Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

"Волшебный сад" Жостова

Татьяна  Кураина, Православие.Ru

14.10.2009

В Москве в выставочном зале Фонда народных художественных промыслов (Леонтьевский пер., д. 7) открылась выставка "Волшебный сад", посвященная 185-летию Жостовской фабрики декоративной росписи. На выставке представлены подносы и шкатулки XIX века из мастерских Вишняковых, уникальные произведения 20-50-х годов ХХ века, а также изделия жостовских мастеров нашего времени высочайшего художественного уровня.

Подмосковная деревня Жостово давно стала символом народного искусства. Почти два века жители этой деревни владеют мастерством изготовления и росписи подносов, передавая секреты ремесла от поколения к поколению.

История появления подносов в Жостове тесно связано с развитием другого, не менее известного художественного промысла - лаковой миниатюры Федоскина. Территориальная близость двух деревень сыграла свою роль: изначально материал для изготовления миниатюры и подносов был один и тот же - папье-маше.

Предприимчивые крестьяне братья Вишняковы в начале 1810-х годов организовали производство лаковых табакерок, коробочек, сигаретниц и чайниц. Со временем ассортимент расширился, и значительное место в нем стали занимать подносы, как из папье-маше, так и металлические. В прейскуранте мастерской Вишняковых значилось: "Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч. Существует с 1825 года".

Рост городов в середине XIX века привел к увеличению числа гостиниц, трактиров, питейных заведений. Спрос на подносы сильно возрос, и их производство стало приносить большую прибыль. В 1870-1880-е годы стали появляться новые мастерские по изготовлению подносов, из которых самыми крупными были мастерская О.Ф. Вишнякова и Е.Ф. Беляева. Именно к этому времени относятся наиболее ранние из сохранившихся жостовских подносов. Подносы в старину не подписывались, и определить время их изготовления можно было лишь по клеймам мастерских.

Жостовская мастерская имела свой неповторимый стиль. Наиболее дорогими считались подносы с жанровыми сюжетами, изображавшими мчащиеся тройки, чаепитие, охоту, крестьянских девушек, а также знаменитые жостовские букеты - как правило, это были розаны и георгины в обрамлении диковинных цветов, вьюнов и плодов. Изображение букета подчинялось плоскости подноса.

Подносы использовались не только для подачи блюд. Их вставляли в углубление столов, они служили оригинальной столешницей, а также являлись украшением интерьера домов, причем как купеческих, так и аристократических.

В начале XX века производство подносов практически прекратилось и возобновилось лишь в 1920 году с оживлением "кустарно-художественной промышленности". В 1928 году в Жостове появилась артель "Металлоподнос", в которой работало более 200 человек. Изделия отличались высоким качеством, которое достигалось ручной выделкой на всех стадиях производства. В эти годы цветочная роспись стала преобладать над жанровой и пейзажной. Промыслу пришлось пережить непростое время, когда, желая изменить традиционную направленность, была предпринята попытка внедрить специфику станковой профессиональной живописи. Однако ведущие художники предприятия смогли этому противостоять. С 1960 года предприятие стало именоваться фабрикой декоративной росписи, на которой до сих пор работают представители жостовских династий Антиповых, Беляевых, Гогиных, Гончаровых, Вишняковых, Леонтьевых, Можаевых, Савельевых, Кледовых, известных с середины XIX века.

Сегодня жостовский поднос можно по праву считать одним из символов русской самобытной культуры.

На открытии выставки, посвященной 185-летию жостовского промысла, мы встретились с художницей жостовской фабрики Татьяной Васильевной Кураиной, которая поделилась с нами секретами этого яркого и праздничного искусства.

- Татьяна Васильевна, каковы традиции жостовского промысла?

- Работы жостовских мастеров - это металлические лакированные подносы черного цвета с изображением цветочных или жанровых композиций. Сегодня изображения на подносах могут быть самыми разнообразными. В том числе изображаются и православные храмы. Некоторые подносы делаются на заказ. Помню, как-то к Пасхе мы делали большой заказ для одного храма - несколько сот подносов.

Традиционно на подносах изображаются цветочные композиции. Существуют характерные изображения цветов. Конечно, роза - это всегда роза, но художник может придумать свои формы цветка. Художнику дают лишь общее задание, например расписать поднос цветами, но конкретно композицию не навязывают. Сейчас художники имеют большую свободу и дают волю фантазии, каждый придумывает свой рисунок, у каждого свой почерк. Рисунок идет из головы, никогда художники не пользуются какими-либо шаблонами, трафаретами. Иногда рисунок рождается на ходу, уже в процессе работы. Если работа большая, то, конечно, художник прорабатывает композицию сначала на бумаге.

- А какова технология изготовления подносов?

- Металл мы закупаем в Череповце. На фабрике есть станок-ножницы, который режет металл. Основная часть подносов штампуется под прессом, большие - куются вручную.

Для росписи используются только масляные краски. Роспись у нас ведется трехслойная, возможно, благодаря этому, наши подносы имеют "глубину". Сначала создается композиция, затем изделие ставят в печь и при температуре 90 градусов высушивают. После этого художник начинает основную роспись.

Традиционно фон подноса - черный, но он может быть и другим. Интерьеры наших домов изменились, и подносы изменились, они могут вписаться в любой интерьер.

На каждом подносе сзади стоят два клейма. Одно клеймо старое, историческое, на нем изображены палитра, кисть и тюльпан, второе - клеймо действующей жостовской фабрики. После того как поднос закончен, каждый художник ставит свою подпись. Начиная с 1970-х годов каждая работа у нас авторская. До 1970-х годов художник не имел права ставить свою подпись, на обратной сторонне подноса ставилось лишь клеймо мастерской. Художников не знали, а знали только тех, кто заведует мастерской.

Когда художник закачивает работу, с подносом начинает работать художник- орнаментальщик. Орнамент сушится, затем поднос покрывается лаком в два слоя. Второй слой немного шлифуется. Всего на создание одного подноса уходит четырнадцать дней, независимо от формы и от того, маленький поднос или большой. Технология одинаковая.

- Что, помимо красок, еще необходимо для работы?

- Для работы нам необходим шпатель, которым мы разводим или стираем краску, а также составляем палитру. Еще у художника под рукой всегда должна быть линейка.

Художник расписывает поднос, держа его на коленях, - так удобнее всего. Неоднократно на фабрике предлагали ввести всякие устройства, чтобы нам было легче работать, но они не прижились. Стол обязательно должен располагаться на уровне локтя, чтобы не болела рука и удобно было пользоваться красками. Под ногами - подножка, для того чтобы колени были под прямым углом.

В качестве палитры некоторые художники используют стекло или мрамор, на котором разводят краски. Масляные краски петербургского производства, беличьи кисти, льняное масло - вот и все, что необходимо художнику для работы.

- Где можно научиться росписи подносов? И где учились вы?

- Существуют курсы в Художественной спецшколе миниатюрной росписи, там есть наше отделение. Четыре года студенты учатся бесплатно и получают хорошую стипендию. После этого приезжают к нам на практику. Правда, на нашей фабрике из последнего выпуска никто не остался, но те два месяца, которые выпускники провели у нас летом, работая бок о бок с профессиональными художниками, им запомнятся надолго.

Сама я училась в Федоскинской школе миниатюрной росписи и уже много лет работаю на фабрике. Каждый день художник учится и у самого себя, и у товарищей. Я проработала на фабрике лет десять, и только тогда мне начали нравиться мои работы.

Мои работы нравятся людям, и это очень приятно, ведь в каждую работу я вкладываю частичку своей души.

К нам на фабрику приезжает много людей, особенно со школьниками. При фабрике есть музей. Когда приезжают экскурсии, я часто даю мастер-класс по росписи подносов. При старом здании фабрики тоже был музей, но он был закрыт для посещения. В нем были собраны образцы, которых следует придерживаться. Музей изначально создавался для художников, чтобы перед нами были образцы для подражания и мы, художники, эту традицию сохраняли.

- А какие работы попадают в музей при фабрике?

- В музее есть старинные подносы, подносы с традиционной росписью и кое-какие оригинальные работы. Некоторые экспонаты для музея мы собираем по соседним деревням. Так, одна бабуля кормила кур из старинного жостовского подноса!

- Сколько человек работает сейчас на фабрике, и сколько подносов делает художник в месяц?

- Сейчас на фабрике работает не очень много людей - человек тридцать. В среднем художник делает четыре подноса в месяц. Но кто-то делает три больших, а кто-то тридцать маленьких.

Еще многое зависит от сложности композиции. Если это цветы, то они пишутся за один прием, а вот пейзаж пишется в несколько этапов.

- Где реализуется продукция жостовской фабрики, и какова средняя цена подноса?

- У нас есть договора с определенными магазинами о поставке нашей продукции, еще мы участвуем в выставках, ярмарках. Также у нас действует магазин при фабрике.

Подносы у нас не дешевые, так как работа практически на всех этапах ручная. Маленький поднос стоит где-то от 300 рублей. А некоторые большие подносы могут стоить и 100 тысяч.

- Жостовский поднос сейчас становится частью интерьера и является часто украшением наших домов. А насколько поднос функционален?

- Раньше на подносах, например, подавали чай, сейчас часто подносы вешают на стену и любуются ими.

В использовании подноса главное - не повредить лаковый слой. И мыть его надо как ребенка - детским мылом! Чтобы восстановить яркость рисунка, можно протереть поднос лампадным маслом: нужно втирать масло до блеска, и тогда рисунок засветится. Чтобы поднос сохранился дольше, лучше покрывать его салфеткой, прежде чем что-либо на него класть.

Выставка "Волшебный сад" открыта до 17 октября 2009 года.

Адрес выставочного зала Фонда народных художественных промыслов:

Москва, Леонтьевский пер., д. 7.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/32259.htm



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме