Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Открытое письмо первоиерарху Русской зарубежной церкви митрополиту Илариону

Диакон  Владимир  Василик, Интерфакс-Религия

Власов / 12.09.2009

Ваше Высокопреосвященство!

К Вам обращается диакон Владимир Василик, доц.СПбДА и СПБГУ, один из участников дискуссии по поводу книги прот. Георгия Митрофанова "Трагедия России".

Я всегда почитал Вас как маститого и духоносного пастыря, Предстоятеля Русской Зарубежной Церкви. С тем большим недоумением и скорбью я познакомился с обращением Синода Русской Зарубежной Церкви по поводу книги прот. Георгия Митрофанова "Трагедия России". Во-первых, удивило то, что столь важный церковный орган, как Синод потратил свое драгоценное время на далеко не лучшую из богословских и исторических книг, которые издаются в России. Существуют куда более научно насыщенные, документированные и глубокие книги по истории ХХ в. - труды игум. Дамаскина (Орловского), М.В. Шкаровского, О. Ю. Васильевой и др., которые, к сожалению, не удостоились Вашего внимания. Целый ряд текстов о. Георгия Митрофанова очевидно противоречит исторической истине и, в частности, ставит под вопрос почитание Царя-Мученика Николая II, например реабилитация очевидных февральских изменников - генерала Алексеева и генерала Корнилова; на это деликатно обратил внимание даже автор предисловия к книге - еп. Агапит Штуттгартский. Само богословское содержание книги более чем сомнительно и, к сожалению, на глубине своей нисходит к далеко не христианским концепциям и стихиям. Вы выразили сожаление о том, что многие полемисты вели себя немирно, может быть это и так, но они лишь откликались на очевидную реабилитацию греха и на бездоказательные обвинения целого народа в служении Злу, звучавшие в этой книге.

Я почитаю Ваш сан и связанные с ним духовные дарования, а равно и Ваши труды на благо Церкви, однако, даже архиерейская благодать не делает человека историком, и вердикт, вынесенный Вами и Вашими сослужителями еще до окончания дискуссий, при отсутствии по-настоящему глубоких и документированных доказательств Вашей правоты, независимо от Ваших намерений, выглядит попыткой подменить научную и богословскую истину внешним авторитетом. Тем более это выглядит удивительным, что один из архипастырей, подписавший данный документ, владыка Марк Берлинский, высказывался в своем интервью газете "Радонеж" весьма осторожно и не считал себя авторитетом в области русской истории ХХ в. Ссылка на досточтимого и приснопамятного протоиерея Александра Киселева в данном контексте не является достаточно основательной в силу целого ряда сомнительных и неисторичных мест в его книге "Духовный облик генерала Власова". Адресую Вас к моим статьям, выложенным на "Русской линии", которой Вы недавно давали интервью. Не ставя под сомнение субъективную честность о. Александра, все же следует отметить его излишнюю доверчивость, некоторую наивность и стремление излишне идеализировать людей: текст его не выдерживает беспристрастной исторической критики.

Центральный вопрос дискуссии - предательство генерала Власова очевиден: А.А. Власов действительно изменил воинской присяге и предал Россию, и нанес вред ей, а не коммунистическому режиму, или его вождям. По своей идеологии никаким сторонником исторической России он не был, он являлся интернационал-социалистом и в случае его победы русский народ (как и другие народы мира) попал бы под двойное иго - нацистов и "бывших", но не изменившихся коммунистов. В тяжелый час крестного страдания России Власов перешел на сторону ее злейшего врага и стал служить одному из самых страшных режимов в истории человечества - оккультному режиму Гитлера, который реально проводил политику расчленения России и тотального уничтожения русского народа.

Было бы исторически некорректно начинать историю власовского движения с ноября 1944 г. и забывать о тех неслыханных страданиях, которые причинили носившие шеврон РОА коллаборационисты русскому народу, жителям Центральной России, Северо-Запада и, в особенности, Белоруссии, где проводилась политика тотального уничтожения народа и "выжженной земли", в основном - руками коллаборационистов, которых оправдывал и вдохновлял Власов своими воззваниями. Власов дал свое имя коллаборационистским частям и тем самым взял всю ответственность за их преступления, к тому же в Первой и Второй дивизиях РОА служило множество карателей (например, каминцы), замаранные кровью невинноубиенных мирных жителей.

С нравственной точки зрения реабилитация Власова означает оправдание иудина греха и героизацию предательства, а также массовых нацистских репрессий на территории России.

Наш Синод не разбирал данную книгу хотя бы в силу того, что у нас в России издаются сотни богословских книг. Но по проблеме власовского движения достаточно определенно высказывался Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 23 августа, в помещении Архангельского драматического театра имени М.В. Ломоносова на встрече с общественностью города и области:

"Главный нерв человеческой истории это борьба добра и зла. А почему так замечательно сказал Достоевский о том, что поле битвы сердца человеческие? Бог бьется с дьяволом не где-то там, в космосе, не где-то непонятно в каком пространстве, не в параллельном мире. Он борется в этом мире, и человек является реальной ареной этой борьбы. В сердце каждого из нас происходит эта борьба. И вот здесь, мне кажется, очень важно понять следующее: а кто же выигрывает в этой борьбе?

Перед тем как попытаться ответить на этот вопрос, скажу что-то, может быть, очень странное. Из быта, из жизни, из опыта нам кажется, что добро и зло - это ясно различимые понятия. Ну, например, жизнь добро, смерть зло. Здоровье добро, болезнь зло. Отзывчивый человек, способный жертвовать собой, это добрый человек. Эгоист, черствый, невосприимчивый к другим это плохой человек. Любить родителей это добро, не любить зло. Любить Отечество добро, не любить Отечество зло. Казалось бы, такие ясные, понятные истины. Однако мы с вами сейчас живем в такую эпоху, когда стираются грани между добром и злом в сознании людей. И происходит это не потому, что объективно эти грани стираются - зло перетекает в добро, добро перетекает в зло, - а потому, что основное направление мысли - философской мысли, политологической мысли - сегодня направлено на то, чтобы эти грани между добром и злом были размыты.

Мы называем эпоху, в которой мы живем, эпохой постмодерна - такое вот слово выдумали. И наибольшим достижением этой эпохи считается свобода человека, которая ориентирована на свободный выбор. Человек сам является автономным носителем окончательных решений, чтo есть добро, а чтo зло. Время от времени у нас вспыхивают общественные дебаты по поводу значения Великой Отечественной войны, и некоторые утверждают, что выбор тех людей, которые стали сотрудничать с немцами, которые пошли во власовскую армию, вполне правомерен: "Это был их выбор, они свободны. Человек свободен определять, с кем он. Вот и выбрали эти люди не защиту Родины, а борьбу со своей Родиной вместе с оккупантами". Наивные люди, воспитанные в традиции, говорят: "Да как же так можно! Да постыдитесь вы греха, да ведь они же предатели!" А им отвечают: "А что такое предатели? Это свободный выбор человека. Сегодня у нас разные точки зрения, сегодня у нас плюрализм мнений, и свободный, самодостаточный человек и определяет, что такое добро, а что такое зло".

...Так постепенно размываются границы между добром и злом. А почему это происходит? А потому, что человечество утрачивает понятие греха".

