itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Над Донцом утес стоит, к небу крест свой возвышая...". Часть II

0
148
Время на чтение 6 минут
Часть I

Отчего эти горы святы

Святитель Филарет Гумилевский, архиепископ Черниговский, знаменитый историк и исследователь древностей пишет: "...cпрашивается: с чего горы, лежащие на Донце, на стороне Татарской, называли в 1547 г. и следующих годах Святыми горами? Понятно было название их Донецкими горами... Почему же Донецкие горы названы Святыми?" И поясняет название тем, что к тому времени место давно было прославлено подвижниками русского православия.

Сооружение храма св. Николая Чудотворца, находящегося на меловой горе, куда ведут 326 ступеней, относят ко времени явления чудотворного образа этого святого, известного уже в 1540 г. Алтарь храма был высечен в скале из мела, а вся церковь построена из кирпича. (В 1859 г. храм был возобновлен на средства Е. В. Шабельской и освящен Филаретом, архиепископом Харьковским. В 1874 г. изюмский купец И. П. Извеков устроил в нем золоченный резной иконостас из берестового дерева.) Ныне Николаевская церковь, словно вырастающая из меловой скалы над Донцом, - символ Святогорья, наиболее интересный и древний наземный памятник монастырского комплекса.


Церковь Николая Чудотворца в Святогорске

Одна из версий историков относит возникновение обители к глубокой древности, а именно - к VIII-IX вв., что вполне согласуется с пещерным характером обители (мы помним, что все первые, самые прославленные наши обители начинались с пещер) - отнесем ли мы это к киевским подвижникам Антонию и Феодосию или к молитвенникам, пришедшим, как говорит вторая версия, со святой горы Афон.

Почивший в 1859 г. здешний знаменитый архимандрит Арсений погребен в пещерной усыпальнице. Рядом с ней, согласно воле усопшего настоятеля, устроили пещерную церковь во имя Алексия, человека Божия (до пострижения в монашество Арсений носил имя Алексей), "мужа святой жизни, обладавшего высоким даром рассуждения", при жизни своей не раз имевшего возможность собеседовать с преподобным Серафимом Саровским, ведшего переписку с преподобным Моисеем Оптинским и Святителем Филаретом Московским, с которым они были очень близки по духу.

Летом 1861 г. Святогорскую обитель посетила императрица Мария Александровна с детьми, к ней присоединился и государь император Александр II. Святогорская обитель произвела большое впечатление на царскую семью, и государь вручил архимандриту Герману (Клице, родом из Нежинских купцов) крест, украшенный алмазами и изумрудами.

Неподалеку от монастыря был устроен скит св. Арсения, в котором жило до 30 монахов. Сохранились только пещерные кельи и проходы между ними, напоминающие об иноческих подвигах. (Именно здесь, в сохранившейся доселе келье с окошечком на Донец, 17 лет провел преп. Иоанн Затворник).

Келья Преподобного Иоанна Затворника

Кроме духовного делания и обучения детей в окрестных селах, подкармливания неимущих, обитель всегда вела и огромное образцовое хозяйство - сотни десятин пахотной земли, крупорушки, сеновальни, мельничные поставы, шорные, слесарные, иконописные, позолотные мастерские, сотни голов крупного рогатого скота, более тысячи ульев на пасеке, виноградники, сады, больница, образцовая в Харьковской губернии, приют для сирот, ремесленная школа для мальчиков из окрестных сел, несколько монастырских школ, где монахи преподавали и в которых обучалось несколько сот детей.

Во время Первой мировой войны обитель открыла в своих стенах госпиталь для раненных воинов и приютила 750 беженцев с Волыни, где шли ожесточенные бои, а также часть братии киевских монастырей и Почаевской Лавры. Сюда были эвакуированы ризницы Почаевского Свято-Духовского скита и Волынской епархии. Некоторые иеромонахи Святогорской обители служили полковыми священниками на фронте, где героически проявили себя, за что были награждены наперсными крестами и орденами.

Как мы жили в нашем безбожии

Сразу по наступлении безбожного времени все имущество было описано и изъято, кощунства над священными предметами в обители сопровождались избиением и убийством монастырской братии. С 1922 г. советской властью Святогорская пустынь была закрыта, а на ее территории организован Дом отдыха для рабочих Донбасса. Больничный храм Ахтырской Божьей Матери, а также Спасов и Арсеньевский скиты за ненадобностью разрушили. Обитатели монастыря подверглись жестоким репрессиям, часть его насельников была сослана на Соловки. Архидьякон Авраамий, умерший в 1960-е, свидетельствует в дневниках о погромах и закрытии монастыря. Он рассказывает, что в помещении обители было убито 17 человек: некоторых зарубили шашками, послушнику Тимолаю отрубили пальцы рук... Существуют акты о злодеянии большевиков в обители, которыми Святые Горы были переименованы в Красные. Возвышавшийся на соседней горе двухэтажный храм Преображения Господня был ими взорван.

В 1927 г. как символ господства революции был воздвигнут гипертрофированно огромный каменный памятник Артему (Сергееву) - коммунистическому деятелю, который устанавливал в крае советскую власть, способствовал закрытию Святогорского монастыря. Это "каменный Артем" стоит над Лаврой и по сей день, и с некоторых точек символически выглядит как попирающий ногою купола лаврских церквей, находящихся у подножия Святых гор.

Памятник Артему (Сергееву)

Сегодня обитель чтит и память игумена Иоанна Стрельцова, прошедшего 12 лет лагерей, который навсегда остался в памяти народа как великий старец, духовник, общавшийся с преподобными Кукшей Одесским и Амфилохием Почаевским.

В Лавре сегодня стоят две гробницы подвижников благочестия - схиархимандрита Михаила (отбывшего 10 лет каторги) и игумена Иоанна. И таких мучеников в истории обители немало.

В 1961 г., при Н.Хрущеве, когда были закрыты Почаевский скит, Киево-Печерская Лавра и 9 тысяч приходов, люди приходили к отцу Иоанну и спрашивали: "Батюшка, что же это будет, что же будет дальше?" "Да не переживайте, еще откроется Святогорская обитель, еще обитель процветет и прославится, колокола еще затрезвонят!" Люди, выслушивая это, говорили: "Батюшка, вы нас утешаете, ничего этого уже не будет..." А он стучал кулаком по столу и говорил: "Маловеры! Я же вам сказал, что - будет! А колокола будут такие, что до Красного Лимана будет слышно".

День сегодняшний. "Святогорская болезнь"

В 1992 г. предсказания святогорских старцев сбылись, и в обители вновь зазвучали слова молитвы и возобновилось монашеское жительство - поначалу с восьми насельников.

В 1992 году из Казанского храма в Пушкинских горах, когда Святогорский монастырь был возвращён Русской Православной Церкви, туда вернулась явленная и чудотворная икона Божией Матери Одигитрия Святогорская.

Чудотворный образ Божией Матери Одигитрия Святогорская

В настоящее время в Лавре около 120 человек, около 70 находятся в постриге.

На 5 колокольнях монастырских собрано 54 колокола, а звонарями сохранены древние и заново составлены до 30 мелодий колокольного звона, из которых "Слобожанский", "Затворнический", "Собору преподобных отцев Святогорских" - являются плодом творчества и таланта монастырских звонарей.

Как никогда отзываются сегодня в сердцах братии слова, сказанные в XIX в. Святителем Иннокентием Херсонским в бытность его во Святых Горах: "Вам, братия обновленной обители, предоставлено Промыслом Божиим продолжать историю ее на земле, продолжать не столько повестью словесной и писанием, сколько самим делом и святыми подвигами. Войдем же в дух нашего святого предназначения. Благо нам, если мы, при помощи ревнителей благочестия, восстановим стены и возградим забрала древней обители. Но эта работа, хотя и небезтрудная, составляет токмо одни подмостки к зданию, один приступ к труду негибнущему. Существенное предназначение наше, главный подвиг должен состоять в том, чтобы в нас воскрес дух древней обители, чтобы он, облекшись как бы новым телом, явился в первобытной лепоте своей, да все, ближние и дальние, видя дела Веры и плоды любви нашей о Христе, прославили за нас Отца, иже на небесах".

По мнению настоятеля Лавры архимандрита Арсения, высказанному в интервью руководителю пресс-службы УПЦ МП В. Анисимову, "Донбасс - регион очень сложный. Если брать центральные области Украины, то население там в большинстве оседлое и имеет устоявшиеся духовные традиции. В Донецкой же области, куда в годы индустриализации десятки тысяч людей приезжали на заработки, спасались от голода, глубоких верований нет. Так же обстояли дела и в дореволюционное время, когда обитель числилась за Харьковской губернией. Святогорский монастырь был и остается оплотом охранения чистоты Православия, духовных и нравственных ценностей в этом регионе".

Лавра Святогорская, как и все пять Святых Лавр Руси, является символом единения братских славянских народов в деле общего духовного возрождения и единения на основе братской любви и Божиих Заповедей. Она стала местом, куда будут стремиться православные Украины, России, Беларуси, чтобы черпать духовные силы и поддержку Силы Господней в деле единения и возвращения на пути святости и благочестия, которыми ходила и да будет идти Святая Русь.

Святогорская Свято-Успенская Лавра

Архимандрит Арсений сказал замечательные слова о Лавре: "Божий Промысел вижу даже в том, что люди, приезжающие в качестве туристов, в следующий раз посещают святое место уже как богомольцы. Есть такое выражение "Иерусалимская болезнь": это когда человек один раз побывал в святом месте и ему еще и еще хочется посетить его. Так вот, существует и "Святогорская болезнь". Плененный Божьей Благодатью, побывавший в Святогорье человек снова рвется сюда сердцем и душой".

http://odnarodyna.ru/topics/11/266.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Минаков
О новой книге Ирины Ушаковой
«И русская жизнь воротилась, и русский вернулся народ…»
08.03.2024
Русский Харьков
К выходу книги
14.02.2024
Все статьи Станислав Минаков
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09