Учить на крепкой основе православных традиций

Беседа с иеромонахом Никодимом (Шматько)

0
147
Время на чтение 11 минут
Православная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского - единственная православная гимназия в Сергиевом Посаде и одна из крупнейших в России по числу учеников. Учредителями гимназии являются Троице-Сергиева лавра, Московская духовная академия и администрация Сергиево-Посадского района. В 2008 году гимназия отметила свой десятилетний юбилей. За это время она достигла определенных успехов в образовательной деятельности. Это и передовые позиции в рейтингах школ, и победы на международных и всероссийских олимпиадах. Среди выпускников гимназии - золотые медалисты, стипендиаты губернатора, студенты престижных вузов. О радостях и трудностях, которыми гимназия живет сегодня, беседа с иеромонахом Никодимом (Шматько), духовником гимназии,проректором Высших богословских курсов при МДА.

Иеромонах Никодим (Шматько)
Иеромонах Никодим (Шматько)
- Отец Никодим, вы являетесь духовным руководителем православной гимназии. Объясните, чем различается учебно-воспитательный процесс в гимназии и обычной школе.

- Воспитание предполагает питание благодатью Духа Святого. А если более конкретно, то отличается сам процесс организации обучения учащихся. Например, 1 сентября весь состав гимназии, а это более 600 человек, был на молитве у раки преподобного Сергия Радонежского в лавре перед началом учебного года. И завершается учебный год благодарственным молебном в стенах гимназии.

Каждый день в гимназии начинается с молитвы. Мы собираемся в нашем храме, где прочитываем утренние молитвы, во время которых желающие могут исповедоваться. После молитвы начинаются занятия. Начало и конец урока учащиеся тоже обозначают краткой молитвой: "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа". Если в этот день есть какой-либо праздник, то перед началом уроков может быть спет тропарь праздника. Один раз в месяц, как правило, в день какого-то праздника, до занятий совершается общая гимназическая литургия, на которой сами учащиеся поют, читают и несут послушание пономаря, а преподаватели и остальная часть учащихся молятся.

Во время поста акцент делается на исповеди. Великим постом каждому ребенку в дневник вкладывается детская исповедь с перечнем грехов, характерных для их возраста.

А вообще мы практикуем самые разные формы воспитательной работы: конференции, семинары, олимпиады, конкурсы, спортивные мероприятия, игры. Но все это проникнуто духовно-нравственным содержанием.

- Наверное, вашу гимназию по преимуществу выбирают воцерковленные родители?

- Далеко не всегда. Поступающих довольно много. В первый класс у нас конкурс три человека на место. При нашей гимназии есть и подготовительные курсы. Дети занимаются целый год и затем по результатам собеседования зачисляются. Но, кроме результатов подготовки, обращаем внимание на наличие у ребенка рекомендации духовника. Поскольку мест очень мало, некоторых учащихся зачисляем условно, чтобы впоследствии, через полгода, они своим прилежанием и достойным поведением оправдали доверие и были включены в число учащихся.

- Есть ли проблемы с дисциплиной в вашей гимназии?

- Воспитательская функция гимназии осуществляется в форме еженедельных воспитательских советов, на которых мы обращаем особое внимание на тех воспитанников, которые не соблюдают наш "Кодекс гимназиста", где описан должный внутренний и внешний облик гимназиста. Этот кодекс, по существу, содержит заповеди Божии применительно к школьной обстановке. На воспитательский совет вызывается сам провинившийся и его родители, и с ними проводится соответственная беседа. Если эта мера не оказывает должного воздействия, то мы вносим "штрафника" в так называемый "желтый листок".

В воспитательных целях у нас вот уже второй год ведется раздельное обучение, так, как это было в нашей стране до революции 1917 года. Возрастные тенденции мальчиков и девочек различны. Девочки обычно быстрее взрослеют, у них лучше развивается память. Это показывают и тесты, и олимпиады. Поэтому и подход к мальчикам и девочкам должен отличаться.

- Расскажите, пожалуйста, об особенно интересных мероприятиях, проводимых гимназией.

- Мы и сами проводим олимпиады на базе нашей гимназии, и в других олимпиадах стараемся участвовать. На всероссийской олимпиаде по ОПК наши мальчики заняли второе и третье места среди нескольких тысяч участников со всей России.

Кроме этого, в рамках воспитательной работы с детьми мы проводим конференции по разным тематикам. Поскольку наша гимназия имеет гуманитарное направление, то, помимо богословской тематики, которой занимается наша богословская кафедра, мы уделяем большее внимание истории, русскому языку и литературе в их связи с христианством. Уже проводились конференции на такие темы, как "Лермонтов и Православие", "Пушкин и Православие", "Гоголь и Православие". В прошлом году проводили конференцию, приуроченную к столетию со дня кончины праведного Иоанна Кронштадтского. Его опыт нам наиболее важен, потому что он 25 лет преподавал закон Божий в гимназии. В рамках этой конференции мы на пасхальных каникулах посетили Санкт-Петербург и Кронштадт, где находится музей-квартира Иоанна Кронштадтского. А летом 17 человек совершили паломничество на его родину в Суру, а также в монастырь праведного Артемия Веркольского, где будущий кронштадтский пастырь молился в детстве.

- Основы православной культуры - предмет, который только начинает вводиться в учебный процесс и еще не имеет достаточно апробированных учебных пособий. Какие наработки или учебные пособия используете вы?

- Программа по предмету "Богословие" ("Закон Божий") была составлена силами педагогического отдела Московской духовной академии и утверждена ученым советом МДАиС. Мы начинаем обучение детей с первого класса с основных понятий о внешней и внутренней церковной жизни и правилах поведения в храме Божием.

Во втором классе излагается Евангелие; мы рассказываем детям, прежде всего, не об учении Христа, а о Нем Самом. В уроки священной истории уже вкрапляются начатки и веро-, и нравоучения воспитательного характера.

В третьем классе преподается краткая библейская история Ветхого и Нового Заветов, которые составляют одно неразрывное целое - историю отношений между Богом и людьми до воплощения на земле Сына Божия и историю этих отношений во время земной жизни Спасителя.

В четвертом классе важно преподнести знания о вере и жизни христианской, то есть заповеди Божии, "заповеди блаженства", виды молитв, молитву "Отче наш", символ веры. По каждой заповеди и двенадцати положениям символа веры дети в качестве домашнего задания пишут краткое житие или описывают событие из Священного Писания.

В пятом классе школьники получают прививку церковной жизни. Преподаватель рассказывает о важных церковных праздниках, знакомит с таинствами, обрядами и приучает детей к литургической практике.

В шестом классе описывается судьба Церкви Христовой как общества, никогда не прерывающего своих взаимоотношений с Богом и находящегося с Ним в постоянном теснейшем общении. При изучении курса общецерковной истории учащиеся получают катехизические сведения в виде постепенного откровения их Богом.

В седьмом классе история Русской Церкви является предметом, продолжающим священную историю, только теперь на Руси. Важно преподать историю в положительных образах житийной литературы. Преподать как историю святости на Руси, однако не умалчивая и об отрицательных моментах, фактах, искажающих идеал святой Руси.

В восьмом классеюноши и девушки вместе с преподавателем более углубленно проходят Новый Завет, опираясь на святоотеческие толкования, таким образом питая свой ум благочестивыми размышлениями, сохраняя чувства в чистоте и укрепляя свою волю в добродетели.
В девятом классеподростки, подготовленные в правильном навыке толкования священных текстов, вместе с преподавателем более углубленно проходят Ветхий Завет.

В десятом классеподростки на курсе апологетики учатся защищать свою веру в пределах любви и назидания к тем, кто уклоняется от истинного почитания Бога, установленного Православной Церковью.

В одиннадцатом классевыпускники получают знания об истории возникновения, развития и новых проявлениях различных религий и сект. Кроме этого, в беседах и диспутах преподаватель дает материал о пагубности и последствиях влияния этих вероучений на психическое и телесное здоровье личности.

- Из обзора программы гимназии становится очевидным, что для преподавания в ней закона Божия требуется основательная богословская подготовка. Кто у вас преподает?

- Так как потенциал академии, рядом с которой мы расположены, велик, то мы стараемся приглашать тех, кто защитил кандидатские работы и получил степень кандидата богословия. В гимназии десять преподавателей, закончивших в разные годы Московскую духовную академию.

- Опишите, пожалуйста, один учебный день вашего гимназиста, чтобы отчетливо проступили воспитательные элементы вашей программы.

- Когда молодой человек приходит в первый класс, то он сразу попадает "в объятья" своего классного руководителя. В 8 часов утра он прослушивает утренние молитвы, во время которых может пройти свою первую исповедь и получить первые понятия о заповедях Божиих. Потом он идет на первый урок. После первого урока у него бывает очень вкусный полдник. По средам и пятницам и во все большие посты этот полдник обязательно постный. Затем он занимается до 12-13 часов дня. У более старших классов занятий побольше за счет кружков, которых у нас свыше десяти. Через два урока после полдника учащийся идет на обед. Во время полдника и обеда в столовой гимназисты прослушивают житие святого, память которого Церковь отмечает в этот день, или детские назидательные рассказы. Сейчас мы думаем над тем, как адаптировать жития, составленные святителем Димитрием Ростовским, к пониманию ребенка, так как в современной их редакции пока еще для детей много непонятного.

У каждого учащегося, начиная со среднего звена, есть свое послушание. Кто-то отвечает за пономарство, кто-то поет в хоре, другой присматривает за аквариумом, третий ответственный за порядок в кабинетах, кто-то в столовой, кто-то на улице грядки копает. Таким образом, каждый получает первый навык ответственного отношения к своему делу.

- Родителей подключаете к школьному воспитательному процессу?

- Необходимость подключения родителей нами уже осознана, но в несколько ином ракурсе. Какой смысл изменять детей, если часто дурной пример исходит именно от родителей? Поэтому мы у себя внедряем методы внеклассной работы с родителями. Родители всех первоклассников в обязательном порядке приходят на лекторий. Один раз в месяц в течение полутора-двух часов методист Галина Ивановна Журавлева, проработавшая в школе более 30 лет, беседует с родителями на такие темы, как "Роль семьи в православном воспитании детей", "Семейные традиции и их роль в православном воспитании детей" и другие. В прошлом году целый цикл лекций был прочитан для всех желающих в лекционном зале Духовно-просветительского центра при Троице-Сергиевой лавре; в начале нового учебного года планируется прочитать этот цикл еще раз.

- Обучение в гимназии платное?

- Обучение бесплатное. Средства мы получаем от наших благотворителей. Нас спонсируют московская обувная компания "Терволина" и сергиево-посадская ювелирная фирма "Драккар". Себестоимость содержания одного гимназиста в месяц около 8 тысяч рублей, поэтому иногда мы просим родителей подключиться к каким-то дополнительным затратам.

Подводя итог, скажу, что система воспитания отнюдь не сводится к системе запретов. Мы воспитываем не роботов, а личности, воспитываем будущих духовных воинов, и этот воин ничем не ограничен, кроме нравственных христианских императивов.

- При гимназии есть такое интересное образование, как молодежно-миссионерский центр "Теофания". Расскажите, пожалуйста, о нем.

- "Теофания" переводится с греческого как "Богоявление". В приложении к нашему центру это название обозначает то, что мы пытаемся явить Бога миру через наши программы, нашу кружковую работу. В гимназии уже давно существовала кружковая работа, но не было методической базы, которая бы координировала все усилия, где синтезировалась и обрабатывалась бы вся информация. Теперь здесь, главным образом, осуществляются методические разработки.

В тесном контакте с молодежным центром существует и наша кафедра богословских наук, главной заботой которой является повышение уровня преподавания в гимназии закона Божия.

На базе центра с ноября прошлого года в рамках военно-патриотического клуба "Школа мужества", организованного при гимназии, действует секция рукопашного боя. Недавно у наших ребят был кросс на 8 километров, с преодолением разнообразных препятствий; так, например, над рекой был натянут трос, длиной в 100 метров, по которому они переправлялись на противоположный берег. Выдержали испытание четыре человека из четырнадцати. Победители были потом награждены детским "черным беретом".

Молодежный центр, тесно связанный с гимназией, организует паломнические поездки гимназистов, о некоторых я уже упоминал. Вскоре в рамках программы центра дети будут приобщаться к делам милосердия, посещая престарелых людей и приют для слепоглухих детей.

Мы организуем и летний отдых детей. Так, в 2007 году 30 детей и педагогический состав гимназии ездили в лагерь в Абхазию, на Новый Афон, на 21 день. Для детей была организована замечательная паломническая поездка к месту мученической кончины мученика Василиска, святителя Иоанна Златоуста и апостола Симона Кананита.

- В работе молодежного центра участвуют ваши гимназисты?

- Да, и наши учащиеся, и ученики соседней школы N 16, с которой мы сотрудничаем: поскольку для занятий спортзал в гимназии слишком мал, то мы попросили руководство соседней школы дать нам возможность заниматься рукопашным боем в их зале.

Еще Святейший Патриарх Алексий благословил в помещениях бывшей Спасо-Вифанской семинарии создание православного комплекса с православными детским садом, гимназией и институтом. Если это удастся осуществить, то, конечно, мы активно станем призывать учащихся других школ к работе нашего, пока еще небольшого, центра.

- Вы являетесь также проректором Высших богословских курсов при МДАиС. Для кого предназначены эти курсы?

- Прежде всего, для учителей, которые преподают или собираются преподавать основы православной культуры. Но также эти курсы полезны будут тем, кто преподает иные дисциплины, но хотели бы в свой предмет интегрировать православное мировоззрение. Например - и, на мой взгляд, это просто парадокс, - в школах на уроках биологии до сих пор говорят о том, что человек произошел от обезьяны. Педагог, занимавшийся на наших курсах, сумеет подать такую распространенную гипотезу как маловероятную и обратит внимание учеников на библейское представление о сотворении человека по образу и подобию Божию. Или, скажем, почему бы на уроках химии и физики не сказать о том, что Д.И. Менделеев и И. Ньютон были верующими в Бога людьми? Или на уроках истории рассказывать не только об успешных победах А.В. Суворова и Ф.И. Ушакова, но и об их глубоко христианском мировоззрении, давшем им "ключ" к победам?

Кроме того, сейчас такие курсы приобретают особенную актуальность ввиду недавнего совместного решения глав государства и религиозных организаций России о скором внедрении в школьный стандарт в рамках образовательной области "Духовно-нравственная культура" изучения православной веры, которое можно будет выбрать как один из вариантов из прочих.

- К вам приезжают со всей России?

- Да, приезжают учителя со всей России, и даже их зарубежные коллеги. Например, приезжали педагоги из Греции, Норвегии и Швейцарии.

- Каким образом происходит обучение на курсах?

- Схема обучения складывается из объективных и субъективных факторов. Учителя не могут обучаться на очной ежедневной основе, поэтому они приезжают к нам в период рождественских и летних каникул.

Учителя сначала прослушивают десятидневный первоначальных курс по основам православной культуры. Тот, кто прошел первый курс по ОПК и заинтересовался, может продолжить обучение на Высших богословских курсах в течение 3,5 лет. Эти слушатели приезжают каждые полгода на десятидневные лекционные сессии, в конце обучения пишут диплом, который должны защитить. Наша гимназия как раз служит экспериментальной площадкой, где лучшие дипломные работы апробируются в качестве дополнительных учебных пособий.

- Кто преподает на курсах?

- Преподают профессора, преподаватели и выпускники МДАиС, Свято-Тихоновского университета, а также светские специалисты. Если называть конкретные имена, то это архимандрит Платон (Игумнов), отец Вадим Леонов, В.Н. Духанин, Г.В. Бежанидзе и другие. Приглашаются выдающиеся личности, и общение с ними помогает учителям понять, что они не одиноки. Ведь в школах зачастую верующие учителя чувствуют себя "белыми воронами". А приезжая сюда, они видят множество близких себе по духу людей и понимают, что не они "белые вороны", а, скорее, те, кто не веруют в Бога.

Очень важно, что, приезжая сюда, педагоги имеют возможность обмениваться опытом. Они делятся этим опытом и с нами.

- Дипломы они получают с печатью академии и подписью ректора академии?

- Да. И академии, и МГОПУ имени М.А. Шолохова.

- Каким образом можно попасть на эти курсы?

- Вся информация есть на сайте Высших богословских курсов. Перед сессией информацию о курсах дает и радиостанция "Радонеж".

С иеромонахом Никодимом (Шматько)
беседовал священник Димитрий Выдумкин

http://www.pravoslavie.ru/guest/32240.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии