Нам нужно наконец по-настоящему обрадоваться

0
102
Время на чтение 3 минуты
Обстоятельства, в которых оказались христиане в начале XXI века, напоминают, как ни странно, ситуацию первых столетий христианской эры, когда Церковь находилась в языческом окружении. Последние десятилетия XX века во всех "цивилизованных странах" (не исключая в данном случае и России) отмечены небывалым всплеском интереса к оккультизму, реабилитацией древних языческих культов, лавинообразным ростом количества сект. Вместе с тем большое воздействие на общественное сознание оказывают квазирелигиозные идеологии - старые и новые, политические и стилизованные под "чистую науку", но обладающие явными чертами тоталитарных учений. Конечно, христиане в упомянутых странах не подвергаются сегодня прямым гонениям за веру, но гонение на Самого Христа продолжается и усиливается. Современный мир, именующий себя постхристианским, стремится оттеснить христианство на периферию культуры, как маргинальное явление, а в идеале - совсем вытеснить из нее.

Что же в этих условиях делаем мы, современные христиане? Как ни горько об этом говорить - мы сами содействуем маргинализации нашей веры. Мы хотим быть современными "любой ценой", не думая, что это может означать - ценой отступления от Христа. Мы знаем, что всякий человек, имеющий не эклектичное, а последовательное мировоззрение, называется сегодня "фанатиком". Если он решается говорить о своих взглядах вслух, да еще и публично - он становится "экстремистом". Ну а если он, чего доброго, еще и жить пытается в соответствии с ними - тут налицо все признаки "фундаментализма". Поскольку ни в одну из этих категорий нам попадать не хочется, мы боимся открыто позиционировать себя как христиане, оправдываясь тем, что не хотим обидеть людей, мыслящих иначе, "навязыванием" своей веры.

Впрочем, мы и в самом деле этого опасаемся: современные представления о политкорректности настолько глубоко проникли в наше сознание, что мы искренне считаем неприличным упоминать о "своем" Христе в присутствии людей, которые не считают Его "своим".

Но случается у нас и боязнь иного рода. Поскольку жить-то мы хотим - "как все нормальные люди", не обременяя себя лишними запретами в нравственном и поведенческом плане, то любой действительно обиженный нами человек может нам крикнуть: "А еще в церковь ходит!". Не лучше ли не упоминать о своем хождении туда, чтобы "не вводить в соблазн ближнего"?

Бывает и так: мы сами воспринимаем христианство как периферийное явление своей жизни, не имеющее отношения к другим ее сторонам. Потому и не считаем нужным информировать кого-либо о своей конфессиональной принадлежности. Даже чей-то вопрос о ней воспринимаем как бестактный: "По какому праву он лезет в мою личную жизнь?".

Все это так непохоже на мироощущение и поведение ранних христиан! Они жили, как и мы, в поликультурном мире, но по-другому ощущали свое место в нем: им была присуща иная самоидентификация. Если мы, желая определить свою идентичность, выдвигаем на первый план национальные, социальные, профессиональные и даже корпоративные критерии, то христиане первых веков сознавали себя в первую очередь учениками Христа и членами Церкви. И, хотя в их общины входили, как мы знаем, самые разные люди, хотя большинство из них, приходя в Церковь, не разрывали родственных связей и не оставляли своей прежней деятельности (если, конечно, эта деятельность не была греховной) - они считали себя христианами par excellens, прежде всего. Это определяло их отношения с другими людьми. Живя в языческом мире, они не стеснялись свидетельствовать ему о Христе, хотя тогда это было намного опаснее, чем сейчас! И в результате мир стал христианским.

Конечно, та эпоха неповторима. Но Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8). Его слова обращены к нам так же, как и к людям ушедших веков. В каком-то смысле наше время даже лучше многих эпох, теоретически считавшихся христианскими, но на практике далеко не всегда бывших таковыми. Лучше тем, что почти не оставляет иллюзий. "Мейнстрим" современной жизни так далеко ушел от христианства, что трудно долгое время обманываться на этот счет, пытаясь совместить несовместимое: жить как все и быть христианином.

Ведь пока мы будем христианами "к слову сказать" - нам нечего будет сказать внешнему миру, к диалогу с которым нас сегодня так усердно призывают. Мир не услышит нас, так как не почувствует в нас чего-то принципиально инородного, иноприродного ему самому - сегодняшнему миру.

До тех пор, пока мы будем стесняться своей веры во Христа, нам будет стыдно просить Его о помощи. А без Его благодатной помощи каждый из нас не просто "как все", но зачастую намного хуже.

Нам нужно проанализировать при свете Евангелия свою систему ценностей и выправить ее. (Когда я говорю "нам", я действительно имею в виду прежде всего себя; я по опыту знаю, как сильно тщеславие.) Нужно освободиться от ложных страхов. Нужно, наконец, по-настоящему обрадоваться тому, что мы - счастливейшие люди, люди Церкви. Не отдельного храма, в который ходим, а Вселенской Православной Церкви, в которой мы живем. Точнее, можем жить, если захотим. Если это произойдет, тогда XXI век действительно станет если уж не великим, то, по крайней мере, очень значимым веком для христианства.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=7367&Itemid=5
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Александр Волков
19.04.2024 10:41
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11