itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Священником нужно просто быть. Всегда

0
127
Время на чтение 3 минуты
Священникам набора начала 90-х годов недавнего прошлого века, наверное, чаще всего приходится отвечать на вопрос: "Почему ты стал священником?"

И не удивительно. Ведь большинство из нас, оказавшихся на приходах в годы их массового открытия, имели за плечами не только школу и службу в армии. До архиерейской молитвы над нашими склоненными на престол головами у нас уже был профессиональный и житейский опыт, который отнюдь не всегда свидетельствовал о крушении надежд и идеалов окружающего мира.

Распространенное мнение о том, что церковное служение есть следствие разочарования в повседневности или личной трагедии, абсолютно неверно. Не боюсь прослыть рационалистом и прагматиком, но для многих из нас, ставших священниками в зрелые годы, Церковь явилась возможностью реализации своего "я".

В миру приумножение своих амбиций и возможностей чаще всего имеет лишь два вектора: профессиональное совершенствование и получение материальных благ, что практически всегда ведет к духовной дисгармонии. Духовные ценности приносятся в жертву или отодвигаются на второй план. За внешним благополучием и лоском нет симфонии с сердцем, с тем, что присутствует в человеке помимо его воли, с искрой Божьей благодати, данной каждому. Для того чтобы уйти от этого разлада с собственным сердцем, некоторые бросаются на поиск неизведанных и модных духовных практик, и это обычно заканчивается прозаическим гедонизмом. Но все же большинство составляют те, кто рано или поздно вспомнят об иконе в доме бабушки и о крестике, который почему-то хочется надеть на себя. Древние слова о том, что душа человеческая по сути своей христианка, - это не просто аргумент в очередной полемике, это действительно так.

Именно поэтому в нашу Церковь в начале ее возрождения, после празднования 1000-летия Крещения Руси, пришло много служителей, которые, не имея изначально практически никакого богословского образования, внутренне поняли, что именно здесь, в храме Божьем, прекратится это бесконечное стремление к неизвестной цели, которую толком и определить невозможно.

Церковь принесла ясность и рассказала о способах, как сделать так, чтобы каждый вечер с радостью можно было сказать "Слава Богу за все", а утром не менее оптимистично произнести: "Слава Тебе, Господи, показавшему мне свет". Ведь многим, окружившим себя всеми благами и богатствами мира, эти слова никак не даются - слишком велик разрыв между внутренним и внешним.

И все же на вопрос, почему я стал священником, мне часто приходится отвечать известным и банальным: "Господь привел", потому что здесь - калейдоскоп сочетаний множества жизненных событий и ситуаций, которые только волей Божьей и определяются. Причем ни одно из составляющих выбросить нельзя, поскольку тогда нарушится их невидимая связь и последовательность. Здесь и мальчишеский страх перед "сердитым Богом" в бабушкином доме, который обязательно накажет, если не пить горькое лекарство. Здесь и первый храм, куда я пришел по собственной инициативе, потому что хотел выяснить, почему в наш век науки и техники туда ходят не только старушки, но и мой ровесник, сосед по подъезду. Тут и открытие, поразившее до глубины души в том же храме, когда я увидел на стене Александра Невского: он, оказывается, не только князь-герой, но еще и святой. Нельзя выбросить из этой цепочки и "посевовские" нелегальные книжки со статьями Ильина, рассказами Шмелева и воспоминаниями Нилуса. До сих пор удивляюсь, как мне удалось с неиссякаемым увлечением литературой "из-за бугра" благополучно пережить годы студенческие. Только теперь ясно, что это Господь помог избежать популярных тогда пяти лет высылки с тремя годами строек народного хозяйства, которые давали за чтение подобных книг.

Каждый прожитый год и все случившиеся со мной жизненные коллизии в той или иной мере вели к Богу, поэтому очень трудно выделить что-либо в качестве решающего фактора. Лишь последний год перед рукоположением, проведенный мною в Оптиной пустыни, стоит особняком, но там, в обители русской старческой славы, мне уже хотелось служить в Церкви. Намного проще вопрос о том, трудно ли священническое служение. Тут ответ элементарен: священником просто надо быть. Причем всегда: и днем, и ночью. Как только начинаешь ощущать храм Божий как место своей работы, то, по сути, ты уже просто требоисполнитель. И тогда опять начнется внутренний разлад, а чужая боль станет не сопереживанием, а досадной помехой.

Когда-то я думал, что самое тяжелое в поповском деле - это отпевать усопших. И действительно, сначала это нелегко давалось, и нужны были годы для понимания, что в данном случае ты - утешитель и даритель. В тебе видят и сострадание, и надежду. Если сможешь быть таким и твоя молитва услышана, то смерть становится для близких покойного лишь необходимым жизненным эпизодом. Если же ты для них - всего лишь обязательный антураж в похоронном регламенте, то винить в этом надо только себя...

Сложно это: любить и сострадать. Не всегда получается, да и знаменитые "искушения мира сего" - отнюдь не банальный оборот речи, а совершенно определенная реальность.

В первые годы моей службы недалеко от нас жил старенький священник, всю жизнь предстоявший перед престолом Божьим. Все у него было: и гонения, и ссылки, и тюрьма, и запреты, но когда бы я к нему ни приезжал, он всегда встречал меня с пасхальной радостью. Как-то во время беседы с ним на крылечке церковного дома я с раздражением хлопнул комара, впившегося в мою руку.

- Нельзя так, батюшка, - с укоризной сказал отец Иаков. - Что ж ты злишься-то так? Надобно просто с любовью сказать ему "кыш!", и улетит тварь Божия.

До дня нынешнего пытаюсь так поступать. Вот только пока не получается...

http://www.foma.ru/article/index.php?news=3852
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Авдюгин
Матушка и батюшка
Рассказ
26.03.2021
Новости «народного православия»
О суевериях нашего времени
30.08.2017
Петров пост: очередная четверть в школе любви
Протоиерей Александр Авдюгин о важности воздержания
12.06.2017
Все статьи Протоиерей Александр Авдюгин
Последние комментарии