Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Чего я боялась, когда шла на фильм «Царь»?

Марина  Шмелева, Православие и современность

"Царь" / 03.12.2009

Фильм Павла Лунгина «Царь» многие зрители ждали с нетерпением. Сказывалось и яркое впечатление от предыдущих работ режиссера, и отрывочные сведения о фильме в статьях о недавно скончавшемся Олеге Янковском, и просто желание посмотреть художественный фильм, который дал бы пищу для ума. И вот, наконец, картину привезли в Саратов. Собираясь на просмотр фильма в кинотеатр «Победа» я поняла, что и жду просмотра, и в то же время боюсь его. Чего же я боялась?

...что фильм будет очень страшным, наполненным кровавыми сценами, физиологическими подробностями казней и убийств

Знакомые, посмотревшие этот фильм раньше меня, рекомендовали его как «очень мрачный, тяжелый и кровавый». Несмотря на то, что сама я смотрю в основном старое доброе кино, «Царь» не произвел на меня такого впечатления. Конечно, сцены убийств, казней присутствуют и сняты они достаточно реалистично. Да и странно было бы, если режиссер, снимающий фильм с эпиграфом «Грозный царь - грозное время», ограничился бы длинными монологами за чашкой чая. Но при этом Павел Лунгин, на мой взгляд, не переборщил с кровавыми сценами. Они сняты не «сами для себя», не для того, чтобы поужаснее было, как во многих современных фильмах, а к месту, со смыслом и без смакования подробностей. К слову сказать, на мрачность фильма сетуют почему-то те люди, которые запросто и по преимуществу смотрят фильмы про маньяков, вампиров и всемирные катастрофы.

...увидеть, как простой смертный человек играет святого

Один знакомый актер сказал мне как-то, что человек на сцене не может сыграть кого-то, кто внутренне выше и богаче его самого. Выше головы не прыгнешь. Я полностью с ним согласилась. Именно поэтому никогда не смотрю фильмы про Христа, с какими благими намерениями они бы не снимались. Человек Бога сыграть не может, ему это просто не под силу.

Со святыми вроде бы проще - они были людьми, но в то же время людьми преображенными, иными для этого мира. Очень было боязно, что в исполнении уважаемого мною Олега Янковского получится фальшивка, посмотрев на которую захочется сказать знаменитое: «Не верю!».

И этот страх, к счастью, не оправдался. В отзывах на фильм приходилось читать, что святитель Филипп мало молится, мало крестится и вообще выглядит недуховно. А на мой взгляд, в этом и проявляется какое-то внутреннее целомудрие актера. Он даже и не пытается изобразить (да поэффектнее) внутреннюю духовную жизнь святого. Святитель Филипп в его исполнении трезв, спокоен, по-монашески собран и немногословен. Режиссер и актер рисуют его образ без слащавой елейности и показного пафоса с одной стороны, и без мятущихся страстей всем напоказ с другой.

Вообще образный строй фильма напомнил мне древнерусскую новгородскую икону. Образы цельны и монументальны. Строгие лики приковывают внимание. Деталей немного и все они выражают суть конфликта главных героев. На форуме «Роскино» один из участников пафосно восклицал: «Где деревянная Москва, поражавшая иностранцев? Где царь, покоривший Астрахань и Казань?». На что другой резонно ответил: «Хотите посмотреть про взятие Казани? В чем проблема - снимайте!»

...боялась увидеть Иоанна Грозного

Царь Иоанн Васильевич - одна из самых одиозных, неоднозначных фигур русской истории. И казалось, противоречие вызовет любая подача его образа. Странно было бы узнать, что он, оказывается, хороший, умный правитель, исключительно для пользы дела загубивший несколько тысяч своих подданных. И в то же время, образ одержимого маньяка-убийцы - тоже ведь не правда или, по крайней мере, не вся.

Павел Лунгин и Петр Мамонов показывают страстного, грешного,- но человека. Человека, у которого жива душа, но странно двоится совесть. Это не обличение или восхваление со стороны. Это внутреннее сопереживание, стремление понять, как верующий человек может дойти до такого беззакония, твердо заверяя, что он во всем грешен, а в общем-то свят. И еще вопрос - а мы-то, мы-то сами не такие ли? Хотя бы чуть-чуть?

И при этом у автора нет желания очернить, посмаковать некрасивые подробности личной жизни Иоанна Грозного. Это отрицание такого понимания царя и царства, поединок с героем, но поединок честный, открытый.

...боялась поругания Церкви

Если быть точной, бояться этого начала уже в кинотеатре в первые минуты показа. Вернее, была ревность о вере, о том, как поймут далекие от Церкви современные зрители многие сцены. Царь, постоянно читающий Апокалипсис и молящийся в комнате-келье, казнящий при этом реальных и мнимых изменников, святитель, молча взирающий на беззаконие - все это наводило на далеко идущие размышления.

Но со временем этот страх тоже прошел. От сцены к сцене все яснее становилась внутренняя сила святителя Филиппа. Фильм не доказывает истины веры какими-то эффектными жестами. Но твердая, не напоказ, решимость умереть за святителя монахов Тверского монастыря, очень бережно показанное чудо, слова обличения святителем царя, сказанные с болью в сердце, убеждают, к моему удивлению, и наших современников. Недаром на форуме несколько раз попались высказывания о том, что фильм сильный, интересный, вот только Церковь уж больно хорошо показана.

...боялась недоброго отношения к истории родной страны

К слову сказать, мне она совсем небезразлична. И когда в свободолюбивых газетах и на волнах радиостанции «Эхо Москвы» начинают поливать ее грязью, меня это очень задевает. Но после просмотра фильма «Царь» у меня вызывают удивление обвинения в ненависти к России в адрес Павла Лунгина. Ведь не он же первый назвал царя Иоанна IV Грозным. И не он первый рассказал об убийстве святителя Филиппа, умолчав, между прочим, о собственноручном убийстве царем преподобномученика Корнилия Псковопечерского.

Странно и страшно видеть, что для русских патриотов любой правдивый исторический рассказ воспринимается как оскорбление и поругание Отечества. Вот, например, автор книги Царств не скрывает и темные подробности из жизни псалмопевца царя Давида, образ которого был очень дорог еврейскому сердцу. И мы видим, как царь плачет о своих грехах, кается. А рассуждал бы в духе поклонников Грозного - подумаешь мол, убил какого-то одного мужа одной женщины, - и не было бы у нас пятидесятого псалма.

А русские патриоты готовы писать и говорить, что Грозный убил всего лишь тысячи четыре своих соотечественников. Да дело даже не в царе, а в нежелании честно взглянуть на историю своего народа. Как будто Родину можно любить, только если история ее безупречна.

...боялась смотреть в кинотеатре

Наверное, лет пять не смотрела ничего в кинотеатре. В основном фильмы смотрю на дисках - либо одна, либо в компании единомысленных людей. И потому смотреть такую картину в окружении молодых людей, жующих попкорн и отпускающих неуместные остроты, поначалу было очень тяжело. Но постепенно остроты смолкли, попкорн жевать перестали. А у меня крепло чувство уважения к режиссеру, какое бывает по отношению к искусному оратору, который, начав говорить в совершенно разношерстной аудитории, всех заставил замолчать и задуматься. И если не принять свою позицию, то хотя бы вступить во внутренний диалог с автором.

...боялась потерять время

И того тяжелого чувства, когда ждешь события, а получаешь сверкающий мыльный пузырь. Так, к примеру, посмотрела фильм «Адмирал» - спецэффекты, голливудские лица и ... ни о чем. Понять отношение автора к героям очень сложно, практически невозможно. Политкорректно, одним словом.

Павел Лунгин не боится открыто высказать свою позицию. Два часа наряженного сопереживания фильму, от которого невозможно укрыться в собственные мысли ни на минуту. Он требует внутреннего ответа. Причем порой ответа и на глубоко личные вопросы. Перед зрителем фильм-притча, в которой каждый видит свое. Петр Мамонов в интервью на «Радио Свобода» точно подметил особенность языка режиссера: «Никакой настырности нет, и зрителю есть место, куда ему идти. Понимаете, о чем я говорю? Это очень важная для художника вещь - высказать свою позицию, но чуть-чуть недоговорить, не до конца, оставить место слушающему, читающему, смотрящему, чтобы он пошел».

Очень приятно отметить, что на фоне современного кинематографа, где даже детские фильмы принято снимать с чувственным подтекстом, где основную ставку делают не на сильные мысли, а на эмоциональное воздействие, «Царь» очень трезвый и трезвенный фильм. Никаких полупристойных сцен, никаких вкрадчивых мелодий, работающих на подсознание. Автор прямо и честно обращается к сознанию зрителя, избегая соблазна дешевой популярности.

Фильм Павла Лунгина «Царь» вызывает потоки ненависти и восторга, бурные дебаты и споры. Значит - удался.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=7659&Itemid=4




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме