Безбожники и смерть

0
97
Время на чтение 3 минуты

На днях скончался Сергей Михалков — автор еще советского гимна, написавший слова и к нынешнему российскому. Многим из нас он знаком по детским стихам, с которыми мы выросли, по «Дяде Степе — милиционеру». Многие отозвались на его смерть словами соболезнования, многие новостные сайты поместили приличествующие случаю некрологи, но было заметно и явление, в последнее время все более проступающее при уходе известных людей — язвительные насмешки над новопреставленным, так, как будто смерть человека — подходящий повод для шуток и юмора. Это кое-что говорит о состоянии нашего общества, поскольку, как справедливо отмечают антропологи, общество характеризуется тем, как оно относится к смерти.

Отношение к смерти может быть различным; несколько лет назад, во время катастрофического землетрясения в Китае, в пострадавшие районы на помощь местным жителям отправилось множество добровольцев — как этнических китайцев из других стран, так и представителей западных благотворительных миссий. В Китае религия подвергалась не менее жестокому искоренению, чем в России, и местные жители необычайно удивились одной особенности поведения приезжих спасателей. Разница между китайцами, пережившими насильственную секуляризацию при коммунизме, и их собратьями из других стран проявлялась в отношении к мертвым телам. Если для местных, побывавших под атеистическим катком, тела погибших были не больше чем возможным источником эпидемии, от которых надо было поскорее и без церемоний избавиться, то у приезжих отношение было совсем другим. Местные были поражены тем, с каким уважением приезжие (как христианине, так и буддисты) обращаются с мертвыми телами. Более того, они заметно лучше справлялись с шоком, вызванным столкновением со смертью в таких масштабах — их религиозные традиции говорили им, что надлежало делать и какие заупокойные обряды совершать. Секуляризированные китайцы, в частности, солдаты китайской армии, не знали, как воспринимать смерть и переживали тяжелые срывы. Секуляристкое мировоззрение, чуждое духовного измерения, оставляло их без всякого наставления и поддержки перед лицом столь явного напоминания о том, что человекам положено однажды умереть — причем, возможно, умереть внезапно.

Истина о том, чего именно нам ожидать за порогом смерти, была открыта только Спасителем; но сама вера в то, что смерть — это очень важный рубеж, но никоим образом не конец, была свойственна всем людям во все времена.

Во всех человеческих культурах — начиная с неандертальцев — было принято оказывать усопшему какие-то знаки последней человеческой привязанности, провожать его с любовью и уважением. Представления о посмертии могли отличаться, но культур, отрицавших посмертие как таковое, не существовало но самого недавнего времени. Секуляризм, ограничивающий горизонт человеческой жизни физической смертью, явление недавнее и скорее патологическое. Одно из проявлений его патологичности — почти ритуальное глумление над всяким сколько-нибудь известным усопшим, которое в наше время отравляет интернет. Его никак нельзя объяснить соображениями ненависти и мести — никак нельзя сказать, что покойный причинил глумящимся неисчислимые бедствия и страдания, и своими преступлениями озлобил их до последней крайности. Как объяснить это странное несогласие почти со всем человеческим родом, который воздерживается от шуток над гробом, можно только догадываться.

Возможно, это реакция все еще сохраняемое культурой требование уважения к покойнику. Это требование воспринимается какой-то раздражающее стеснение, на которое надо отреагировать поступив ровно наоборот — насмешками и глумом. При этом то обстоятельство, что у покойного были родственники и друзья, для которых его смерть — глубокое горе, не принимается в рассмотрение. Объяснить людям, почему не следует глумиться над новопреставленным, невозможно — в их мировосприятии отсутствует что-либо, с опорой на что им это можно было бы объяснять. Им внушили (и они внушили сами себе), что уж они-то — гордые, разумные, сбросившие оковы суеверия современные люди. Они убеждены, что еще античная поговорка о «мертвых либо ничего, либо хорошо» - результат суеверного страха перед обидчивыми мертвецами, которые могут как-то то отомстить за непочтительность, а, коль скоро они чужды суевериям, они могут говорить об усопших как угодно. Таковы истинно секуляризированные люди; Вы не можете объяснить им долг почитать новопреставленных и уважать горе родственников. Ибо они счастливо преодолели само понятие нравственного долга. Возможно, кому-то это покажется прогрессом; многие и кричат о том, что это прогресс, но на самом деле это одичание — даже не ниспадение на уровень животных (животные невинны), а что-то гораздо худшее.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=3129

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Харитонов
Все статьи Алексей Харитонов
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
20.04.2024 11:19
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
20.04.2024 11:17
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
20.04.2024 11:09
Россия в борьбе с западным спрутом
Новый комментарий от Дмитриев
20.04.2024 10:33
«Победить нашу страну извне невозможно»
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 09:22