Святой патриарх – любимый и непонятый

0
134
Время на чтение 4 минуты

Хотя известие о смерти патриарха было ожидаемо – по причине его долговременной немощи, многие были захвачены врасплох и с чувством глубокой народной потери приняли весть о смерти Сербского патриарха Павла. Патриарх Сербский Павел был настоящим народным патриархом. Мало кто в новейшей сербской истории, полной разделений, расколов и противостояния, обладал и обладает таким авторитетом и безраздельным уважением народа. Миллионы ощущающих потерю, тысячи ожидавших в очереди, чтобы проститься с патриархом в соборной церкви, и сотни тысяч присутствовавших на его похоронах в Белграде свидетельствуют о том, насколько он сумел объединить и вдохновить сербов своей личностью и жизнью. Как редко когда, наш народ объединен своим отношением и чувством к человеку, которого еще при жизни называли «святым, ходящим по земле».

Как вышло, что слабый ребенок, который едва выжил и который, чтобы удалиться от мира, принял монашество, «потому что, как сирота и очень болезненный, не мог иметь свою семью и быть приходским священником», в итоге стал первым среди сербов? Как скромный монах, чья фраза «Будем людьми» стала народной, превратился в того, кого почитают и самые могущественные и умные и у кого просят благословения даже атеисты и представители другой веры? Как последний по мирским меркам стал первым? И, прежде всего, своей добродетелью, своим благородством, скромностью, о которой ходят легенды, он в то время, когда добродетелей становится все меньше, был еще более заметным и необычным.

Этот необычайно кроткий человек сумел сделать так, что его при жизни уважали и ценили и стар и млад, и те, кто верит, и те, кто не верит, левые и националисты, патриоты и европейцы, власть и оппозиция, что само по себе стало невероятным успехом в разделенной и нередко подверженной раздорам Сербии. Когда мы слышали, что те, кто не особо печется о Православии (как атеисты, мусульмане, католики и протестанты), говорят, что это святой человек, то, безусловно, мы имеем дело с чудом во времена, не верящие в чудеса. И даже те, кто известен как противники веры и Православия, не смели критиковать его напрямую, так как знали, насколько любят и уважают его люди. Да и дежурные борцы против традиции в своих нападках на Церковь подчеркнуто обходили стороной старого и мудрого патриарха или же облекали критику в обертки типа «не ставя под сомнение нравственную целостность, должны сказать…».

Но, хотя он был любим и уважаем, многие его не понимали. Уважаемый всеми, авторитет во время, лишенное авторитетов, он мало кем был действительно понят. Некоторые недооценивали его как кроткого и скромного монаха, считая, что он наивен, и пытались использовать его в своих целях и интересах. Говорили о нем, что он святой человек, и в то же время торговали его благословениями, думая, что он этого не замечает. Он много чего замечал, но хотел поддержать всякую благородную активность или хотя бы ту, что могла привести к чему-то хорошему, хоть и не исходила из чистейших побуждений. Другие же не понимали его жестов или слов, потому что в тот момент они не совпадали с их личными интересами и идеологическими представлениями. Каждый из них видел в нем то, что хотел видеть, и представлял патриарха соответственно своим интересам – чаще всего в черно-белом цвете. Он же просто, как смиренный мудрец во времена надменной поверхностности, не включался в идеологические и партийные разделения и схемы в Церкви и в обществе. Поэтому-то часто в церковной и политической иерархии его недооценивали как «доброго, но наивного человека». А он, как мягкий человек в суровые времена, на все эти разделения смотрел как-то по-отечески, как на детское упрямство, с которым нужно терпеливо и нежно обходиться.

Когда он говорил как искренний миротворец и примиритель на кровоточащих Балканах, некоторые, считая, что Церковь должна быть более и активнее представлена «на нашей стороне фронта», воспринимали его как чрезмерного пацифиста. И в то же время те, кто видел, как он помогает нашему несчастному народу в Косове, как он как епископ Косовский страдает со своим народом и при этом как патриарх Сербский поддерживает борьбу за свободу сербов с другой стороны Дрины[i], в идеологическом запале воспринимали его как политического националиста.

Но он в себе соединял православную миролюбивую черту (которой не было у католических и мусульманских лидеров) с искренней и ответственной заботой о своем народе на войне, где было мало заботы со стороны политиков и интеллектуалов. Итак, это был совершенно необычный и странный человек в эпоху нигилизма. Он сочетал в себе христианские добродетели с заботой о многострадальном народе, православное и национальное – что и есть сущность косовской и видовданской[ii] идеи. Он деятельно распространял это и на других, действуя объединяюще во времена неединства. Это могло казаться противоречивым только тем в Церкви и вне нее, кто не может разрешить собственные противоречия и проблему своей идентичности.

Некоторые, опять же односторонне, «толковали» его, будто он просто прагматично лавирует между направлениями внутри Церкви и государства. Это, возможно, было и так, но он делал это не по слабости и наивности, но по мудрости. Это был единственный путь для того, чтобы помирить и объединить народ, измученный язвами разделений и расколов. Такой позицией мудрого примирения течений и партий мудрый патриарх вел церковный и народный корабль к тихой пристани. Если этого не почувствовали те, кому в какой-то момент не было по душе то или иное патриаршее слово, то почувствовали и поняли обычные люди, видевшие в патриархе того, кто он есть, – мудрого человека, объединяющего народ и предводительствующего им в тяжелые годы и десятилетия. Поэтому нет ничего удивительного, что даже иностранцы примечают сейчас в нашем народе такое чувство потери, что Сербия похожа на сироту, оставшегося без народного отца.

Перевел с сербского Михаил Плетнев


[i] Под «сербами с другой стороны Дрины» имеются в виду сербы, живущие к западу от реки Дрины, то есть сербы Боснии и Герцеговины и краинские сербы в Хорватии. – Здесь и далее примеч. пер.


[ii] Видовдан – день святого Витта и одновременно день Косовской битвы.

http://www.pravoslavie.ru/put/32922.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Бранко Радун
1389 и 1999 – две битвы за Косово
Исторические параллели сербской истории
27.02.2010
«Двери сербские»
Интеллектуальный молодежный патриотический проект
28.12.2009
Все статьи Бранко Радун
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06