Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

"Жена - не помощник, а равноценный участник моего миссионерского служения"

Протоиерей  Константин  Пархоменко, Православная книга России

25.11.2009

Священник Константин Пархоменко - клирик Собора Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка. Имеет послушание работать на епархиальной радиостанции "Град Петров" и радиостанции "Благодатная Мария", возглавляет приходскую Воскресную школу для взрослых и школу для детей, преподает в Православном Общедоступном Университете. В 2007 году назначен руководителем сектора по работе с семьей (Отдел по Социальному служению Санкт-Петербургской епархии).

Отец Константин - автор книг и статей, знакомящих читателя с основами православной веры. В их числе - "Жизнь, написанная от руки", "Православие в деталях", "Знакомьтесь: Православие", "Зачем нам нужна Церковь" и многие другие.


- Отец Константин, Вы ведете активную просветительскую деятельность: руководите сектором по работе с семьей, преподаете в Православном университете, в воскресных школах, сотрудничаете с радиостанциями, ведете свой сайт в интернете. Как Вы находите время, чтобы еще и писать книги?


- Времени всегда мало, но нужно его стараться находить.

Если позволите, приведу выдержку из моей статьи, написанной для газеты "Православный церковный вестник":

"В чем сложность работы? Для меня - в отсутствии свободного времени. Для многих священников нехватка времени - самое сильное препятствие, но работать в этом направлении все же нужно.

Вкладывать силы в проповеди, лекции, статьи, которые будут звучать, трубить на весь мир - поверьте, благодатней, чем заниматься тем же, но в рамках своего прихода.

Три года назад был издан замечательный "Дневник" протопресвитера Александра Шмемана. Батюшка на его страницах постоянно жалуется на нехватку времени, на невозможность осуществить прекрасные литературные и богословские проекты. Но специалисты, занимающиеся модной ныне темой "планирования времени" отмечают, что о. Александр просто… не умел правильно планировать свое время. Это, кстати, беда многих пастырей.

В какое-то время отключать телефон (мы же во время молитвы или богослужения не бежим к трубке), не давать суетным и мелким делам полностью поглощать нас, привлекать современные технологии (те же диктофоны) и привлекать деятельных прихожан к расшифровке звуковых файлов - как минимум это поможет нам удачнее и продуктивнее осуществлять катехизаторское служение.

Час-два в день для чтения, писания, творчества всегда можно высвободить. Для меня чаще всего это время, когда уложены дети (с 22.30 вечера до 00.30)".

На самом деле очень важно стараться правильно планировать время. Тогда час-два в день для работы почти всегда можно найти.

- Одну из Ваших книг, "Вселение и изгнание диавола", Вы написали совместно с Вашей супругой, Елизаветой. Должно быть, она помогает Вам в Ваших трудах? Есть ли у Вас другие помощники?

- Она не помощник, а равноценный участник моего миссионерского служения.

Вообще это великая радость - иметь в жене единомышленницу. Всякий человек должен жениться на том, с кем у него есть душевное единство и единомыслие. Тем более человек, который собирается стать священником, должен в будущей супруге видеть помощницу в его деле. Божьем деле проповеди и катехизации.

Моя супруга имеет образование востоковеда, а сейчас получает второе - психолога. Это нужно потому, что очень много людей, к примеру, из моих прихожан, нуждаются в помощи профессионального психолога. И я часто не могу помочь людям с серьезными психологическими проблемами.

Я не говорю про воспитание ею детей, это тоже подвиг, вся наша детская воскресная школа, все эти беседы, проекты, достаточно известные для интересующихся людей, - все держится на Лизе.

Первая наша совместная книга называлась "О молитве" и была выпущена в 2002 году. Это хорошая книга, мы потратили на нее все лето 2002 года. Попутно, за неделю, была написана небольшая книжечка "О вселении и изгнании диавола".

Потом начались болезни и скорби, от которых мы передохнули лишь в конце 2007 года. И сегодня мы с Лизой заканчиваем большую и, по-моему, очень интересную книгу о воспитании детей в православной вере.

Как воспитать христианина в нашем безумном мире с размытыми нравственными критериями? Как научить любви к молитве, как приучить к причастию, привить любовь к литературе, искусству?.. Словом, как вырастить настоящего воина Христова?

Эта книга пишется специально по заказу издательства "ДарЪ", и, я думаю, будет очень и очень полезной православным читателям.

Из совместных с супругой проектов, которые, если Богу угодно, мы собираемся осуществить в ближайшее время это:

Написание антологии: Православное чтение для детей. Что читать ребенку на ночь, что вообще читать?

Написание курса наших уроков по Закону Божию, так, чтобы каждый педагог мог это использовать, более того, в каждой семье эти уроки можно было бы провести для своих детей.

Редактирование книги про детей Евангельского времени, встречавшихся с Иисусом Христом, живших в то же время, сталкивавшихся с теми вопросами, что волновали людей времен Иисуса и, конечно, актуальных и для нас. Эти беседы были наговорены нами на уроках Закона Божьего для детей (2004-2007 годы). Сейчас расшифрованы, но перед публикацией их нужно поправить. Эта книга будет уникальным чтением для детей, погружающим их в мир Евангелия, той культуры, той жизни… Причем герои книги - обычные еврейские дети, трое друзей: Лия, Фамарь и Овид. В результате знакомства с нашими героями мир Евангелия станет для ребенка близким и понятным.

- Не могли бы Вы рассказать историю возникновения книги "Жизнь, написанная от руки"? В основу ее действительно лег Ваш личный дневник?

- Естественно, мой личный... Знаете, с чего начался мой дневник как таковой? С записи от 21 июня 2005 года. До этого какие-то обрывочные записи делались. Но вот в этот день я ехал в другой город, на рейсовом автобусе. Шел дождь, и я смотрел в окно. На людей, на природу… сквозь стекло в потеках дождевых капель. Я обдумывал то, что произошло, что ждет. И поймал себя на мысли, что очень многое из того драгоценного, что мне давал Господь, ушло, так, что и не вспомнить. Подумал, что, если Бог даст мне прожить еще какое-то время и даст быть свидетелем удивительных случаев, чудес, жизненных ситуаций, то неужели и это должно пропасть?.. И я решил записывать.

Упрекают, что в дневнике нет острых моментов, критики священноначалия. Дело в том, что я к сплетням, осуждениям и злым зарисовкам отношусь однозначно, мне очень близок совет Христа: "Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними".

Сегодня сделал ошибку один христианин (священник ли, епископ). Завтра оступлюсь я. Но пастырский опыт показывает, что оступившийся человек кается и исправляется. А моя запись о чьем-то грехе останется навсегда. То есть она всегда будет соблазнять и смущать людей, даже если имя виновника не было произнесено. И я, получается, буду причиной того, что человек споткнется в вере, смутится, может быть, разуверится… А ведь сказано Христом: "А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море".

Недавно один известный богослов во всеуслышание заявлял о подробностях смерти Святейшего Патриарха Алексия. Зачем? Не так ли, как один блоггер остроумно высказался: "Эта тайна отцу N. не давала спать, хотелось со всеми поделиться…"

Есть вещи, которые хотя бы для того, чтобы не смутить людей посторонних, вообще нельзя выносить на свет. Нельзя и не нужно. Для чего вести дневник? Чтобы сплетничать, чтобы осуждать? Или чтобы свидетельствовать о дивном действии Божием среди нас, недостойных?

- Как родилась идея издать эту книгу?

- Когда я начал делать заметки, я не думал о скором издании. Может быть, думал, я, это произойдет лишь через много лет, и то выборочно. Но после того, как дневник был размещен на сайте, поступило предложение от издательства "ДарЪ" об издании. Думаю, это был эксперимент, имевший целью узнать, как примут православные читатели подобный формат сочинения.

- А сейчас подобный дневник Вы ведете? Будет ли продолжение у первой книги?

- Дневник он и есть дневник, а не книга. Поэтому он ведется постоянно. С новыми частями можно ознакомиться на моем сайте.

Как всегда, стараюсь записывать только то, что откликнулось в душе, как-то задело. Обычно размещаю новые большие части два раза в год.

Некоторые люди говорят: "Вот, читаем ваши записки, у вас жизнь насыщенная, не то, что у нас". Знаете, я как любитель занимаюсь фотографией. И скажу, что фотографическое чувство воспитывается. Выпусти на улицу, на одну и ту же, в одно и то же время просто человека с фотоаппаратом и фотографа. Первый не принесет никаких интересных фотографий. Ну, улица, ну, люди… Второй что-то такое подметит и снимет, что будешь удивляться.

Вот также и с дневником. Наблюдательность, внимательность надо развивать. Присмотритесь к тому, что с вами происходит, как вы на это реагируете, как это отзывается в душе… Мой друг, отец Н., недавно ставший священником (я о нем писал в Дневнике: 21.11.2008; 18.12.2008), как-то говорит: "А я вот не знаю, о чем писать…" "Как не знаешь? Разве в тебе не происходит переоценка каких-то вещей, с тех пор как ты стал пастырем? А что-то, что тебя удивило, поразило, что открылось… А то, как ты день ото дня все четче формируешь свое пастырское мнение по каким-то вопросам… Какие-то новые радости или огорчения… Как, - говорю отцу Н., - нам было бы интересно увидеть через твои записки процесс формирования пастыря…"

Но это к слову. Думаю, что, если у человека есть потребность писать, проговорить что-то на бумаге, излагая свои мысли, переживания, всегда можно найти формат, полезный не только для тебя самого, но и для того, кому твои записки могут послужить для назидания.

- В последнее время многие священники взялись за перо. Издаются не только богословские и публицистические книги, написанные клириками Церкви, но и их литературные труды: повести, рассказы, стихи. Чем, на Ваш взгляд, можно объяснить подобный интерес к творчеству?

- Знаете, дневники и мемуары появились не только в последнее время. Я слышал, что появление записок священников как-то соотносят с модной блоговой культурой. Не вижу ничего общего.

Если обратиться к дореволюционным временам, то в богословских и исторических журналах публиковалось много произведений с названиями вроде: "Записки протоиерея Михаила N"; "Из воспоминаний священника Б. О-вскаго" и т.п. У меня есть дома замечательная книга, собственно, кандидатская диссертация одного современного историка на тему: "Русский пастырь". Книга написана исключительно по запискам, дневникам и мемуарам русских православных священников XIX столетия.

Так что это явление не новое.

Другой вопрос, какие психологические механизмы побуждают человека писать дневник? Недавно на радио "Град Петров", на котором я веду передачи, состоялась дискуссия, посвященная вопросу: зачем вел дневник отец Александр Шмеман? Желал ли он публикации своих записок?

Сколько бы и кто об этом ни говорил, сошлись на том, что этого мы не знаем. Этого не знает даже друг отца Александра Никита Струве. Но отец Александр говорит в одной своей записи вот что: "Touch base [соприкоснуться с самим собой] - вот в моей суетной жизни назначение этой тетради. Не столько желание все записать, а своего рода посещение самого себя, "визит", хотя бы и самый короткий. Ты тут? Тут. Ну, слава Богу. И становится легче не раствориться без остатка в суете".

Лично я свои записки начинал из других побуждений. Как пишу я в предисловии к дневнику: "Однажды я поймал себя на мысли, что за те годы, что я служу священником, я был свидетелем множества потрясающих историй, событий. Многое, очень многое из прочитанных книг, из продуманного как-то отозвалось в душе… И все это забылось, ушло, потому что жизнь не стоит на месте. На смену сегодняшним впечатлениям, мыслям завтра придут другие, и то, что взволновало сегодня, забудется. И я решил записывать все то, что меня взволновало, запомнилось, о чем думалось. Так родился этот Дневник…" То есть это для меня самого было копилкой моих мыслей и чувств.

Конечно, каждый пишет заметки или ведет дневник из своих соображений, но если сказать о чем-то одном, объединяющем, то, может быть, это то, что некоторым людям, привыкшим работать с текстами, важно письменно проговорить, оформить свои мысли. Для себя самих в первую очередь.

- Какой из Ваших просветительских проектов Вы считаете наиболее удачным?

- Я думал над тем, что из, как Вы удачно выразились, "просветительских проектов", приносит больше пользы. Книги воздействуют на умы того количества читателей, каким тиражом они вышли (так было в до-интернетную эру). Значит, это 5-10 тысяч. Христианское радио объемлет тоже несколько тысяч человек, но тут прозвучавшее слово скоро из сознания улетучивается. Нехристианское радио, где тебе дадут выступить 15 минут, касается большего количества людей, но тут другая аудитория. Задумаются над сказанным едва ли 5%, а на следующий день останется ли и у этих людей что-то в душе и голове?..

Идеальным средством проповеди вижу интернет. Он позволяет хранить и предоставлять любому желающему все форматы моей пастырской и просветительской работы: книги, статьи, фотографии, переписку с читателями, аудиолекции и аудиопроповеди… Но об этом я подробно рассказал в статье "Зачем пастырю нужен свой интернет-сайт".

- Нам было бы очень интересно услышать Ваши советы и замечания по поводу работы нашего портала.

- Это один из любимейших моих порталов. Замечательный дизайн, огромная информативная база. Пожелание может быть лишь одно: продолжать развиваться в том направлении, которое администрация портала предприняла.

- Что бы Вы пожелали нашим читателям?

- Я счастлив, что у этого портала, как и у многих других, много заинтересованных посетителей. Если позволите, я бы сказал, что вообще могу пожелать посетителям христианских сайтов:

Не сообразуйтесь с духом века сего.



Давайте следить за культурой общения. Меня лично коробит, когда читатели присылают на сайт письма с использованием хамских, вульгарных выражений. Мы, пастыри, всегда говорим на исповеди кающимся в нецензурной речи, что эти выражения наносят вред нам самим, нашей душе. Как когда мы осуждаем кого-то или ненавидим, душу разъедает чернота, тьма, так и в отношении грубых высказываний. Наша душа вульгаризируется, лишается богоподобной лепоты и чистоты.

Пусть мир сей высказывается, как хочет. Мы, христиане, должны воспитывать свою душу. И стараться делать так, чтобы ни одно наше слово или выражение не ранило, не покоробило ближнего. Будем помнить слова Спасителя: "Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься" (Мф. 12, 36-37).

Не только слова…

Помните, как Спаситель после Преображения сошел с горы и к нему приступил отец несчастного бесноватого мальчика с просьбой помочь и исцелить сына. "Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час" (Мф. 17, 15-18).

Не думали вы над тем, к кому Спаситель обратил горькие слова упрека: О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас… Думаю, не к Своим ученикам. Род - значит народ. Ученики - это те из всего народа, кто не был неверным, развращенным и хитрым. Ученики - это те, кто все оставил и последовал за Иисусом.

А вот большинство евреев как раз были именно такими. Потребительство в отношении ко Христу, любопытство… но не больше. Почему отец мальчика сам не предпринял ничего для спасения сына? Почему не пошел за Иисусом, не поддержал Его, где мы с этим отцом еще встречаемся? Был ли он рядом, когда Спасителя мучили и смеялись над Ним? Получил и ушел. Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить… При чем тут ученики? А ты сам?

Это лишь эпизод, который хорошо характеризует определенное умонастроение: обратиться ко Христу лишь для того, чтобы что-то от Него получить.

Некоторые христиане (а среди них и посетители сайтов), кажется мне, ведут себя в русле поведения вот этого отца. Религия нужна им лишь для практической пользы. Или для умственной утехи. А хочется спросить: а что ты, именно ты сделал для Бога?

Мы здесь много говорили о моем пастырском дневнике. Приведу одну из самых последних выписок:

"15 октября 2009 г.

Вчера И.: - Отец. К., я хотела бы ради Господа что-то доброе делать….

И., красивая молодая женщина, болела онкологией, но сейчас, после курса химиотерапии, операции, вроде чувствует себя неплохо. Неплохо-то неплохо, но болезнь коварная и, конечно, может проявиться опять.

- Отец Н. предложил мне взять ребенка из детского дома. Но я подумала: я много работаю, и получится, что этот ребенок будет на моей маме".

Задумчиво говорю:

- Это правда. Ребенка сейчас брать нельзя. Может быть, потом, но не сейчас. А чем вы занимаетесь?

- Я юрист.

- Очень хорошо. Будем служить Господу своей профессией. Давайте помогать верующим людям в смысле юридической консультации, юридической помощи.

- Я согласна. А как это сделать?

- А вот как, - говорю. - Сделайте визитки: христианский юрист такая-то и свой телефон. И, когда ко мне будут люди за помощью обращаться и им нужна будет юридическая помощь, я буду им давать ваши визитки.

…Сегодня, в 9 часов утра, я в соборе. Готовлюсь к службе. Вдруг И., моя вчерашняя собеседница:

- Батюшка, возьмите, пожалуйста, - и протягивает пачку визиток. 100 штук, изящно отпечатанные: ХРИСТИАНСКИЙ ЮРИСТ. Ниже - имя, фамилия и телефоны.

- Как вы успели?..

Изумленно переворачиваю упаковку и читаю рекламу: "Для тех, кто любит быстрее. Оперативная цифровая печать".

Какие замечательные люди! Дочь вся в маму. Про ее маму я писал в Дневнике, в самой первой записи (зима 2003 г.):

"Вот пятидесятилетняя Л. Сегодня она работает в котельной, раньше была маляром. Со своей подругой, В. они сделали бесплатный ремонт в квартире одного хорошего, но малоимущего человека.

Она тоже имеет добровольно взятое на себя послушание, навещает и окормляет больную старушку. А каждый год (КАЖДЫЙ!) она на свою дачу, где сама ухаживает за мужем, детьми, внуками, берет из дома инвалидов безногую женщину. И, представьте себе, безногий инвалид, эта женщина, знает, что каждое лето она будет не в городе, не в своей палате, а на природе, где поют птицы, шелестит ветер. Она как член семьи будет есть вместе со всеми, смеяться и радоваться".

Не сомневаюсь, что И. окончательно поправится с таким подходом к жизни. И жизнь ее будет долгой и светлой.

Итак, я хочу всех читателей призвать задуматься, что они конкретно делают для Господа, для дела Божьего? Как эти часы сидения у компьютера на христианских сайтах и форумах, эти гигабайты полученной информации претворились в практической деятельности? Учтите, Господь с нас за это спросит.

И еще раз об отце Александре Шмемане

Пожалуй, имя отца Александра чаще других упоминалось в моем интервью. Но я хотел бы сказать не о его Дневниках. У отца Александра много прекрасных работ, которые я и порекомендовал бы читать молодым христианам (Дневники советую читать лишь зрелым в вере людям). И вот отец Александр в своих работах напоминает нам об одной важной вещи, которую мы забыли. Это пророческое измерение христианства.

Вспомним книгу Деяний: "Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их" (Деян. 15, 32); "И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками" (1 Кор. 12, 28) и др.

Кто такие пророки? Это глашатаи Господа! Это те, кто посреди плещущих волн безбожия и разврата свидетельствует о едином на потребу.

Святые отцы говорили, что если в первом веке была особая харизма пророка, которая давалась особо одаренным христианам, то постепенно этот дар Святого Духа, как и многие другие, таким образом усвоился Церкви, что теперь каждый, кто приложит к этому усилия, может его принять.

Разве сегодня человек, ведущий церковную жизнь, изучающий богословие, любящий Господа, не может стать пророком Божиим в своем трудовом коллективе, в своей студенческой среде?

Отец Александр Шмеман призывал всех помнить, что каждый из нас может нести пророческое служение. Вот и вам, дорогие братья и сестры, я об этом напоминаю.

Храни всех Бог.

Ваш священник К. Пархоменко

Беседовали Денисова Юлия и Моисеева Мария.

Все фотографии - из личного архива семьи Пархоменко.


http://www.pravkniga.ru/intervews.html?id=1193



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме