Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Проверка мусульманской солидарности

Богослов.Ru

26.10.2009

Кавказ был и остается одной из самых "горячих" точек планеты. Здесь на относительно небольшой территории тесно сплетены народы, исповедующие разные религии и относящиеся к различным этническим группам. Конфликты в этом регионе, подобно Ближнему Востоку или Балканам, имеют глубокие корни. Любое изменение политической или религиозной обстановки на Кавказе чревато изменениями во всем Западно-Азиатском и Восточно-Европейском регионе. Таким событием безусловно является восстановление дипломатических отношений между Турцией и Арменией.

Современная Турция претендует на роль страны, которая возлагает на себя ответственность за все тюркские народы. Особенно ярко эти патерналистские тенденции проявляются, когда речь заходит о конфликтных ситуациях с участием последних. Главную роль в этих процессах играет идеология пантюркизма - создания единого политического пространства на основе культурной, языковой и религиозной общности тюркских народов под турецким началом.

Причем религиозный фактор, по мнению некоторых экспертов, выходит на первый план. "Особенность пантюркистской идеологии состоит еще и в том, что для ее реализации в качестве дополнительного довода усиленно используется также панисламистская риторика", - пишет в своей книге "Турция и карабахский конфликт" Гайк Демоян. Идея так называемой исламской солидарности в среде тюркских народов не раз проявлялась как в ставшей уже традиционной поддержке Азербайджана в нагорно-карабахском конфликте, так и в недавних заявлениях о солидарности Турции с уйгурскими сепаратистами в Китае.

В то же самое время Турция не скрывает своего желания влиться в Евросоюз и стать полноправным членом европейского общества. Тенденция к европеизации была заложена в основу государственности Турецкой республики еще Кемалем Ататюрком после распада Османской империи. И на сегодняшний день одним из серьезных препятствий на пути интеграции в Евросоюз встает армянский вопрос. Ведь с 1993 года Турция и Армения не имеют официальных дипломатических отношений.

На прошлой неделе Армения и Турция сделали важный шаг к урегулированию этой проблемы: сторонами были подписаны протоколы об установлении дипломатических отношений и открытии армяно-турецкой границы. Следующим этапом должна стать ратификация протоколов парламентами обоих государств.

И здесь главная интрига заключается в том, какой вектор развития своей внешней политики выберет Турция. Одним из главных вопросов, стоящих на повестке дня в процессе урегулирования армяно-турецких отношений, является решение нагорно-карабахского конфликта между Азербайджаном и Арменией. Казалось бы, напрямую конфликт не связан с Турцией, но именно пантюркистские и панисламистские тенденции во внешней политике позволяют воспринимать проблему Азербайджана как свою собственную.

По данным журнала "Русский Newsweek", уход от проблемы карабахского урегулирования воспринимается большинством турецких политиков, как предательство братского народа. "Мы не против мира с армянами, но не ценой Карабаха, - говорит один из лидеров оппозиции Гюрсель Текин, глава Республиканской народной партии. - Если оккупация азербайджанской земли со стороны Армении продолжится, протоколы останутся на бумаге". В свою очередь премьер-министр Турции Реджеп Тайп Эрдоган заверил общественность в том, что не страна не бросит соседа: "Мы держим слово, данное Азербайджану. Армения должна соблюдать нормы мирового права. До тех пор, пока азербайджанские земли не будут освобождены, Турция не сможет дать положительный ответ в вопросе турецко-армянских отношений".

По мнению научного сотрудника Института религии и политики (Москва) Зураба Тодуа, "заявление о том, что этот протокол "не означает отход от принципов по разрешению карабахского конфликта" и "не противоречит интересам Азербайджана", а также другие подобные высказывания, явно направлены на то, чтобы успокоить руководство и общественное мнение Азербайджана". Очевидно, что интересы азербайджанской стороны будут сильно ущемлены, и руководство Турции будет всеми возможными способами пытаться снизить негативный эффект от процесса нормализации отношений с Арменией. "Будет сказано много слов. Будет сделано много обещаний", - считает Тодуа.

Подписанные на прошлой неделе соглашения уже показали, что турецкое правительство намерено следовать курсу сближения с Арменией, не обращая внимания на протесты со стороны Азербайджана. Это говорит только о том, что Турция имеет серьезные интересы за рамками азербайджано-турецких отношений. И в частности, карабахская проблема не является таким уж непреодолимым фактором в процессе налаживания двухсторонних отношений.

Однако, как уже говорилось, соглашения должны пройти ратификацию в турецком парламенте, который настроен не так оптимистично относительно открытия армяно-турецкой границы, как турецкое руководство. "Если Армения не уйдет из Нагорного Карабаха, турецкий парламент вряд ли ратифицирует протоколы", - говорит Синан Оган, руководитель Центра стратегических исследований Турции. По данным недавнего опроса, дружбу с армянами приветствуют лишь 28% респондентов, а 52% - против.

Такое положение обусловлено в том числе и исламской солидарностью. Эксперты отмечают постепенную исламизацию турецкой внутренней политики в последние десятилетия. Именно политический ислам стал главным противником светской модели, заложенной Ататюрком. На протяжении всего ХХ века в Турции с переменным успехом шли процессы по возвращению ислама на политическую арену. И к началу XXI века в Турции сложилось хрупкое равновесие между сторонниками светской модели государства и исламистами. При этом, как считает научный сотрудник исторического отделения ЧФ МГУ доцент А.В.Мартынкин, можно с уверенностью сказать, что в ближайшее время исламский фактор будет оказывать все возрастающее влияние как на внутриполитическую ситуацию в стране, так и на ее внешнюю политику.
В дальнейшей судьбе армяно-турецких отношений возможны варианты, которые так или иначе отразят предпочтения турецких властей.

1. Если парламент ратифицирует протоколы, не дожидаясь решения карабахского конфликта, то это станет серьезной заявкой на сохранение светской модели управления государством и продолжение дела Ататюрка. Сближение Армении и Турции станет серьезным шагом в процессе интеграции страны в европейское сообщество. В этом случае сильно пострадают интересы Азербайджана, который, скорее всего, надолго потеряет возможность присоединить Нагорный Карабах к своей территории. При таком решении ни о какой исламской солидарности Турции говорить уже не придется.

Правда не стоит сбрасывать со счетов и некий прагматизм - открытие армяно-турецкой границы экономически выгодно для Турции и при определенном раскладе может укрепить ее позиции игрока на кавказской карте. Кроме этого, нормализация отношений с Арменией для Турции может загладить другую проблему, мешающую вступлению в Евросоюз, - обвинения в геноциде армян.

Однако и в Азербайджане есть те, кто не отрицает подобного варианта развития событий: "Сближение Армении и Турции на пользу Азербайджану. Ведь если это произойдет, армяне будут менее подвержены антитурецкой и антиазербайджанской пропаганде, у Армении пропадет психология осадной крепости. Возможно, тогда и в Карабахском вопросе будут позитивные сдвиги", - считает глава департамента конфлитологии Центра мира и демократии (Азербайджан) Ариф Юнусов.

2. С другой стороны, оттягивая ратификацию соглашений, Турция будет оказывать давление на Армению в вопросе решения карабахского конфликта. Премьер-министр Эрдоган дал понять армянской стороне, что ратификация соглашений ускорится, если карабахский конфликт успешно разрешится мирным путем. Армения даже больше чем Турция нуждается в нормализации двухсторонних отношений, поскольку это выведет ее из фактической изоляции и позволит повысить экономический потенциал. Председатель Союза промышленников и предпринимателей Армении Арсен Казарян считает, что эффект и воздействие на армянскую экономику и рынок от открытия границы будет только положительным с точки зрения увеличения их объемов и потенциала, а также повышения конкурентоспособности Армении.

Правда в этом случае решение карабахского конфликта будет, скорее всего, проигрышным для Армении. Турция занимает традиционно проазербайджанскую позицию, и вряд ли турецкий парламент будет оказывать давление на Армению для решения вопроса в армянском ключе. Азербайджанское общественное мнение очень надеется, что Турция не бросит своих соратников и единоверцев. Турция будет иметь возможность показать свою солидарность с братским народом, продавливая его интересы.

Сейчас можно сказать, что сегодняшняя Турция оказалась на распутье, и окончательное решение армянского вопроса, которое в любом случае будет историческим, может указать, в каком направлении будет развиваться страна в ближайшие десятилетия: по пути светской демократии, нацеленной на интеграцию в Евросоюз, или по пути дальнейшей исламизации и политики пантюркизма. Однако не следует исключать и всевозможных компромиссных вариантов. Восток есть Восток.

Аналитическая служба Богослов.RU

http://www.bogoslov.ru/text/490695.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме