Эта новость действительно сенсационна, ведь из летописей доподлинно известны лишь число и месяц освящения знаменитого храма - 4 ноября. И до сих пор наука придерживалась точки зрения, что София Киевская построена Ярославом Мудрым в 1037 г. - в честь победы над печенегами. Однако украинским ученым во главе с завотделом исторических исследований национального заповедника Надеждой Никитенко удалось доказать, что собор возведен значительно раньше - в 1011 году при Владимире Великом.
Киевляне, по-видимому, предоставили ЮНЕСКО серьезную аргументацию, указав на "граффити, обнаруженные на фресках с изображением cв. Василия, чье имя принял при крещении отец Ярослава".
"Буквенное начертание датируется 1022 годом, - поведала Нелли Куковальская, генеральный директор Национального заповедника "София Киевская". - Если отнять от этой даты время, необходимое на отделку здания, создание сложных мозаик и фресок, то выходим на 1011 год".
Мы можем не только порадоваться тому, что знаменитая и прекрасная София Киевская повзрослела для нас на 26 лет, но и тому, что юбилей теперь отстоит от нас совсем недалеко. А такая потрясающе круглая дата, как 1000 лет, даст нам лишний повод поразмышлять о своем историческом пути, о нас нынешних.
С сожалением приходится констатировать, что Софийский собор в новейшие времена (с момента провозглашения независимости Украины) используется раскольническими силами для пропаганды своего влияния. На совместных "акциях" по разному поводу, проводимых по инициативе и под эгидой Виктора Ющенко и без оного - то в связи с голодомором, то еще как, - тут собираются и анафематствованный раскольник М. Денисенко (т.н. "киевский патриарх", ведущий свою заблудшую паству в ад), и автокефалы, и греко-католики...
Но мы верим, что Киевская София будет возвращена в лоно канонического православия.
Расскажем же об этом древнем храме.
В IX - начале XII вв. Киев был центром Киевской Руси, местом, где подвизались великие русские святые Антоний и Феодосий и впоследствии сонм других печерских молитвенников. Конец X-XI вв. - время развития культуры Киевской Руси, достигшей своего наивысшего расцвета именно в период правления Ярослава Мудрого (1019 - 1054). До 1052 г. в крупнейших русских городах были построены самые величественные храмы домонгольской Руси: собор Софии в Киеве, Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036 г.) и собор Софии в Новгороде (1045 - 1052 гг.). По своим размерам (особенно Софийские соборы Киева и Новгорода) они относятся к крупнейшим культовым сооружениям эпохи.
Как водится, уже в самом названии заложен посыл: храм, яркий образчик византийско-киевского зодчества, посвящен Софии - "Премудрости Божией". Исследователям удобно было в этой связи соотносить Софию Киевскую с личностью Ярослава Мудрого. Так и писали: "Святая София - главное культовое сооружение Киевской Руси времен князя Ярослава Мудрого. Считается, что храм заложен в 1017, а освящен в 1037 гг.". Теперь, как видим, даты эти оспорены. Достоверно известно, что в 1051 г. в Софийском соборе был хиротонисан Иларион, первый "митрополит из русских".
Утверждение о том, что в качестве ктитора выступил Ярослав, воздвигший храм в память победы над печенегами в 1036 году, неоднократно подвергалось сомнению.
Высказывалось предположение, что собор заложил еще Владимир I Святославич, а завершение строительства и украшение здания фресками и мозаиками относится уже к правлению его сына Ярослава и происходило не позднее 1020-х годов. Однако это мнение не стало общепринятым. А. Поппэ и А. И. Комеч отнесли начало строительства храма к 1037 г.
В "Новгородской первой летописи" закладка князем Ярославом Софийского собора упомянута под 1017 г. Однако в "Повести временных лет" говорится: "В лето 6545 (1037). Заложи Ярославъ городъ великый, <...> заложи же и церковь святыя Софья, митрополью". Различие в датах, возможно, объясняется записью в Комиссионном списке новгородской летописи: "...заложи Ярославъ город Кыевъ, и церковь святыя София сверши". Прежде полагали, что собор, таким образом, строился 20 лет - в период с 1017 по 1037 г.
Однако нет полной ясности и в вопросе о том, какая из двух церквей - Богородичная Десятинная или Святая София - была кафедральным собором киевских митрополитов.
В 1950-1960-е в научном сообществе утвердилось мнение о двух этапах строительства собора. Полагали, что наружные галереи и башни были пристроены к общему массиву здания в конце XI столетия или даже позже. В настоящее время можно считать доказанным: храм во всем своем объеме возводился одновременно без существенных перерывов в строительстве.
Строительная техника и архитектурные особенности собора свидетельствуют, что его строителями были греки, приехавшие из Константинополя. Они возводили храм по образцам и согласно традициям столичного византийского зодчества, правда, с некоторыми отклонениями.
Храм построен в технике византийской смешанной кладки: ряды квадратного кирпича (плинфы) чередуются с двумя-тремя рядами камней, служившими как бы выравнивающим слоем, а потом покрываются известняковой обмазкой - штукатуркой. Применялась и скрытая кладка с "утопленными" рядами кирпича.
В древности кровля состояла из уложенных на своды свинцовых листов. По углам храм укреплен контрфорсами - вертикальными опорами с внешней стороны стены, которые принимают на себя ее вес. Для фасадов собора характерно обилие лопаток, которые соответствуют внутреннему членению пространства опорными столбами. Наружные стены галерей и апсид украшены многочисленными нишами.
С западной стороны по византийской традиции к храму примыкают две лестничные башни, ведущие на хоры и плоскую кровлю - гульбище. Во время богослужения хоры предназначались для великого князя, его семьи и приближенных. Однако имели они и светское предназначение: здесь князь, по-видимому, принимал послов и обсуждал государственные дела. Здесь же хранилось книжное собрание Софийского собора. Возможно, в отдельном помещении находился и скрипторий - мастерская по переписке книг.
Внутреннее пространство собора представляло собой равноконечный крест с алтарной апсидой на востоке; с севера, юга и запада находились двухъярусные аркады. Над средней частью креста возвышался центральный купол. Главный объем здания окружали два ряда открытых галерей.
Вопрос о внутреннем декоре западной части главного нефа приобретает принципиальную значимость в связи с изучением ктиторской фрески с изображением семьи Ярослава Мудрого, расположенной на западной стене двухъярусной аркады.
В течение веков церковь претерпела многие изменения. При разгроме Киева Батыем в 1240 г. она была разграблена. Впоследствии храм неоднократно горел, постепенно приходил в ветхость, подвергался "починкам" и переделкам.
В XVII в. София была "поновлена" митрополитом Петром Могилой в стиле украинского барокко, и ее внешний вид стал весьма далеким от первоначального. Лучше всего уцелел восточный фасад с апсидами, где были расчищены фрагменты древней кладки. Софию первоначально венчали тринадцать глав, образующих пирамидальную конструкцию. Ныне у храма 19 глав. Он находится, как и Киево-Печерская Лавра, в перечне всемирно охраняемого наследия ЮНЕСКО.
Сохранились словесные описания Софии, созданные иностранными путешественниками XVI-XVII вв. Эрихом Ляссотой, Павлом Алепским и другими, однако наиболее важным источником для воссоздания первоначальных форм постройки являются рисунки голландского художника Абрагама ван Вестерфельда. Он посетил Киев в 1651 г. и сделал несколько зарисовок Софийского собора и его росписей.
Интерьер Софии Киевской в меньшей степени подвергся искажениям и сохранил часть своего первичного убранства. Центром композиции внутреннего объема является залитое светом и украшенное золотом и многоцветными мозаиками пространство под центральным куполом. К нему примыкают короткие ответвления пространственного креста, которые замыкаются с трех сторон света двухъярусными аркадами, а с востока - богато украшенной мозаиками центральной апсидой с невысокой мраморной предалтарной преградой.
В храме сохранились самые ранние мозаики (самая знаменитая - Оранта) и фрески. Они выполнены византийскими мастерами.
Мозаика "Спаса Вседержителя" в зеркале центрального купола Софии Киевской - самый монументальный образ в искусстве Руси XI века. Диаметр медальона, в который он заключен, более четырех метров, расстояние от пола составляет 28,5 метра.
"Вседержитель" (греч. "пантократор" - всевластный) является одним из главных канонических типов изображения Христа, где Он представлен как Царь Небесный и Судия на предстоящем Страшном Суде.
В центральном куполе Софии Киевской "Пантократора" окружали четыре архангела - подобно церемониальной охране византийского императора при торжественном выходе. Это архангелы Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриил. Из них сохранился только один, трудно сказать, какой именно, так как изначальных надписей нет.
Единственный "Архангел" из мозаик Софийского собора дошел до нашего времени не полностью: имеются утраты в крыльях, а низ одежды и ноги были дописаны Михаилом Врубелем. Фигура архангела огромна: ее высота составляет 3,85 метра.
На стенах собора найдены нацарапанные надписи - граффити. Около 300 граффити свидетельствуют о политических событиях прошлого, в них упоминаются конкретные исторические деятели. Наиболее ранние надписи, как видим, дают возможность исследователям уточнить датировку внутренней отделки церкви. Именно надпись с датой 1022 г. и позволила современным исследователям высказаться и о дате закладки храма - 1011 г.
София - место захоронения киевских князей. Здесь погребены Ярослав Мудрый, его сын Всеволод, а также сыновья последнего - Ростислав Всеволодович и Владимир Мономах. Вопрос о том, почему члены одного семейства были погребены в разных церквах, - в Софии и в Десятинной, - у историков убедительного ответа не получил.
Десятинная церковь в Киеве - двадцатипятиглавая церковь в честь Богородицы - была одним из первых каменных сооружений, возведенных греческими мастерами в конце X в. К сожалению, от этого знаменитого сооружения до нас дошел лишь фундамент. Во время монголо-татарского нашествия захватчики подожгли храм, и под его развалинами были погребены последние защитники города. Сейчас известно более 150 памятников архитектуры, дошедших до нас от домонгольского времени.
Софийскому собору отводилась роль главного храма Киевской Руси и оплота христианской веры. На протяжении нескольких веков София Киевская была центром общерусской соборности, средоточием политической и культурной жизни страны. Прошли годы...
Сегодня, уплатив за вход 2 гривны, вы легко попадете на территорию Софийского музея-заповедника, доплатив еще 5 гривен, можно любоваться открывающейся панорамой города с колокольни Софийского собора. По весне тут красиво цветут желтыми цветками изобильные кусты форзиции свисающей, а белеющие древние стены храма с удивительной резьбой под зелеными куполами прекрасны в любое время года. Здесь тихо, уютно, благодатно, у этих древних каменьев. На лавочках сидят молодые мамы, покачивая коляски с младенцами.
На площади у главного входа в Софийский монастырь, прямо напротив барочной надвратной колокольни, одной из "визитных карточек" Киева, стоит памятник Богдану Хмельницкому - легендарному гетману Украины, сделавшему в 1654 году решительный шаг к воссоединению некогда единого русского народа. Ибо в единстве - сила!
http://odnarodyna.ru/topics/11/271.html