Министерство церковной информации

Позицию Московского Патриархата должны озвучивать профессионалы

0
134
Время на чтение 5 минут
Если пытаться провести аналогию церковного устройства с государственным, то получается, что синодальные отделы Московского Патриархата - это церковные министерства. С апреля 2009 года их стало больше. Появились Отдел по взаимоотношению Церкви и общества и Информационный отдел. Чем занимается Информационный отдел, с какими трудностями сталкиваются его сотрудники, каковы планы на будущее? Об этом рассказывает председатель Синодального информационного отдела, главный редактор православного журнала "Фома", профессор МГИМО Владимир Легойда.

- Владимир Романович, не так давно вы стали главой Синодального информационного отдела Московского Патриархата. Чем занимается отдел, что входит в его компетенцию?

- Задачи отдела можно условно разделить на внешние и внутренние. Внешние связаны со стремлением сделать присутствие Церкви в светском медиапространстве максимально адекватным. Порой (правда, сейчас все реже), когда в обществе происходят значимые события, можно услышать: "А почему Церковь молчит, не высказывается по этому поводу?" Нередко это связано с тем, что существующая позиция Церкви просто слабо представлена в СМИ. Информационный отдел должен способствовать тому, чтобы голос Церкви был слышен. Это, так сказать, вопрос количества.

Качественная же адекватность предполагает рассказ о реальной жизни и заботах Церкви. В этой связи хотелось бы уйти, например, от таких ярких, но нередко бессодержательных картинок, когда рассказ о празднике праздников - Пасхе - концентрируется вокруг гастрономических сюжетов разговления и рецептуры сырных масс и куличей с крашенками. Вера - это очень серьезно и глубоко, это одновременно интимно-личный и важный общественный феномен. И говорить о ней нужно вдумчиво и бережно. А главное - всерьез. И еще: важно понять, что вера человека имеет непосредственное отношение к его жизни во всех ее проявлениях. Не может человек верить в Бога по воскресеньям, а в остальные дни не позволять Богу влиять на его жизнь. Об этом и нужно говорить.

- А внутренние задачи?

- Очень важно сейчас осмыслить и правильно организовать внутрицерковную информационную деятельность. К сожалению, системно такой работы пока не велось. Один из практических шагов в этом направлении - понять, что на самом деле сложилось за 20 лет в пространстве так называемых православных СМИ - как официальных епархиальных, так и "концептуально православных" инициатив, не связанных с официальными церковными структурами. Сегодня зарегистрировано около тысячи таких СМИ. Какие здесь существуют реальные трудности, какая нужна помощь?

Или, скажем, проблема профессионализма. Мы уже пережили время, когда благочестивый порыв был достаточным для того, чтобы создать медиапродукт. Необходимо честно сказать, что непрофессионализм ничем не может быть оправдан. Как говорится, хороший человек - это не профессия. Конечно, желание потрудиться важно, но его недостаточно. Правда, здесь тоже нельзя перегнуть палку. И хоть хороший человек - не профессия, но это немаловажная составляющая профессии. Я ни в коей мере не призываю искать расчетливых профессионалов, которым все равно, о чем писать. Но важно сочетание компетентности и убеждений. Православный журналист - это православный человек, являющийся профессионалом в журналистике.

- До создания вашего отдела информационной политикой Церкви ведали пресс-служба Патриархии и служба коммуникации ОВЦС. Как будут разграничиваться полномочия этих трех отделов?

- Одна из функций нашего отдела - это как раз координация деятельности существующих информационных подразделений. Патриаршим указом была создана коллегия Информационного отдела, куда вошли представители информационных служб различных синодальных учреждений. К работе в коллегии также будут приглашаться и православные журналисты, и светские эксперты.

Повестка дня ближайших заседаний сформирована по результатам одного важного события - встречи Святейшего Патриарха Кирилла с главными редакторами православных печатных изданий, прошедшей в середине сентября. Участники озвучили свои конкретные вопросы и предложения. Поэтому на ближайших заседаниях мы будем обсуждать не только стратегические вещи - концепцию информационной деятельности Русской Православной Церкви, - но и ряд частных вопросов. Например, распространение православных изданий.

- Какими проектами в настоящее время занимается Синодальный информационный отдел?

- Их немало. Совместно с ФГУП "Московская городская радиотрансляционная сеть" отдел участвует в проекте "Общенациональная российская интернет-радиотрансляция". Мы планируем запустить целый ряд православных радиоканалов: они будут регулярно пополняться новыми передачами, и одновременно в их архивах можно будет найти множество ранее созданных.

На первом этапе вещание будет осуществляться в Интернете, а затем программы можно будет прослушивать с помощью интернет-радиоприемников, которые являются усовершенствованным вариантом всем известного трехпрограммника.

Согласно распоряжению Патриарха наш отдел ответствен за функционирование официального сайта Русской Православной Церкви. На прошлой неделе мы представили его на суд пользователей интернета.

Вообще, Интернет является отдельной важной темой. Каким должно быть присутствие Церкви в Сети - начиная официальным сайтом и заканчивая личным онлайн-дневником священника? Ведь интернет-пространство - среда очень неоднозначная. Например, анонимное участие человека в интернет-дискуссиях ставит серьезные нравственные вопросы. Сегодня создаются специальные порталы, посвященные слухам и сплетням. И там анонимно обсуждаются конкретные люди: студенты (анонимно, конечно) могут поливать грязью своих преподавателей, сослуживцы - друг друга. И все вместе - известных людей. А ведь это - модель безнравственного поведения: человек осуждает другого, говорит гадости. Интернет позволяет осудить человека, избегая необходимости смотреть ему в глаза. А ведь люди порой часами просиживают в таких форумах и блогах. Думаю, это серьезный культурный (или антикультурный?) феномен, заслуживающий внимания и обсуждения.

- Как вы оцениваете православное присутствие в современных СМИ? Какими видите образцовые православные программы на ТВ и в печатных изданиях?

- Я вижу колоссальный интерес к православной теме. И в этом есть, так сказать, субъективная и объективная сторона. Субъективная сторона вечна, как вечны вопросы: что такое жизнь и смерть, как найти Бога... Это всегда актуально. Объективный же момент заключается в том, что сегодня религия из недавнего своего положения на периферии общественной жизни перемещается к ее центру. И это общемировой процесс. Я, конечно, сейчас несколько упрощаю, но уже понятно, что если прошлый век стал временем крушения различных идеологий, то XXI, если он хочет извлечь уроки из прошлого, с неизбежностью должен отнестись к религии как культурообразующему и формирующему личность феномену. Что сейчас и происходит.

Но вот вопрос: как об этом писать, как это показывать? Сегодня стало очевидно, что по сравнению с прошлыми годами журналисты меньше путаются в церковных терминах, правильно ставят ударения в церковной лексике. В то же время мы понимаем, что существует проблема медийных форматов. Совершенно очевидно, что в некоторых формах невозможно обсуждать серьезные вопросы. В свое время на портале "Религия и СМИ" была дискуссия, насколько Церковь со своим религиозно-философским контекстом вписывается в современное медиапространство. Не профанируется ли разговор о Церкви в том или ином формате. Понятное дело, что адекватный разговор по богословскому вопросу в жанре пятнадцатиминутной программы невозможен. Словом, проблема существует. Но она - решаемая. Нужно просто понять, с какого момента начинается опасность профанации и как ее избежать. Для этого нужен постоянный диалог между представителями СМИ и представителями Церкви.

http://religion.ng.ru/facts/2009-10-07/1_curch_info.html?mright=0
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Советский недобиток
25.04.2024 06:22
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07