itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Государство, религия и секуляризм

0
173
Время на чтение 6 минут
Когда мы говорим об отношениях Церкви и государства, важно избежать одной ложной альтернативы, которую нам нередко предлагают - СССР или Иран, государство принудительного атеизма или государство принудительной религиозности. Когда нам говорят о "светском государстве", как правило, имеют в виду именно советскую модель - государство, которое руководствуется отчетливо атеистической идеологией, и с большей или меньшей жестокостью подавляет религию. При этом утверждается, что альтернативой советской модели выступает Иран или, того лучше, Саудовская Аравия - страна, где женщине грозит быть арестованной за неправильно повязанный головной платок, неблагочестиво открывший прядь волос.

Между тем, что России абсолютно точно не угрожает - так это превратиться теократию иранского типа. Иранское население (кроме небольшой вестернезированной прослойки) глубоко традиционно и религиозно, и при всех упреках, которые можно предъявить режиму аятолл, его никак нельзя назвать антинародным. Российская ситуация абсолютно другая - семьдесят лет свирепого государственного атеизма оставили население лишенным как традиций, так и религии. В России косное, традиционное, религиозное большинство не может, как в Иране, угрожать вольнолюбивым порываем интеллигенции - за неимением такого большинства. Что угрожает России - так это депопуляция, обусловленная, во-первых, очень низким уровнем семейной морали, во-вторых, массовым алкоголизмом, а также коррупция и преступность.

Россия плавно и верно идет к своему исчезновению - и переходу ее земель под власть народов, которые меньше пьют и выше ценят семейные узы. В отличие от "иранизации" это вполне реальная перспектива, которую можно продемонстрировать с цифрами в руках.

Что может ее предотвратить? Начнем с того, что предотвратить ее точно не может - та самая богоборческая идеология, которую провозглашают борцы с ужасами клерикализма. Нам показывают на Европу, где идеология секуляризма, по-видимому, утверждается все более и более, говоря, что мы достигнем европейского благосостояния как только введем у себя гей-парады и тому подобное. Но слабость лозунга "устроим как в Европе" в том, что Европа неоднородна, в ней борются различные идейные течения, и нам, для начала, следует разобраться, какому из них Европа обязана своим благоустройством. В Европе, со времен по крайней мере, Великой Французской Революции, действительно есть мощное течение, которое усматривает перспективы светлого будущего в отказе от веры в Бога, отказе от духовного измерения человека, в устроении жизни на началах, по-видимому, не имеющих отношения к христианскому наследию нашего континента. Если это - Европа, которой нам следует подражать, что было бы странно не приметить слона - да мы уже показали себя европейскее всех европейцев, доведя секуляризацию до предела, осуществив проект "светлого будущего без Бога" на практике. В этом отношении Сталин вовсе не "азиатский тиран" как его несправедливо обзывают, а воплощение европейца - на Лубянке, в ГУЛАГе и в бутовском полигоне получили свое осуществление чисто европейские идеи, восходящие к эпохе просвещения, и, кстати, уже частично воплощенные на своей родине, во Франции, в эпоху революционного террора и "адских колон" генерала Тюрро. Большевизм довел идеи секуляризма до предела, так же, как нацизм довел до предела идеи расизма.

Не слишком ли это поспешный вывод? Нет; богоборчество и секуляризм в истории Европы могли играть, до определенной степени, положительную роль - на то и щука, чтобы карась не дремал, нападки извне, до определенной степени, помогают Церкви противостоять коррупции изнутри. Напряженный спор между христианским и секуляристким проектом имел и положительные стороны, во многом сформировав современную европейскую идентичность. Однако секуляристкий проект, когда он перестает сдерживаться и уравновешиваться христианским, неизбежно ведет к гибели. Причина тут - в неизбежной несамостоятельности этого проекта; всякое отрицание живет за счет того, что оно отрицает, секуляризм расходует материалы, накопленные христианской цивилизацией, он, так сказать, топит печку иконами, и обречен замерзнуть, когда они кончатся.

То, что мы находим привлекательным в секулярном гуманизме - провозглашение ценности, достоинства и прав человека, личной свободы - имеет единственное основание, и это как раз то основание, которое секулярный проект отвергает - христианская вера в Творение. "Мы полагаем самоочевидной ту истину - говорится в декларации независимости США - что все люди сотворены равными и наделены их Создателем неотъемлемыми правами". Попробуйте удалить их этой фразы "Создателя" и отсылки к "самоочевидному" моральному закону, и что у вас останется? "Мы полагаем самоочевидным, что люди возникли в результате безличных природных процессов и наделены... кем наделены? Эволюцией? Обезьяноподобными предками? Но это во всех отношениях абсурд - чтобы наделять кого-либо правами, надо быть, во-первых, личностью, во-вторых, обладать над нами законной властью. Почему я обязан соблюдать ваши права? Обезъяноподобные предки так повелели? Ничего подобного они не велели, они и словов-то таких не знали. Но если бы мы и вообразили за ними такое повеление - с чего бы это я должен им повиноваться? Эволюцией? Но эволюционный процесс состоит в конкуренции за ограниченные ресурсы, в ходе которое более приспособленные особи выживают и оставляют потомство, а вот менее приспособленные отправляются в отвал. Какие выводы из этого следуют в отношении прав человека - спросите у социал-дарвинистов, они вам объяснят.

Секуляризм неизбежно утрачивает основание для всякого морального требования, и, хотя он постоянно провозглашает, что мы "должны" (уважать права, воздерживаться от дискриминации и т.д.) он совершенно не в состоянии ответить на вопрос "с чего это вдруг мы должны?". "Мы не собираемся считаться с заповедями вашей религии!" - восклицают борцы с клерикализмом. Очень хорошо, но почему тогда мы (или кто-либо еще) должен считаться с заповедями вашей идеологии? Нет никакого Создателя? Тогда с чего вы взяли, что у вас есть неотъемлемые права?

То, что есть гуманного в секулярном гуманизме, унаследовано от Христианства - и по мере исчезновения христианского влияния в культуре, обречено сойти на нет. Большевистский эксперимент это показал; эксперимент европейской секуляризации развивается медленнее, но в том же направлении - мы уже слышим выступления в защиту инфантицида, то есть умерщвления уже рожденных младенцев, (Питер Сингер) и то, что больные старики "обязаны умереть" чтобы не отягощать финансово своих родственников и государство (Баронесса Уорнок).

Секуляризм, таким образом, опровергает сам себя - сначала он восстает против христианского наследия во имя, как ему кажется, большей свободы, большего достоинства, больших прав, затем обнаруживается, что в ходе восстания он отверг единственное основание, на котором возможно утверждать эту самую свободу, достоинства и права.

Последствия этого могут явиться в виде катастрофической революции (как это было в нашей стране) или в виде медленного умирания, когда общество постепенно утрачивает представления о долге, люди громко провозглашают свои права - но ничего не хотят слышать о своих обязанностях. В самом деле, кто вправе налагать обязанности? Бог? Но как раз от Бога-то секуляристкий проект и стремится отделаться. Общество? Но общество состоит из людей, таких же, как я - с чего это вдруг у них больше прав указывать мне, чем у меня - им? Разрушение обязательств по отношению к своим семьям. странам, обществам, может занять некоторое время - но оно неизбежно.

Европа пока еще не разрушена секуляризмом по нескольким причинам - во-первых, в ней продолжает сохраняться серьезное христианское влияние - даже в крайне секуляризированной, по общим оценкам, Британии около 25% населения регулярно ходят в Церковь; во-вторых - существует серьезная культурная инерция, при которой даже люди лично неверующие продолжают, часто неосознанно, следовать установкам, выработанным христианской цивилизацией. Однако разрушение идет, и многие это отмечают.

У нас, в России, глубоко подорвано как христианское влияние, так и культурные традиции; поэтому в нашей среде идеология индивидуализма и секуляризма, идеология, ведущая к разрушению сознания общественного долга, может действовать безо всякого противовеса, как вирус в ослабленном организме. Поэтому в России она может принести гораздо больше вреда, чем в Западной Европе. Эта идеология является антисемейной и антиматеринской в особенности; традиционная семья рассматривается как инструмент угнетения женщины, аборты - как желанное проявление свободы - об этом говорится, например, в некоторых документах ПАСЕ.

И - это следует отметить - эта идеология продвигает себя в качестве государственной. Когда нам говорят, что религия не должна оказывать влияния на общественную жизнь, речь идет не том, чтобы сохранять общественное пространство "мировоззренчески нейтральным", а о том, чтобы подчинить его воинствующе секулярной идеологии. Примеров этому достаточно - взять хотя бы программу Gender Loop, в рамках которой уже детям детсадовского (!) возраста разъясняют, как хороши половые извращения.

Что же - спросит читатель - надо ли, в противовес этому, вводить государственное Православие? В том-то и ловушка, о которой было сказано в начале, что нам предлагают ложный выбор между Содомом и Тегераном - в то время как мы не обязаны выбирать ни то, ни другое. Государственные Церкви существуют, например, в Британии и Скандинавских странах - ничего, похоже на теократию, которой так страшатся наши борцы с клерикализмом, там не случилось, случилось другое - размывание веры и учения самих церквей под влиянием мирского общества. Поэтому государственный статус Церкви неполезен, прежде всего, для нее самой.

Однако у государства и Церкви есть другие возможности для взаимодействия - и, слава Богу, они начинают осуществляться. Любой ответственный государственный муж, даже независимо от его личных религиозных убеждений, не может не видеть, что главные проблемы нашей страны связаны с поведением людей. А это поведение, в свою очередь, связано с тем, во что люди верят, как они видят мироздание и свое место в нем. А если это так, то вера, поиск прочных нравственных оснований для жизни - это не хобби, не что-то чем можно заняться в свободное от более важных дел время, а вопрос выживания.

Поэтому недопущение Церкви в армию, в школу, в ВУЗы, к которому призывают секуляристы - это лишение социального организма единственного лекарства, которое может ему помочь. Неправильно - и просто невозможно - пытаться навязать покаяние, веру и нравственное возрождение тому, кто его не хочет. Но уж точно неправильно пытаться возвести барьеры, которые должны препятствовать людям услышать церковное свидетельство и, если они захотят, отозваться на него покаянием и верой.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=3157
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Худиев
Два массовых убийства привели к диаметрально разным выводам
Использование преступления одного человека для безудержной демонизации этноконфессиональной группы, из которой он происходит
02.04.2021
Хроника одной гордыни
Почему нужно беречься тех, кто нам аплодирует
29.01.2021
С американцами надо говорить напрямую
Старая Америка оказывается нашим естественным союзником – причем не только ситуативным, но и мировоззренческим
08.12.2020
Все статьи Сергей Худиев
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Владимир С.М.
28.03.2024 21:07
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
28.03.2024 19:34
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30