itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Русская Православная Церковь и перспективы развития духовно-нравственного воспитания в российской школе

Доклад на образовательных чтениях Центрального федерального округа на тему: "Взаимодействие семьи, школы и Русской Православной Церкви в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи" (Сергиев Посад, 19.09.09)

Основы православной культуры 
0
483
Время на чтение 9 минут
Дорогие собратия архипастыри!

Уважаемые руководители органов государственной власти!

Всечестные отцы, братия и сестры!

Участники Образовательных Чтений!

Прежде всего, хочу выразить сердечную радость от встречи с вами на земле Преподобного Сергия Радонежского - великого духовного учителя Православной Церкви, молитвенника о нашем народе.

Тема Образовательных Чтений этого года: взаимодействие семьи, школы и Церкви в духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи.

Семья призвана воспитать из младенца, явившегося на свет, человека, умеющего любить, радоваться, чувствовать и познавать мир.

Школа помогает ввести человека в общественную жизнь, снабжает его необходимыми знаниями, приобщает к культуре своей страны, воспитывает ответственного гражданина и патриота.

Церковь же приобщает человека к целостной мировоззренческой и культурной традиции с определённой системой нравственных норм, высших духовных ценностей. В этой связи духовно-нравственное воспитание призвано решать задачу становления истинно человеческого в человеке, раскрытия в нём духовного начала, определяющего его поведение и весь образ жизни.

Философ Иван Александрович Ильин утверждал, что "без духа и вне духа мы не имеем истинного бытия, а остаемся "существователями". Церковь не только сохраняет в обществе духовные ценности, традиции, культуру, мораль, но и даёт человеку главное, "единое на потребу" - соединение с Царствием Божьим и правдой Его, "пищу нетленную", пребывающую в жизни вечной. (Иоанн. 6:27)

Православное духовно-нравственное воспитание возможно только в Церкви. Но узнать о христианской культуре, приобщиться к ней ребенок может и в семье, и в школе. Практически это выражается в том, что мировоззренческое и нравственное содержание изучения православной культуры в школе должно быть церковным, заданным или согласованным с религиозной конфессией. И, конечно, учителю православной культуры следует быть, в первую очередь, не только профессиональным педагогом, но и церковным человеком. Слава Богу, таких учителей в нашей школе достаточно много.

Если в гражданском, патриотическом воспитании детей Церковь выступает союзником, помощником семьи и государства, то в духовно-нравственное воспитание школьника - Церковь приносит основной вклад, открывает человеку его место в мире, даёт возможность встречи с высшей Божественной Истиной, в свете которой приобретают свою действительную значимость все жизненные ценности.

Говорят, что в мире много истин, религий, духовных традиций. Да, их много, в том числе и в нашей стране. Церковь в этом вопросе уважает свободу воли человека. Здесь на первую позицию выходит семья и сам ребенок как человек, растущий в своей семье - со своей культурой, жизненным укладом. Но если семья или школьник определились со своей мировоззренческой позицией, то в этом случае Церковь призвана достойно рассказать ребенку о Православии.

Именно поэтому, понимая свою ответственность, мы всегда выступали и выступаем против монополии религиоведения в школе, подмены изучения духовных традиций определённой культуры общим курсом по истории религий.

Сотрудничество семьи, школы и Церкви в духовно-нравственном воспитании детей обусловлено усилиями каждой стороны. Это свободное, добровольное взаимодействие, основанное на доверии, уважении и любви.

Для нас очень важно, чтобы Русская Православная Церковь имела все необходимые ресурсы для нашего, надеюсь, плодотворного сотрудничества. Конкретно для Синодального Отдела религиозного образования и катехизации - это новый этап в развитии его деятельности, относительно качества подготовки сотрудников, расширения ресурсной базы, организации работ по ряду направлений, в частности, - по преподаванию православной культуры в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях.

Все мы знаем о принятом Президентом РФ Д.А. Медведевым решении поддержать изучение основ религиозной культуры в российских школах. Для нас это новая ответственность и необходимость так выстраивать наши отношения с Министерством образования и науки, другими государственными органами власти, научными учреждениями, чтобы это решение было выполнено и принесло добрые плоды.

По некоторым социологически данным (опрос "Левада-Центра" 14-17 августа 2009 г. ) около 70% граждан выражают положительное отношение к преподаванию в школе основ православной культуры. Это те люди, большинство из которых пока не могут дать своим детям такое образование. Думаю, весьма высока потребность и в изучении ислама, буддизма, иудаизма, возможно, и других религиозных традиций среди соответствующих групп населения.

На встрече с Президентом Святейший Патриарх Кирилл выразил надежду, что не будет "движения назад", и новые решения послужат дальнейшему развитию практики духовно-нравственного воспитания, создадут для школьников более благоприятные условия приобщения к традициям российских религий. Для достижения этой цели было организовано сотрудничество с Министерством образования и науки РФ. Отдел религиозного образования и катехизации подготовил и передал в Министерство предложения по доработке нового Стандарта общего образования и Базисного учебного плана для начальной школы, в котором есть минимальная учебная нагрузка на предметы по религиозной культуре и этике - 1 час в неделю с 1-го класса, по всем годам обучения.

При таком решении вопроса школы начнут вводить новый предмет тогда, когда для этого будут созданы все необходимые условия. Обеспечить возможность преподавания православной культуры в российской школе мы можем, работая только совместно с Министерством образования и науки, региональными органами управления образованием и епархиями, научными учреждениями в центре и в регионах. И это будет не обязанность, а именно возможность, тот минимум, который позволит рассказать о Православии как о творческой жизненной силе русского народа, на протяжении веков обеспечивающей единство и могущество Российского государства.

Только в этом случае можно говорить о благоприятной перспективе развития уже имеющегося опыта изучения православной культуры при введении нового Стандарта общего образования со следующего учебного года. Это особенно актуально в нашей аудитории, ведь данная практика наиболее развита в Центральном федеральном округе, и присутствующие здесь представители регионов понимают это лучше, чем кто бы то ни был, и, думаю, наша конференция поддержит эту позицию в своей Резолюции.

Русская Православная Церковь уделяет особое внимание проводимому в настоящее время эксперименту по преподаванию основ религиозной культуры и этики - его срокам, условиям, этапам. По всем этим вопросам ведется широкое обсуждение с участием представителей регионов и традиционных российских религий.

В соответствии с достигнутыми договоренностями между Министерством образования и науки и Отделом религиозного образования и катехизации объявленные Министром сроки эксперимента по преподаванию духовно-нравственных дисциплин - в последней четверти 4 класса и первой четверти 5 класса - это сроки именно внедренческого эксперимента, причём, возможно, только его первого этапа. И, конечно, эти "четверти" не могут быть общим сроком преподавания православной культуры, других учебных предметов по религиозной культуре и этике в школе, как это предлагают разработчики нового Стандарта. Очевидно, что никакое приобщение ребёнка к духовно-нравственной традиции невозможно за 20-30 часов. Во всех странах, где в светской школе изучаются традиционные религии, они изучаются по всем годам обучения, в форме полноценных учебных предметов на 1-2 часа обучения в неделю. Так и в нашей школе - курсы по православной культуре, по другим религиям, по нерелигиозной этике, надеюсь, будут изучаться в школах с первого и до старших классов.

Цель эксперимента мы видим в том, чтобы отработать процедуру разработки и утверждения учебников и пособий, вопросы конфессиональной и педагогической экспертизы, подготовки учителей. То есть все те вопросы, которые пока не урегулированы на федеральном уровне, поскольку, как вы знаете, в российских школах преподаются и курсы православной культуры, и курсы по исламу, и по иудаизму, но обычно на безальтернативной основе. Важно, чтобы учащиеся могли свободно выбрать определённый предмет в соответствии со своими мировоззренческими и культурными потребностями.

Такая модель изучения религий и гражданской этики по выбору школьника или его семьи реализуется во многих странах. С учётом этой практики и отечественного опыта еще в 2007 году была подготовлена соответствующая Концепции включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета "Православная культура", в составе новой образовательной области учебного плана "Духовно-нравственная культура".

Она обсуждалась и была одобрена на совместной конференции Русской Православной Церкви и Министерства образования в Калуге с участием представителей регионов. К сожалению, эта Концепция до сих пор не реализована, но в ней была сформулирована официальная позиция Церкви по вопросу преподавания в светской школе учебного предмета "Православная культура", и это необходимо учитывать.

Сейчас Отделом религиозного образования в сотрудничестве с учеными, специалистами, научными центрами ведется работа по обновлению этой Концепции с учетом новых условий и обстоятельств, и мы готовы обсуждать её с нашими партнерами в Министерстве образования, с представителями других конфессий и всеми участниками этого процесса. На наш взгляд, название "Религиозная культура и этика" будет более соответствовать содержанию этой предметной области.

Полагаю, что в ходе таких обсуждений, согласований можно будет конструктивно разрешить все возможные вопросы, учесть интересы всех конфессиональных и мировоззренческих групп. Чтобы, как сказал в своём выступлении Дмитрий Анатольевич Медведев, "...охватить всех, кто имеет разные представления о том, что необходимо для обучения, сообразуясь с представлениями самих учеников и..., конечно же, их родителей".

Именно на этих принципах - гражданского равенства, сотрудничества, взаимного уважения и учёта законных интересов друг друга мы готовы сотрудничать с представителями религиозных организаций мусульман, буддистов, иудеев, других российских религий.

Еще несколько слов о том, какая работа планируется в ближайшее время в нашем Синодальном Отделе. Говорю об этом не только чтобы проинформировать, но призываю всех присутствующих здесь представителей епархий, светских специалистов, учёных, работников образования к сотрудничеству и взаимопомощи. Выделю ряд наиболее актуальных задач.

Первое. Это организация согласованной деятельности учреждений Русской Православной Церкви в сфере духовно-нравственного воспитания школьников, изучения православной культуры в учебной и внеучебной деятельности, включая работу в епархиях, поскольку в епархиях Центральной России накоплен богатый опыт православного воспитания детей и молодёжи, и он должен быть использован в первую очередь.

Второе. Взаимодействие с Министерством образования и науки, государственными научными учреждениями, вузами, педагогическим и родительским сообществами. Об этом направлении уже было сказано, но хотелось бы добавить, что особую надежду мы возлагаем на совместную разработку церковно-государственной программы развития православного образования. В такую программу можно заложить все темы нашего взаимодействия с государственными образовательными структурами не только Москве, но и в регионах России и сделать этот процесс более последовательным и плодотворным.

Третья задача - реструктуризация Синодального Отдела и организация при нем дополнительных подразделений, обеспечивающих развитие православного просвещения - подготовку учителей, учебников и пособий для преподавания православной культуры, взаимодействие с конфессиями, органами власти и т. д.

При Синодальном отделе уже создана церковно-научная Комиссия по вопросам преподавания православной культуры и духовно-нравственного воспитания, прошли её первые заседания. В перспективе она должна стать действенным средством для связи епархий, педагогов, специалистов в центре и на местах и, используя накопленный в регионах опыт, обеспечить требуемый высокий качественный уровень взаимодействия с государственными и научными учреждениями.

Принято решение об организации Экспертного Совета для проведения экспертизы содержания учебных и методических изданий, духовно-нравственной и культурно-просветительной литературы, других образовательных материалов, предназначенных для использования в образовательных учреждениях любых организационно-правовых форм, типа, вида и уровня образования. Уже имеющиеся учебники и пособия по православной культуре должны пройти соответствующую экспертизу и получить одобрение для того, чтобы Синодальный Отдел мог предложить Министерству образования и науки перечень учебников и пособий, официально одобренный Церковью. К работе в данном направлении будут привлечены как специалисты в области педагогики, так и профессиональные богословы. В методическом кабинете будут представлены все учебники и пособия, использующиеся сегодня в школ3ах России для изучения православной культуры.

В перспективе возможно создание Церковно-педагогического института как общецерковного научно-методического центра подготовки и переподготовки православных учителей, преподавателей религиозно-ориентированных учебных дисциплин, распространения педагогического опыта.

Еще одной важной задачей является развитие православного духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях, систематизация и распространение практики изучения православной культуры, духовных бесед в дошкольных учреждениях, просветительской и воспитательной работы с родителями. В этом направлении действуют и другие конфессии, у нас же пока православное воспитание в детских садах находится в зачаточном состоянии.

Острая необходимость ощущается в информационном обеспечении и поддержке основных направлений деятельности Синодального Отдела, что, прежде всего, предполагает обновление нашего сайта Прокимен.РУ как источника полной и актуальной информации по вопросам религиозного образования в стране.

И последнее по очередности, но не по значимости - организация церковно-государственных, научных и общественных конференций, выставок, конкурсов. В этом направлении имеется опыт проведения Рождественских образовательных чтений, а также ежегодного Всероссийского конкурса работ в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью на соискание премии "За нравственный подвиг учителя", события, ставшего поводом для нашей сегодняшней встречи.

Поэтому завершить выступление хотелось бы словами глубокой признательности и благодарности людям, которых мы чествуем на нашем форуме - учителям, воспитателям, наставникам подрастающего поколения, совершающим ежедневный, великий и благородный нравственный подвиг - подвиг ведения юной души к добру и свету, к Истине и Жизни.

Да благословит Господь все Ваши труды на благо духовного возрождения нашего Отечества!

http://oroik.prokimen.ru/newsarchive/503--l---r-.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий (Иванов)
Зачем школьникам Евангелие?
Митрополит Меркурий о православной культуре, детях и вере
06.09.2014
Митрополит Меркурий: «Свободный выбор изучения религиозной культуры в школе не может быть поставлен под сомнение»
Глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви высказался по поводу инициативы радикально изменить преподавание курса ОРКСЭ в школе
16.04.2014
Все статьи Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий (Иванов)
Основы православной культуры
Нож в спину воюющей России
Патриарх Кирилл обвинил элитную партию измены в сознательном убийстве «Основ православной культуры»
28.03.2024
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялся внеочередной соборный съезд Всемирного русского народного собора
27.03.2024
Царствие Небесное дорогому и любимому Батюшке!
Сегодня исполняется 18 лет со дня кончины старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
05.02.2024
«Настало время духовной мобилизации»
По словам Патриарха Кирилла, все мы вошли в тревожную полосу
05.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09