Боголюбово: Епархия не знала о приюте

Новости Москвы 
0
236
Время на чтение 5 минут
История с побегом двух воспитанниц из Боголюбского монастыря Владимирской области и письмом одной из девочек Святейшему Патриарху и Президенту вызвала широкий резонанс. Многие нецерковные люди поспешили сделать выводы - вот оно какое, христианское милосердие! Среди самих православных появились опасения, что вся эта история - коварная провокация. Но бежать из монастыря девочками помогли православные священники, а Владимирская Епархия, как удалось выяснить нашему корреспонденту, надеется, что государство поставит боголюбский приют под строгий контроль.

Скандал разразился после того, как "Ежедневный журнал", популярное интернет-издание, разместил в сети открытое письмо шестнадцатилетней Валентины Перовой, одной из девочек, бежавших из монастырского приюта: "В монастыре жить было трудно. Нас наказывали очень строго, почти ни за что... Здесь спокойно могут лишить еды на день или на три дня. Бьют ремнем с пряжкой до синяков". Чашу терпения девочек переполнило обычное наказание в монастырском "приюте", которое называлось "посадить в затвор" - некое подобие карцера для провинившихся. "Нас посадили в разные комнаты без удобств и практически без мебели на 12 суток без еды (на одних сухарях и воде), - пишет Валентина. - Эти комнаты были холодные, а общались мы через форточку, т.к. окна выходили на одну сторону. Из-за всего этого я сбежала". В таком виде боголюбская история предстала перед широкой общественностью.

Покинув монастырь ночью, девочки сумели добраться до города Гусь-Хрустальный, где проживала их знакомая, еще ранее сбежавшая из того же монастырского приюта. Там они обратились за помощью к местному священнику и преподавателю Духовного училища протоиерею Максиму Хижию (подруга, к которой бежали воспитанницы монастыря, оказалась его прихожанкой и ученицей), отец Максим и переправил девочек в московский приют "Дорога к дому", где Валентиной и было написано знаменитое уже письмо с изложением своих претензий к Боголюбскому монастырю.

"Девочки были очень затравлены: говорили, что обратной дороги в монастырь им нет, всего боялись, - рассказывает московский священник, настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище игумен Сергий (Рыбко), приютивший девочек на несколько дней, пока отцы договаривались с приютом. - То, что девочки мне рассказали, было ужасно, в особенности изощренность форм наказания, абсолютно садистких на мой взгляд. Например, насильственное обривание наголо - так нельзя поступать ни с кем, а тем более с сиротами! Было очевидно, что девочки сбежали не потому что просто хотели развлечься, а потому что не вытерпели насилия. Когда я спросил, хотят ли они посмотреть мультфильмы, младшая из девочек переспросила: "А что такое мульфильмы?" А ведь ей 14 лет. Такое впечатление, будто они из секты сбежали. Уже после ко мне в Москву из Боголюбова приехали монахини догонять сбежавших... Приехали с милицией, но детей мы им не отдали, потому что успели отправить их в московский светский приют".

В правоте собственных действий священники, помогшие девочкам сбежать, не сомневаются. Показания Вали совпадают и с рассказами прихожанки отца Максима, проведшей в приюте не один год и сбежавшей оттуда со второго раза (той самой, к которой и прибежала Валя с напарницей сразу после побега).

В разгоревшихся затем дискуссиях о том, можно ли доверять свидетельству девочек и не стоит ли за скандалом стремление неких сил "разогнать" вообще все монастырские и православные приюты, часто забывается своеобразный имидж духовника обители архимандрита Петра (Кучера): "Архимандрит Петр диомидовец, но не в смысле непосредственных связей с бывшим епископом Диомидом, а в плане идей: анти-ИНН, отказ от паспортов, царебожие. То, что творится в монастыре, нельзя назвать нормальным: паспорт (и то - старого советского образца) там есть только у игуменьи, на которую и зарегистрированы дети как на усыновителя. По требованиям духовника все, кто попадает в монастырь, должен выбросить новый паспорт, люди живут просто без документов, - сообщил нашему корреспонденту отец Максим Хижий". Архимандрит Петр (Кучер) уже попадал в поле зрение СМИ как предводитель бунта в Задонско-Преображенском женском монастыре Липецкой области в 1996г., в результате которого он ушел вместе со всеми верными ему насельницами в раскол (но через некоторое время вернулся в лоно Московской Патриархии). Кроме того, архимандрит Петр является одним из идеологов и активных участников т.н. "всенародного чина покаяния" в Мытищах, осужденного Патриархом Алексием II на московском епархиальном собрании 2007 года.

"У игуменьи и духовника монастыря такая идея: они готовят из детей пополнение рядов насельниц: дескать, взрослые люди уже испорчены миром, а из детей можно вырастить настоящих монахов, - дополняет слова отца Максима игумен Сергий (Рыбко). - Поэтому они распространяют на детей все монашеские правила, что противоречит церковному учению. Исторически при монастырях всегда существовали приюты, но монахами становиться детей не заставляли, об этом пишет и св. Василий Великий - дети могут ходить в храм с братией, но монашеские правила не должны распространяться на них".

Проверкой показаний девочек, изложенных устно и в письме, занимается следственный комитет при Владимирской прокуратуре и епархиальная комиссия.

Иерей Сергий Минин, секретарь управляющего Владимирской епархией Высокопреосвященнейшего митрополита Евлогия, сообщил нам, что епархиальная комиссия, посетив приют, не нашла значительных нарушений. Также комиссия пообщалась и с детьми и с преподавателями в школе (дети учатся там экстерном, безотлучно проживая в монастыре) - никто не подтвердил факты, изложенные беглянками в открытом письме. Напротив, был отмечен удовлетворительный уровень содержания и питания воспитанниц. Единственное, что не удовлетворило епархиальную комиссию - это полуофициальный статус приюта. "Епархия о приюте ничего не знала, опекунство было оформлено решением государственных органов, минуя епархию", и с точки зрения закона дети находились как бы в семье, что по словам епархиальных властей является грубым нарушением, которое необходимо исправить. Бежала девочка "в связи с особенностями характера и развития" - к такому выводу пришла епархиальная комиссия. Но, не смотря на отсутствие "состава преступления" епархия настаивает на том, что насельницам монастыря придется пересмотреть статус и устройство их приюта. "Монахи должны заниматься духовным попечением о детях, но воспитателями должны быть светские педагоги, профессионалы. У нас уже есть во Владимире епархиальный детский дом, который работает по этой схеме. Возможно, проблема возникла из-за нежелательного смешения жизни приюта с монастырским бытом. Монастырь должен создать официальный отдельный приют, который будут жестко контролировать государственные службы, потому что сама епархия не может заниматься таким контролем. Раньше, когда дети были оформлены на монахинь, государство не имело достаточных возможностей для контроля", - говорит отец Сергий Минин.

"Нарушения в православных монастырских приютах не редкость, но я все же не стал бы обобщать. Я хорошо знаю многие православные московские детские дома, Свято-Софийский в Москве, например, и к ним у нас нет никаких претензий, - говорит Алексей Головань, уполномоченный по правам детей при Президенте РФ. - Проблемы возникают, когда со стороны органов опеки и прокуратуры не осуществляется должный контроль. Вот почему не должно быть двойных стандартов, когда светские учреждения мы проверяем, а церковные нет. В случае с Боголюбским "приютом" нужно проверять информацию, и если его руководители виновны в нарушениях, то они должны быть наказаны как с точки зрения государственного, так и церковного закона. Главное, чтобы епархия не стала покрывать виновных, не стала заминать дело, потому что от этого будет только хуже... Ведь ситуация все равно когда-нибудь "взорвется", но только уже с большим размахом. Так что лучше сразу сделать выводы и принять меры. Недопустимо устраивать травлю церковных приютов, подозревать их в чем-то. Но открытость и прозрачность - в интересах самих церковных приютов".

http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=1&s=7&id=10236&print=1
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Ребров
Все статьи Дмитрий Ребров
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии