itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Скучная война

0
142
Время на чтение 3 минуты
...Ругать фильм не хочется, хочется просто вздохнуть печально: "Не удалось!.." А что именно не удалось? Не удалось, в первую очередь, увидеть гоголевского Бульбу, потому что персонаж, сыгранный артистом Богданом Ступкой, похож не столько на лютого запорожского полковника, сколько на тихого-мирного старичка из "Старосветских помещиков". Вот именно: Афанасия Ивановича нарядили запорожцем, дали в руки саблю и послали в бой... А у него, бедняги, ещё глаза не разлепились от послеобеденного сна. Ну что тут сказать? Хорошо, что хоть Афанасий Иванович, а не Акакий Акакиевич. Вышел у Владимира Бортко Тарас Бульба в домашних тапочках, Тарас Бульба - добрый дядюшка, который в бою не свирепее дачника за прополкой сорняков.

И как-то язык не поворачивается высказывать претензии постановщику фильма. Всё ведь понятно: гоголевского Бульбу даже в советское время так и не решились вывести на широкий экран, - а уж в наше-то!.. Гоголевский-то Бульба, он что? Он, во-первых, безпощадный, яростный рубака, человек-вихрь, да притом кровавый вихрь, огромный, тяжёлый, всесокрушающий, точно пушечное ядро (скажите честно, подходит ли хоть один из этих эпитетов герою фильма, а?); во-вторых, Бульба горячий патриот (даже словечко-то это нерусское "патриот" для Тараса не годится, нужно что-то более энергичное, огненное!), это истовый православный христианин, готовый не моргнув глазом положить живот за свою веру. Вот и попробуйте соединить два эти начала в современном киногерое. Кровавого рубаку у нас сейчас показать можно - но тогда пусть это будет антигерой, злодей, отрицательный персонаж. Можно показать и православного патриота, но тогда он должен говорить елейным голосом, ступать на цыпочках, не употреблять скоромной пищи и крепких спиртных напитков. Так как же соединить то, что Гоголь с лёгкостью соединил в своём Бульбе? Невозможно, - невозможно, да и опасно: как бы чего не вышло... Пожалуй, тут есть над чем поразмыслить, и не только любителям кинематографа.

Герой Гоголя сегодня не ко двору. И появляется герой Ступки, который не свирепствует, саблей машет с осторожностью и рассуждением, как огородник тяпкой... Там, где гоголевский Бульба готов грызть врагов зубами, кино-Бульба их морально осуждает и хмурит брови внушительно... Он, в отличие от героя книги, вполне уважительно относится к жене (и даже сам благоговейно принимает роды! и даже в поход идёт исключительно с тем, чтобы отомстить за дражайшую супругу!). Даже гибнет он не так, как персонаж повести, совсем не так! У Гоголя Бульба героически безрассуден: мол, и люльку свою старую не дам проклятым ляхам, не бывать тому! - и мчится радостно на этот безумный, никому не нужный, но красивый, яркий, богатырский, "лыцарский" подвиг - увести люльку из-под носа настигающих врагов. А что у Бортко? У Бортко поход за люлькой - это просто-напросто осмысленное, продуманное самоубийство: утомившийся от жизненных горестей Бульба покорно плетётся в руки поляков - а люлька? Люлька - это только предлог...

У Гоголя образ Бульбы настолько ярок, ошеломителен, всесокрушающ, что невольно затмевает прочих героев, хотя и они прописаны, скажем так, не слабо. А в фильме бледный Тарас никого заслонить не в силах, а поэтому все остальные персонажи разрастаются до невероятных размеров. Возникает даже потребность в новых персонажах (польский воевода, например, отец андриевой возлюбленной) - должен же кто-то держать действие!.. В книге любовь Андрия к полячке - это только эпизод, быстрая зарисовка, а в фильме - настоящая повесть о Ромео и Джульетте! Янкель в фильме вдруг стал философом не хуже Сократа. Скажите, кто, читая Гоголя, запомнил янкелевскую фразу: что, мол, винить Андрия, раз перебежал к ляхам, так, верно, ему там лучше!.. Никто её никогда не помнил, а после фильма эти слова цитируют на каждом шагу, превратив их в настоящий лозунг нового времени! Хотел ли Бортко, чтобы это оправдание предательства так полюбилось зрителям? Думаю, нет. Почему же так вышло? Потому, что зрителям ни холодно, ни горячо не стало после сцены убийства Андрия. Не жарко, не холодно, а просто смешно становится после батальных сцен: то, что в книге с её эпическим, былинным строем выглядит естественно (длинные монологи умирающих запорожцев, например), то в фильме смотрится смехотворно. А эта навязчивая картина распоротых бутафорских животов-подушек? А пляска удалого казака ("Веселей играйте, музыканты!"), когда у артиста ноги заплетаются, а на лице вся усталость мира?

Нет, если Тарас, если запорожцы не трогают зрительскую душу, её тронут Янкель, Андрий, полячка... Зритель хочет кому-то сочувствовать, а сочувствовать вялому усатому дедушке, который неизвестно за что надулся на таких красивых и благородных поляков, - сердце к этому не лежит.

В общем, история вышла та же, что была некогда описана Ильфом и Петровым в рассказе "Как создавался Робинзон": если советский Робинзон не мог поселиться на необитаемом острове в отрыве от широких масс и здорового коллектива, то российский Тарас Бульба не может не быть гуманистом, не может махать саблей направо и налево, не уважая право ляхов на свободу вероисповедания. Увы, приходится признать, что фильма просто не получилось. Зрители говорят (сам слышал): "Скучный фильм..." - и расходятся по своим делам.

Кто-нибудь называл повесть Гоголя скучной?

http://pravpiter.ru/pspb/n213/ta015.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Бакулин
Все статьи Алексей Бакулин
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 00:00
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04