itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Абхазская епархия никогда не входила в состав Грузинской церкви на канонических основаниях

Церковный вопрос в Абхазии и Южной Осетии 
0
637
Время на чтение 5 минут
Прозвучавшее в середине сентября провозглашение независимости Сухумо-Абхазской епархии от Грузинской православной церкви вызвало довольно сдержанную реакцию в Московском патриархате и скептический отклик в Тбилиси, так как большинство Православных церквей мира уважают принцип нерушимости канонических границ друг друга. Между тем управляющий Сухумо-Абхазской епархии священник Виссарион Аплиа в интервью "Интерфакс-Религия" подробно разъяснил, почему этот принцип, с его точки зрения, не может иметь отношения к данной ситуации.

- В Московском патриархате не приветствуют отделение Абхазской епархии от Грузинской церкви. Не разочарованы ли абхазские клирики и миряне подобным поворотом событий?

- Речь идет не об отделении нашей епархии от Грузинской церкви - мы заявили о восстановлении Абхазской церкви. Наша Церковь никогда не входила в Грузинскую православную церковь, это все сказки, выдумки коммунистического режима. Каноны были нарушены в 1943 году Сталиным, его решение было абсолютно неканонично.

Мы не нарушаем православных канонов и правил. Никакой правомочности Грузия на территории Абхазии по каноническим правилам не имеет. Мы хотим восстановить историческую справедливость и правду, дарованную нам Богом, и ее никто не может у нас отнять. Наша Церковь была поместной, независимой до 1795 года.

Грузинская церковь всегда нас пыталась учить вере православной на грузинском языке, а это противоречит канонам и правилам.

17 лет назад Грузия совершила не только военную и политическую агрессию в отношении Абхазии, но и духовную. Абхазия никак не может быть неотъемлемой частью Грузии, и Сухумо-Абхазская епархия, включенная в состав Грузинского католикосата сталинским режимом, прекратила свое существование.

Мы свое решение приняли. Дальнейшая судьба Абхазской православной церкви будет решаться путем переговоров. Мы готовы к таким переговорам с участием Российской православной и Грузинской церквей.

- Вы говорите о восстановлении исторической справедливости. Что конкретно вы имеете в виду?

- Есть история Абхазской церкви, она неразрывна связана с историей православного мира. С VIII века Абхазская церковь удостаивается высокого статуса автокефалии. Самостоятельное Абхазское автокефальное архиепископство как входящее в юрисдикцию Константинопольского патриархата упоминается в "Notltiae episcepatuum" в VII, IX и Х веках. В начале Х века осетины (аланы) на Северном Кавказе принимают христианство при непосредственном содействии абхазского царя Константина III. В XII веке Абхазское и Аланское архиепископства были объединены. В XIII веке митрополии Алании, Абхазии и Зихии (Адыгеи) также были объединены, и представитель глав трех кафедр принимал участие в работе Константинопольского Собора, который проходил в первый период правления Андроника Старшего в 1292 году.

С XIII века в Абхазии создается институт католикоства. Пока установлено имя только первого поствизантийского католикоса Абхазии Арсения. Исторические хроники зафиксировали имена 18 абхазских самостоятельных католикосов периода с 1390 по 1795 годы, последний из которых - Максим - был похоронен в 1795 году в Киево-Печорской лавре. Все это есть в архивах, нужно вернуться к этим историческим материалам, исследовать.

И те, кто говорит, что Абхазская церковь не имеет права на автономию, говорят неправду. А правда заключается в том, что на протяжении довольно длительного времени в Абхазии существовала автокефальная Церковь с резиденцией епископа в Пицунде.

В 1810 году Абхазия присоединилась к России. С этого времени по 1914 год на абхазской епископской кафедре сменились 13 епископов Русской православной церкви. В этот период, особенно с начала XX века, многое делалось для возрождения христианства среди абхазского народа. Были переведены на абхазский язык тексты Священного Писания, богослужебные книги и другая религиозная литература. В 1917 году в Сухуми состоялся Всеабхазский поместный съезд христианского клира. Тогда же была принята резолюция, в которой говорилось о создании самостоятельной Абхазской епархии с пребыванием выборного от абхазского народа епископа, с предоставлением ему всех прав главы независимой Абхазской церкви со всем необходимым для сего учреждения в Сухуми.

В 1918 году на Всероссийском Соборе патриарх Тихон не признал правомочность грузинского католикоса в Абхазии и Осетии. Однако оккупация Абхазии в 1918 году грузинскими войсками во главе с генералом Мазниашвили не дала возможности решения вопроса создания независимой Церкви. С этого времени Сухумская епархия была занята грузинской иерархией, а русский епископ был изгнан из Сухуми. В 1943 году, во время правления Сталина, Русская православная церковь признала автокефалию Грузинской церкви и ее каноническую власть на всей территории Грузинской ССР. В это время заметно ощущается охлаждение к Церкви среди абхазов, которые не могли принять никакого грузинского влияния.

- А почему грузинские священники покинули Абхазию после завершения грузино-абхазской войны в 1992-1993 годах?

- Накануне распада Советского Союза митрополит Давид и грузинское духовенство Сухумо-Абхазской епархии принимали активное участие в политических акциях, устраиваемых сторонниками Звиада Гамсахурдия, причем эти акции часто проходили во дворе Сухумского кафедрального собора. Такое поведение грузинского духовенства Сухумо-Абхазской епархии отторгало абхазский народ от Церкви.

Духовенство Сухумо-Абхазской епархии из числа грузин было на стороне тех, кто в 1992 году ввел грузинские войска в Абхазию и развязал войну. Митрополит Давид (Чкадуа) в августе 1992 года вместе с Шеварднадзе на площади в центре столицы Абхазии приветствовал захват Сухуми грузинскими войсками Через несколько дней после выступления по телевидению, где митрополит Давид призывал грузин к войне с абхазами, он скончался в Тбилиси.

После смерти митрополита Давида в Сухуми был прислан архиепископ Даниил (Датуашвили), который, как и его предшественник, продолжал вдохновлять грузинские войска на войну с абхазским народом. После освобождения абхазскими войсками города Сухума в сентябре 1993 года архиепископ Даниил вместе с грузинским духовенством бежал в Грузию (оставив христианскую паству Абхазии на произвол судьбы), где он до сих пор номинально носит титул епископа Сухумо-Абхазской епархии.
Подобные деяния грузинских священнослужителей никак не соответствуют канонам Православной церкви. Вместо призывов о мире и милосердии они, по сути дела, призывали к насилию.

- В Грузии после Вашего заявления об отделении о Грузинской церкви сказали, что это результат давления российской элиты. Как Вы прокомментируете подобные высказывания?

- О каком давлении может идти речь! Это выстраданное нашими православными мирянами решение, направленное на восстановление разрушенного духовного мира. Мы пока не обращались официально ни к кому, но намерены в первую очередь обратиться к Московской патриархии за помощью. Когда строится главный дом, обращаются ко всем. И кто может, помогает, и того и Бог благодарит.

- Но, как заявляют в Русской церкви, пока никакого обращения из Абхазии к ним не поступало...

- В ближайшее время протокол собрания с участием всего абхазского духовенства и обращение о помощи и поддержки будут направлены в Московский патриархат. Такое же обращение Абхазская церковь намерена отослать в адрес Грузинской, Константинопольской, Иерусалимской и всех других Православных церквей, которые своей решительностью восстановят историческую правду, которой достоин многострадальный народ Абхазии.

http://www.interfax-religion.ru/?act=interview&div=234

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Виссарион Аплиа
Как скажет Предстоятель Русской Церкви – так и будет!
Священник Виссарион Аплиа в эксклюзивном интервью РНЛ рассказал о причинах, побудивших его обратиться к Святейшему Патриарху Кириллу
10.06.2019
Иерей Виссарион Аплиа: Эта самозваная «митрополия» не имеет никакого отношения к Абхазской Церкви
И. о. управляющего Сухумо-Пицундской епархии выразил отношение к так называемой «Священной Абхазской митрополии»
17.05.2011
Иерей Виссарион Аплиа: В Сухуме принято решение о восстановлении Поместной церкви в Абхазии
Между тем в Московском Патриархате заявили о недопустимости нарушения канонических границ Грузинской Церкви
16.09.2009
Все статьи Протоиерей Виссарион Аплиа
Церковный вопрос в Абхазии и Южной Осетии
Не допустить патриарха Варфоломея на Кавказ
Об обращении протоиерея Виссариона Аплиа к патриархам Кириллу и Илие
29.10.2021
Невеселые заметки о посещении Нового Афона
Необходимо активизировать усилия по освобождению монастыря от раскольников, рейдерски захвативших его
04.08.2021
Патриарх Варфоломей подталкивает грузин к расколу
Глава Фанара диагностировал у Русской Церкви «болезнь Третьего Рима», а вот Константинополь имеет «эксклюзивные полномочия»
08.05.2021
Все статьи темы
Последние комментарии