Жизнь и служение игумении Марии

0
205
Время на чтение 5 минут
Война 1812 года никогда не изгладится из памяти не только людей русских, но и чужеземцев, ибо исход её решал судьбы мiра. За одиннадцать часов боя на Бородинском поле полегло 75 тысяч человек.

"Земля взмокла, напиталась кровью и почернела", - пишет современник. Нашествие Наполеона было остановлено. Господь не оставил в забвении место, где тысячи христианских воинов-мучеников, "за Веру, Царя и Отечество живот свой положивших", лежат в сырой земле. Вскоре после войны на Бородинском поле был основан - Спасо-Бородинский женский монастырь, где и по сей день ежедневно возносятся молитвы за убиенных воинов и приносится безкровная Жертва.

Нередко человек, предызбранный Богом для спасения многих, не слышит призыва Промысла Божия и тогда воля Господня явственно познаётся им в роковых событиях. Так произошло с Маргаритой Михайловной Тучковой, урождённой Нарышкиной.

После совершившегося долгожданного бракосочетания Маргариты Нарышкиной с генералом Александром Тучковым коляску счастливых молодожёнов остановил на дороге нищий старец: "Монахиня Мария, возьми посох", - сказал он новобрачной. Она с удивлением отвечала: "Я не монахиня". "Возьми посох", - настаивал старец, и взволнованная Маргарита взяла посох. В судьбе игумений Марии есть много таинственного и необъяснимого.

Она уже в детском возрасте проявляла блестящие качества ума и удивительно твёрдую волю, обладала впечатлительным и чувствительным сердцем, её влекло ко всему прекрасному и возвышенному. Маргарита очень любила музыку и пение, изящные искусства, отлично владела немецким и французским языками, любила много читать и размышлять. После героической гибели на Бородинском поле любимого мужа, душа её, пройдя через Голгофу мук и страдание, очистилась, преобразилась и засияла Божественным Светом.

Вся жизнь и служение игумений Марии - это путь. Путь, по словам свт. Игнатия (Брянчанинова), доставляющий совершенство. Такой путь есть последование за Господом.

Игумения Мария была богоизбранным сосудом. В её душе была высокая, истинно христианская любовь, смирение, неутомимое трудолюбие и мудрость, основанная на глубокой вере. Подвиг христианской любви стал смыслом всей её жизни и деятельности. Готовилась она к нему послушанием родителям, не дававшим своего благословения на её брак с генералом Александром Алексеевичем Тучковым. Шесть лет мучительного испытания были посланы ей, прежде чем она получила родительское благословение на брак. Это были первые уроки терпения и смирения. Затем - жертвенная любовь к мужу, которого она сопровождала во всех заграничных походах, разделяя с ним все трудности военной жизни. Имея душу милостивую она никогда не могла равнодушно смотреть на человеческие нужды и скорби. В этих походах, несмотря на привычку к роскоши и изобилию, она часто забывала о себе ради помощи ближним. Во время стоянки русских войск в Швеции был там голод, и она раздавала нищим шведам хлеб и деньги, ходила по их хижинам, посещала больных. Это были уроки милосердия, служения и любви к ближнему.

Она души не чаяла в любви к своему сыну, а он умер в пятнадцать лет у неё на руках. От этого горя Маргарита едва не лишилась рассудка, затем смирилась: "Се аз Господи, и чадо, еже ми дал еси".

Основание ею Спасо-Бородинского монастыря можно назвать рождением после смерти. После смерти любимого мужа Маргарита Михайловна решила посетить место его гибели. Сюда стали стекаться многие вдовы и сироты, единственным желанием которых было уединение и молитва к Богу о павших героях. В этом - одна из особенностей обители. Здесь возникла непостижимая и чудная связь живых с усопшими, то молитвенное общение, которое не прекращалось до самого закрытия обители в 1929 году. Свидетельством тому неоднократные видения монахинь!

Рахиль, подвижница и старица Спасо-Бородинская, созерцала воинов в белых одеждах и сияющих венцах. Их количество постепенно увеличивалось, и, наконец, они заполнили весь монастырь. Она говорила: "Было так радостно, как на Светлый День".

Итак, с того трагического момента, когда Маргарита Михайловна узнаёт об ужасной смерти своего горячо любимого супруга (тело его разорвало снарядом, и было найдено лишь кольцо, повисшее на дереве), начинается её крестный путь. Все скорби и тяжёлые испытания, обрушившиеся на неё, были не наказание Божие за грехи, а призвание Господом взять крест свой и следовать за Ним.

В одном из писем к игумений Марии свт. Филарет, духовный отец её, пророчески указывая на её будущее высокое служение, писал: "Припоминайте чаще: сила Божия в немощах совершается. Господь в своё время препоясует и ведёт Своих избранных так, как бы они не желали, но туда, куда желают достигнуть..."

Матушка Мария в одной из своих бесед признавалась: "Я никогда не думала о том, что со мною здесь будет, а только о том, что уже было. Бывшее же здесь слишком сроднилось со мною, чтобы не приковать меня навсегда к этому месту... Господь видимо пособил нашей немощи и позволил мне устроить то, чего я никогда не надеялась видеть; никогда, я не могла вообразить себе и того, что когда-либо буду игумениею Бородинскою..."

Поначалу она, чтобы увековечить его память, решила построить там небольшую церковь для совершения постоянной литургии. Она продала все свои драгоценные вещи и прибавила к этой сумме вклад в сто тыс. рублей, сделанный самим Государем Александром I. Рядом с будущей церковью она выстроила маленький домик-сторожку для своих приездов во время возведения храма, в котором и поселилась окончательно после внезапной смерти своего сына Николеньки вместе с преданной ей до самой смерти француженкой-эмигранткой мадам Бувье, его нянькой.

Начался новый этап в жизни игумений Марии, этап высокого служения Богу и людям. С этого времени её личная молитва об убиенном герое-супруге становится общественной молитвой обо всех воинах православных. Не тотчас же возникла святая обитель. Митрополит Филарет, узнав об опасном душевном состоянии Маргариты Михайловны после тяжёлых утрат, тотчас же приезжает к ней в её домик-сторожку.

Он обращает внимание безутешной вдовы и матери на вдов и сирот, поселившихся, подобно ей, на Бородинском поле. Святитель советует ей составить из них монашескую общину. Маргарита, несмотря на своё тяжёлое состояние, послушалась святителя и покорилась. С тех пор в смиренной душе её водворился мир.

Вначале это была небольшая община, преобразованная в 1838 году в монастырь. Сам Государь Император Николай I внёс значительный вклад для постройки монастыря, вокруг обители возвели стены с четырьмя башнями по углам, построили церковь во имя Филарета Милостивого - небесного покровителя митрополита Филарета, под чьим духовным руководством находилась святая обитель. В конце июля 1839 года митрополит Филарет освятил новый храм и весь монастырь, а через год в Троице-Сергиевой Лавре Маргарита Михайловна, будучи к тому времени в постриге с именем Мелания, приняла от рук владыки пострижение в мантию с наречением имени Мария.

Свет её добродетелей засиял на всю Россию. Благодаря уважению многих иерархов и милости к обители всего Царственного Дома, Спасо-Бородинская игумения стала опорой для всех несчастных, приходящих к ней. Все свои личные средства она вкладывала в обитель. Жертвы на монастырь поступали от князей, купцов и Царственного Дома.

Любовь к Богу и ближним была главным в ее жизни. Она не пропускала ни одной церковной службы. В её обители был строгий устав. Совершалось чтение о павших героях неусыпаемой Псалтири.
Молитвенный дух обители привлекал сюда множество людей. Сам Государь Император Николай Павлович любил помолиться в этом святом месте.

Истинная христианская любовь тесно соединяла между собой бородинских сестёр. Любвеобильная душа матушки Марии - печальной вдовы и осиротелой матери - обрела неистощимую силу в кругу своего постепенно умножающегося семейства. О её смирении и терпении, о сердце, исполненном любви и попечения о своих чадах, свидетельствуют её письма сестрам.

Игумения Мария подготовила благодатную почву для возникновения в монастыре старчества. Женское старчество было всегда редким явлением. После блаженной кончины игумений Марии в 1852 году в обители старчествовали такие угодницы Божий, как схимонахини Сара, Рахиль, монахиня Митродора и другие.

Так исполнила своё божественное назначение на земле приснопамятная игумения Мария. Грешная, как она сама себя называла по великому своему смирению.

В монастыре и ныне совершается спасение душ человеческих, молятся за мир и усопших героев. Спасо-Бородинская обитель на протяжении всего своего существования, вплоть до закрытия её в 1929 году, поддерживала в людях высокий патриотический дух.

Вечная память игумений Марии, которая так же, как и герои Бородина, положила душу свою за друга своя.

http://russdom.ru/node/2043
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Вечный жид» в романе И.С. Тургенева «Рудин»
Новый комментарий от архетипика
18.04.2024 16:16
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 15:40
На картошку!
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 15:38
Ватикан и Фанар готовят страшнейшую диверсию
Новый комментарий от Бармалей
18.04.2024 15:00
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Сергей
18.04.2024 14:40
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Сергей В.
18.04.2024 14:35