отечества. Вот, например, автор книги Царств не скрывает и темные подробности из жизни псалмопевца царя Давида, образ которого был очень дорог еврейскому сердцу. И мы видим, как царь плачет о своих грехах, кается. А рассуждал бы в духе поклонников Грозного - подумаешь мол, убил какого-то одного мужа одной женщины, - и не было бы у нас пятидесятого псалма.

А русские патриоты готовы писать и говорить, что Грозный убил всего лишь тысячи четыре своих соотечественников. Да дело даже не в царе, а в нежелании честно взглянуть на историю своего народа. Как будто Родину можно любить, только если история ее безупречна.

...боялась смотреть в кинотеатре

Наверное, лет пять не смотрела ничего в кинотеатре. В основном фильмы смотрю на дисках - либо одна, либо в компании единомысленных людей. И потому смотреть такую картину в окружении молодых людей, жующих попкорн и отпускающих неуместные остроты, поначалу было очень тяжело. Но постепенно остроты смолкли, попкорн жевать перестали. А у меня крепло чувство уважения к режиссеру, какое бывает по отношению к искусному оратору, который, начав говорить в совершенно разношерстной аудитории, всех заставил замолчать и задуматься. И если не принять свою позицию, то хотя бы вступить во внутренний диалог с автором.

...боялась потерять время

И того тяжелого чувства, когда ждешь события, а получаешь сверкающий мыльный пузырь. Так, к примеру, посмотрела фильм «Адмирал» - спецэффекты, голливудские лица и ... ни о чем. Понять отношение автора к героям очень сложно, практически невозможно. Политкорректно, одним словом.

Павел Лунгин не боится открыто высказать свою позицию. Два часа наряженного сопереживания фильму, от которого невозможно укрыться в собственные мысли ни на минуту. Он требует внутреннего ответа. Причем порой ответа и на глубоко личные вопросы. Перед зрителем фильм-притча, в которой каждый видит свое. Петр Мамонов в интервью на «Радио Свобода» точно подметил особенность языка режиссера: «Никакой настырности нет, и зрителю есть место, куда ему идти. Понимаете, о чем я говорю? Это очень важная для художника вещь - высказать свою позицию, но чуть-чуть недоговорить, не до конца, оставить место слушающему, читающему, смотрящему, чтобы он пошел».

Очень приятно отметить, что на фоне современного кинематографа, где даже детские фильмы принято снимать с чувственным подтекстом, где основную ставку делают не на сильные мысли, а на эмоциональное воздействие, «Царь» очень трезвый и трезвенный фильм. Никаких полупристойных сцен, никаких вкрадчивых мелодий, работающих на подсознание. Автор прямо и честно обращается к сознанию зрителя, избегая соблазна дешевой популярности.

Фильм Павла Лунгина «Царь» вызывает потоки ненависти и восторга, бурные дебаты и споры. Значит - удался.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=7659&Itemid=4

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Ольге М.

Насколько я понимаю, речь идет о романе Алексея Иванова "Летоисчисление от Иоанна". http://www.arkada-ivanov.ru/ru/?publication=201. Поскольку я сию книгу не читал, то и не могу объективно судить о ее содержании. Рискую, правда, предположить, что, как и практически в любом романе, в этой книге много художественного вымысла. правда, насколько я понял, содержание фильма Лунгина несколько отличается от содержания романа.
Дмитрий Стогов / 05.12.2009, 07:32

1. Ответ на реплику

Во-первых, данная моя заметка писалась специально публицистическим стилем, так сказать, для простого народа, для ЖЖ, и не претендует на строго научный комментарий. Отсюда и ее "вольный" язык. Что же касается всех спорных утверждений, то они, как правило, исходят либо от иностранных авторов (А.Шлихтинг, Г.Штаден, А.Гваньини и пр.), а им доверять ни в коем случае нельзя, ибо они очерняли Россию, представляли ее страной диких варваров, этакою Скифиею-Сарматиею; либо от откровенных предателей (А.М.Курбский), которые, предав Отечество, еще и на Русь войска насылали, разгромили, например, Великие Луки. Официальное летописание периода с конца 1560-х годов по до конца не выясненным причинам отсутствует. Все позднейшие летописи, в которых повествуется о казнях ("Новый летописец", "Пискаревский летописец" и пр.), относятся уже к XVII веку и, как правило, использовали в своей основе свидетельства того же Курбского и иностранцев. Опричные архивы же, как утверждал покойный Р.Г.Скрынников, исчезли в результате московских пожаров XVII века или, как предполагает В.Манягин, по кое-каким другим причинам (Н.Н.Бантыш-Каменский и Н.М.Карамзин их сознательно уничтожили). В любом случае, не впадая в бессмысленную дискуссию по поводу причины их исчезновения, надобно признать, что опричные архивы до нас не дошли. Те, кто профессионально занимается историей, должны помнить знаменитое изречение Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобоса о том, что история должна, в первую очередь, должна изучаться по документам. Но документов ВООБЩЕ НЕТ. Отсюда и приходится утверждать, что многое из того, что показано в фильме "Царь", скажем так, не бесспорно. Это не значит, что вообще не было казней и пыток. Конечно, были. Но в тех пределах, которые были соизмеримы со средневековой эпохой. Как в этой связи прекрасно сказал знаток инквизиции Г. Ч. Ли, «…мы должны помнить, что цивилизация той жестокой эпохи во многом отличалась от современной: страсти были более сильны, убеждения более пылки, пороки и добродетели—более рельефны. Воинственный дух господствовал повсюду, люди полагались более на силу руки, чем на силу слова, и обыкновенно хладнокровно смотрели на страдания им подобных» [Ли Г.Ч. История инквизиции в средние века. СПб., 1911. Т. 1. С. 149-150]. Так что, думается, бессмысленно устраивать из всего этого истерику, очерняя Россию и самодержавную идею как таковую.
Дмитрий Стогов / 03.12.2009, 14:25
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Шмелева
Все статьи Марина Шмелева
Новости Москвы
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
«Фонд противостоит разрушающим сознание граждан деструктивным процессам»
К 35-летию Международного Фонда славянской письменности и культуры
16.03.2024
В нём было много красок
На смерть Александра Ширвиндта
16.03.2024
Все статьи темы
Царь
Как Лунгин научит нас Родину «любить»!
Профессор Валентин Семёнов об антирусском сериале известного режиссера
03.04.2015
Второе счастье Охлобыстина
Иерей Александр Шумский считает, что деятельность скандального актера-священника создает очень нехороший прецедент в Церкви
17.05.2014
Все статьи темы
Последние комментарии