Память святого мученика архидиакона Евпла

Новости Москвы 
0
156
Время на чтение 6 минут

Фрагмент статьи из т. 17 «Православной энциклопедии». Москва, 2008 г.

Евпл [ лат. Euplus, Euplius] († 304?), сщмч. Катанский (Сицилийский) (пам. 11 и 12 авг.), пострадал при имп. Диоклетиане. Один из тех немногих святых, о к-рых сохранились сведения во фрагментах из подлинного протокола, содержащего отчет о 2 допросах, пытках и казни.

Мученичество Е. известно в 5 греч. (BHG, N 629-630b, 630e) и 4 лат. редакциях. Древнейшей греч. редакцией является протокол мученических актов, самый ранний список которого датируется кон. IV - нач. V в. Т. о., год мучения Е. определяется согласно офиц. форме отсчета времени, принятой в протоколе: речь идет о 8-м годе правления имп. Диоклетиана и 7-м - имп. Максимиана. Мученические акты не сообщают сведений ни о месте рождения Е., ни о его социальном положении, ни о священном сане. Согласно этому источнику, 29 апр. 304 г. Е. предстал перед судом Катаны (ныне Катания), имея при себе запрещенное Диоклетианом Евангелие, и объявил себя христианином. Остается неясным, пришел ли Е. туда по своей воле (добровольное мученичество) или был приведен силой. В изложении древнейшей редакции Е. приглашают войти в здание, где происходит суд (секретариат Катаны), тогда как в более поздних редакциях его просят ввести. Вероятно, позднейшие редакторы предполагали, что мученик был арестован, а не явился добровольно. На допросе гл. обр. выяснялось, откуда у Е. Евангелие, от кого он его получил и понимает ли, что иметь такие свитки означает преступать закон. Е. отвечал, что свитки - это закон Бога, Которому он служит, т. е. признал вину. В протоколе не сообщается, где находился Е. до повторного допроса 12 авг. 304 г. Второй процесс проходил в более строгой обстановке и, возможно, публично. Святого спросили, согласен ли он с записанными ранее его словами, Е. подтвердил сказанное и предъявил свитки. Неясно, были ли это еще какие-то, ранее скрытые свитки, или его слова означали, что Свящ. Писание скрыто у него в душе. Мученика приговорили к избиению до тех пор, пока он не согласится принести жертву языческим богам. Е. стойко переносил страдания и был казнен через усекновение главы.

2-я греч. редакция (древнейший список X в.) является стилистической парафразой 1-й. Ее автор широко использует по отношению к палачам, чиновнику, проводившему допрос, и к императору традиционные агиографические и гимнографические эпитеты. В повествование введены общие места, в диалогах во время допросов Е. цитирует Евангелие и Псалтирь. Важным фактическим отличием 2-й редакции от 1-й является дата мученичества. Согласно 2-й редакции, Е. явился в секретариат 11 авг. и объявил себя христианином, в этот же день состоялись оба допроса, которые вел один чиновник, а не 2, как отмечено в протоколе, и казнь.

3-я греч. редакция (древнейший список XI в.) также является парафразой 1-й редакции и представляет собой ее дальнейшую стилистическую переработку на основе 2-й версии, с к-рой она обнаруживает нек-рые связи на уровне построения фраз. Реплики Е. во время допросов не содержат библейских цитат и парафраз, хотя и воспроизводят мн. общие места. Важным отличием 3-й редакции от 2-й является правильная дата мучений Е., указанная в древнейшем протоколе: 12 авг.; однако в соответствии с поздней переработкой оба допроса, пытка и казнь Е. произошли в один день.

4-я греч. версия, переизданная Ж. П. Минем в числе творений прп. Симеона Метафраста (PG. 115. Col. 523-530), по всей видимости, ему не принадлежит, т. к. Метафраст не довел свой труд до авг. 4-я редакция представляет собой свободную литературную переработку имевшихся в распоряжении агиографа источников. Она выявляет знакомство неизвестного автора с древнейшей редакцией (протоколом) и с топографией г. Катаны, однако эти сведения использованы им без соблюдения временных и исторических реалий и с добавлением многочисленных подробностей, в т. ч. чудес. Так, сообщается, что Е. был арестован в результате облав, устроенных после приезда в Катану посланником Диоклетиана и Максимиана. Сообщается, что Е. проповедовал Евангелие в городе, хотя не был горожанином Катаны, это обстоятельство объясняет его слова об отсутствии дома, имеющиеся и в 1-й редакции. По окончании 1-го допроса и пыток Е. содержался в камере 7 дней и ночей (сакральное число), страдал от жажды, по его молитвам в камере разлилось озеро, к-рое позволило мученику напиться. Во время пыток перед усекновением главы мученик слышал ободряющий голос с неба. После казни тело Е. было захоронено некими благочестивыми христианами, но не сказано где именно. Однако сообщается, что от гробницы Е. происходили исцеления.

5-я греч. редакция содержится в синаксарях и минологиях, откуда она перешла и в служебные Минеи. Согласно этой версии, святой род. и вырос в Катане, проповедовал Евангелие, но больше Свящ. Писание в этой редакции не упоминается. Только здесь сообщается о диаконском сане Е. В остальном фактическое содержание редакции соответствует 4-й с незначительными сокращениями (в частности, отсутствуют сведения о количестве дней, проведенных Е. в темнице). В рукописях возможны контаминации 4-й и 5-й редакций, такую сводную редакцию отражает, в частности, Синаксарь К-польской ц. (кон. X в.).

Помимо Мученичества сохранилось несколько Похвальных слов, посвященных Е.: анонимное (BHG, N 630d), Иоанна, пресв. Энийского (BHG, N 630m), и Константина Акрополита (BHG, N 630p), а также гомилия некоего епископа Веррийского (BHG, N 630n).

5-я греч. редакция нашла отражение и в древнерус. Прологах, переведенных не позднее нач. XII в. В слав. Четьих-Минеях содержится перевод редакции Симеона Метафраста. В собрании Житий святых свт. Димитрия Ростовского находится лит. обработка 4-й и 5-й греч. редакций Мученичества Е.; в частности, из 5-й, позднейшей версии заимствованы сведения о диаконском сане мученика. Упоминаются имена мучителей Е.: имп. посланника Пентагура и правителя Катаны Калвисиана.

В кон. IX или в Х в. мощи Е. были перенесены в Рим, затем в г. Тревико. В XIII в. темница Е. в Катании стала местом паломничества. В 1656 г. часть мощей возвращена в Катанию. В 1964 г. там освящена ц. во имя Е. Ныне мощи хранятся в соборе Вознесения Богоматери (Тревико), при к-ром создан научный центр. В февр. 2005 г. исследование показало, что мощи принадлежат 3 разным людям, в т. ч. молодому мужчине, вероятно Е.; прочие останки изъяты из реликвария.

Мученичество Е. с упоминанием имени Калвисиана и др. фактическими совпадениями в греч. синаксарях приводится в день памяти мч. Еасия (пам. греч. 9 дек.) как относящееся именно к этому мученику. Вероятно, Еасий почитался в одной местности с Е., но его подлинное Мученичество не сохранилось.

Все известные лат. редакции Мученичества Е. восходят к греческим. Так, 1-я лат. редакция соответствует 1-й греческой, являясь ее незначительной переработкой. К 1-й же греч. редакции восходит и 2-я латинская, однако в большей степени, чем 1-я латинская, отступает от нее. В целом лат. редакции отличаются друг от друга риторической формой, в к-рую облекаются диалоги Е. с чиновниками во время допросов или его слова во время пытки и перед казнью, напр. в его репликах во время допросов употребляются пространные библейские цитаты, отличающиеся от тех, которые встречаются в греч. редакциях. В отношении событий лат. редакции в разной степени повторяют сведения греч. редакций, иногда дополняя их новыми подробностями историко-лит. происхождения. Так, в 4-й лат. версии Е. назван уже не диаконом, а епископом.

Дата 11 авг. стала основным днем памяти Е., она присутствует в большинстве источников, в т. ч. во всех древнерусских, включая месяцесловы Евангелий и служебные Минеи (Лосева. С. 404-405). 12 авг. память Е. отмечена в зап. памятниках, таких как лат. Неаполитанский календарь ц. Иоанна Предтечи IX в. (восходит к VII в.), греч. Капуанский месяцеслов в Евангелии 991 г. и др., а также нек-рые визант. служебные Минеи: Crypt. gr. ?. a. XII, XI в.; Mess. gr. 140, XII в.; Matrit. gr. 4694, XIII в.

В Москве, где на нынешней ул. Мясницкой с 1471 г. существовала деревянная ц., освященная во имя Е., в 1657 г. была возведена каменная церковь. В 1750-1761 гг. на месте обветшавшего храма был отстроен новый, 2-ярусный. Нижний придел в 1753 г. освящен во имя Е., верхний в 1761 г.- во имя Св. Троицы. В 1837-1843 гг. внизу с севера был пристроен придел арх. Михаила. 2-этажный храм типа восьмерик на четверике в стиле барокко, с колокольней и с широкой обходной галереей снесен в 1926 г. (Сорок сороков. Т. 2. С. 250-252).

Источники: BHG, N 629-630p; BHL, N 2728-2731; ActaSS. Aug. T. 2. P. 710-723; SynCP. P. 881, 884; MartRom. P. 334; MartHieron. P. 436; 6. 193-194; Cтаниславов (Лесновски) Пролог от 1330 година / Увод и науч. разчитане на текста Р. Павлова. Вел. Търново, 1999. С. 317; ЖCв. С. 185-189.

Литература: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 243, 244; Т. 3. С. 319; Franchi de Cavalleri P. S. Euplo // Note agiografiche. R., 1928. N 7. P. 1-54; The Acts of the Christian Martyrs / Introd., transl. by H. Musurillo. Oxf., 1972. P. 310-319; Amore A. Euplio // BiblSS. Vol. 5. Col. 231-233; 148; Лосева О. В. Рус. месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001; Stelladoro M. Euplo / Euplio marbire. Palla tradizione greca manoscritta. Cinisello Balsamo, 2006; Кривко Р. Н. Визант. источники слав. служебных миней // XIV Междунар. съезд славистов: Слав. языкознание: Докл. рос. делегации (в печати).

Р. Н. Кривко

http://www.sedmitza.ru/text/772509.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 19:34
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 18:57
«Не умеет разговаривать по-русски? Домой!»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 18:56
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:30