Стоит отметить, что Святейший Патриарх в очередной раз по данной проблеме высказался мудро, патриотично и глубоко богословски. Он высказал ключевое слово для понимания "странной любви" некоторых наших сограждан (в т.ч. и о. Георгия Митрофанова) к генералу Власову - постмодерн. На первом уровне постмодернистское сознание провоцирует желание выделиться, быть оригинальным и оно, к сожалению, далеко не чуждо уважаемому профессору протоиерею отцу Георгию Митрофанову. Второй уровень гораздо более глубинный и страшный - это постмодернистское богословие, как богословие подмены понятий. В "Макбете" ведьмы говорят: "Грань между добром и злом сотрись". По-английски эта фраза звучит еще более выразительнее: "Good is bad and bad is good": "добро есть зло, а зло есть добро". И, к сожалению, это присутствует в книге о. Георгия: предатели у него объявляются героями России, а настоящие герои, в лучшем случае - беспомощными жертвами, чья гибель не отличается от смерти власовцев на виселице, в худшем - "служителями зла". Сама идея победы над грехом через грех, в данном случае - искупление предательства предательством является не христианской, а гностической и сектантской. Как известно, хлысты призывали лечить блуд блудом, что-то подобное мы замечаем и у отца Георгия. В-третьих, отцу Георгию не чужд концепт империи зла. Известно его высказывание о том, что в советский период подавляющее число наших граждан служило злу, а не России. Соответственно получается такая дихотомия: империя зла - империя добра, но это манихейская концепция в ее чистейшем виде.

К сожалению, постмодернистской мысли и постмодернистскому богословию не чужды концепты манихейства и гностицизма, а именно деление существующих политических структур и современных государств на области зла и области добра. С другой стороны, в гностицизме зачастую добро переходит в зло, а зло - в добро. Как раз Святейший Патриарх Кирилл и вскрыл эти гностические корни постмодернистского "богословия", говоря о том, что мы "сейчас живем в такую эпоху, когда стираются грани между добром и злом в сознании людей. И происходит это не потому, что объективно эти грани стираются - зло перетекает в добро, добро перетекает в зло, - а потому, что основное направление мысли - философской мысли, политологической мысли - сегодня направлено на то, чтобы эти грани между добром и злом были размыты".

Данное высказывание Святейшего Патриарха Кирилла не является императивным для Русского Зарубежья. В Церкви в главном - единомыслие, в остальном свобода, во всем - любовь. Понятно, что в Зарубежье среди вашей паствы осталось много сторонников власовского движения, поэтому им не предлагали никогда покаяться за прошлые грехи, заботясь прежде всего о церковном воссоединении. Нет сомнения в том, что многие Ваши прихожане, в том числе родственно или политически связанные с власовским движением, по-своему любят Россию и являются честными людьми. Понятно, что Вы защищаете определенную часть Ваших прихожан и некоторые предания Русского Зарубежья. Мы не отрицаем Вашего права на свое мнение, тем более не требуем от детей и внуков власовцев осудить своих отцов: это напоминало бы диссидентский дискурс, типа перестроечного фильма "Покаяние", где сын выбрасывает своего отца из могилы и в чем-то явилось бы воспроизводством хамова греха. Но от вас мы ждем подобного же неосудительного отношения к нашим прошлым историческим грехам. "Декоммунизация" должна свершиться прежде всего в совести и сердцах человеческих, а лишь затем - в названиях улиц. Внешние действия без внутреннего преображения будут бесполезны, тем более, что речь идет о проявлении той общей системной апостасийной болезни, которой болели и болеют христианские народы в ХХ и ХХI веке.

Поймите и нас: до сих пор живы сотни тысяч пострадавших от нацизма и коллаборационистов, тысячи ветеранов Великой Отечественной Войны. Для них тексты о. Георгия - нравственно невозможны, согласиться с ними означает перечеркнуть всю свою жизнь, весь свой страдальческий опыт. Для огромного большинства нынешних россиян 9 Мая, День Победы - один из немногих объединяющих дней, все равно как для американцев - День Благодарения и реабилитировать Власова - значит отменять этот общенародный праздник и еще более дестабилизировать Российское общество.

Среди прославленных в наше время святых есть те, кто молились за одоление нацистской чумы и трудились для победы русского оружия, как например преп. Серафим Вырицкий и святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Среди усопших и ныне живущих старцев и подвижников благочестия есть те, кто воевал, освобождал Европу от нацизма, и для них опыт войны и Победы явился частью их опыта веры, временами - вхождения в Церковь. Достаточно назвать хотя бы имена ныне здравствующего архимандрита Кирилла (Павлова), профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии прот. Аркадия Иванова, из усопших - восстановителя Троице-Сергиевой Лавры епископа Алексия (Коноплева), архиепископа Ярославского Михея (члена Александро-Невского братства), наместника Псково-Печерской Лавры игумена Алипия (Воронова), и это лишь отдельные примеры среди многих десятков и даже сотен имен. Для нас День Победы - не только светский, но прежде всего церковный праздник, день поминовения воинов, за веру и Отечество жизнь свою положивших, а также - страдальцев от нацистов убиенных. То, что прот. Георгий Митрофанов называет этот день "победобесием" - страшно и прискорбно, и поддержка его со стороны весьма почитаемых членов Синода Русской Православной Церкви за Рубежом причиняет православным российским гражданам немалые нравственные страдания.

Солидаризация с Власовым, по сути дела, бросает тень на сонм сербских новомучеников, убиенных нацистами и прославленных Сербской Православной Церковью в последней четверти ХХ в. Упомянем среди множества их священномученика Петра (Зимонича), митрополита Дабробосанского (память - третье воскресенье сентября) исповедника Досифей (Васича), митрополита Загребский (память 13 января) и многих других. Вспомним и наших русских страдальцев, прославленных в лике святых Константинопольским патриархатом в 2004 г. - мать Марию Скобцову, протоиерея Алексея Медведкова, священника Димитрием Клепининым, Юрия Скобцова и Илью Фундаминского. Поэтому, почтительно просим: не загоняйте нас, пожалуйста, в нравственный тупик. Мы любим и почитаем Вас и Ваших сослужителей, но чувство любви не должно сталкиваться с ощущением Правды Божией и исторической истины.

Смиренно и почтительно просим вас также - не толкайте нас в правовой тупик. С точки зрения нынешнего российского законодательства не реабилитированный и доныне генерал Власов - изменник и пособник нацизма. 19 мая 2009 года Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Указ 549 "О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России". Уже разрабатывается проект закона "О фальсификации истории", по которому оправдание Власова станет действием, наказуемым по закону. Это весьма близко к тому, что пытаться в современной Германии оправдать Гитлера или Гиммлера, которым служил Власов. Почтительная просьба к Вам не повторять ошибок прежних иерархов Зарубежной Церкви, сталкивавших нас лбом с государством, тем более - сейчас, в эпоху интенсивного церковного строительства и нормализации церковно-государственных отношений.

Как говорит Апостол, во Христе "нет ни эллина, ни иудея, ни скифа, ни варвара, ни раба, ни свободного, но все и во всем - Христос" (Кол. 3, 11). Ваш архипастырский авторитет слишком высок, чтобы бросать его на чашку весов узко-партийной точки зрения, а огонь архиерейского благословения слишком священен, чтобы менять его на "чуждый огнь" политического раздора. В 2007 г. был подписан Акт о каноническом общении, который подразумевал забвение прежних политических раздоров и обид, соединение прежде всего во Христе Иисусе и в православной Истине, а не на какой-то узкой мирской политической идеологизированной платформе. Наш Патриарх не может быть первосвятителем только для "власовцев", или "белых", ему должна быть предоставлена возможность быть Первосвятителем всея Руси и всех русских. Мир вокруг нас является антихристианским, он агрессивен и страшен и сейчас нам надо не ссориться, а "спешить делать добро". Будем же хранить единство и любовь.

С почтительной любовью во Христе

Диакон Владимир ВАСИЛИК,
доцент СПБДА, СПбГУ
11 сентября 2009 г.

http://www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=937



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме