Христианство и либерализмы

Визит патриарха Всея Руси Кирилла на Украину 
0
160
Время на чтение 5 минут

Во время продолжающего визита в Украину Святейший Патриарх Кирилл сделал ряд высказываний о философии либерализма, которые вызвали довольно бурную реакцию. Как склонность журналистов к крикливым заголовкам, так и склонность некоторых авторов спорить со своими собственными страхами, а не с реальными оппонентами, породила ряд панических отзывов про то, что эта ужасная Русская Православная Церковь вот-вот установит режим мрачного клерикализма, и принудит всех свободолюбивых авторов независимо от пола и возраста ходить в платочках, как в Иране, а особо упорных бросит в концлагеря, где страшные Православные Хоругвеносцы заставят их молиться, поститься и слушать радио «Радонеж».

Что же сказал Патриарх? Как передает «Интерфакс», «Постмодернистская цивилизация так и представляет себе соотношение между добром и злом: нету добра и зла, а есть плюрализм мнений. А если нет различий между добром и злом, что это такое? А это — Апокалипсис... В либеральной философии вообще нет идеи греха, нет различия между грехом и святостью». Слова Патриарха Кирилла поднимают очень важную тему, и очень жаль, если если ее обсуждение сведется к произнесению традиционных антиклерикальных заклинаний.

Самому термину «Либерализм» не повезло - им называют что угодно, как в мире вообще, так и (особенно) в России. Из множества значений хотелось бы выделить два: либерализм применительно к государственному устройству и либерализм применительно к мировоззрению. Либерализм в первом смысле, в классическом значении, восходящем к британскому мыслителю XVIII века Джону Локку, предполагает определенные гарантии личных свобод и определённые ограничения, налагаемые на государство. В этом значении против либерализма трудно что-либо возразить. Альтернативой ему является не традиционное общество (к которому, хорошо оно или нет, уже невозможно вернуться) а террористическая диктатура, изыскивающая, для поддержания тонуса, все новых и новых врагов народа.

Можно верить в Бога и быть «либералом» в этом смысле - США, например, государство, построенное на на классических либеральных идеях, в то же время до сих пор остаются наиболее религиозным из развитых стран. Американские политические деятели непрестанно говорят о добродетели, вере в Бога, моральных ценностях и тому подобном - деятели, может, и лицемерят, но они обращаются к избирателям, для которого эти моральные ценности важны.

Однако в наше время термин «либерализм» чаще используется в другом значении - нравственных абсолютов не существует, каждый имеет право определять для себя, что хорошо и что плохо.

Либерализм, понимаемый в этом смысле, и, вера в Бога, разумеется, несовместимы. Бог задает нравственный абсолют и наши обязательства по отношению к этому абсолюту.

Приведем пример. Авторы декларации независимости США, одного из фундаментальных документов либеральной традиции, торжественно провозглашали: «все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью» и выражали «твердую уверенность в покровительстве Божественного Провидения». Это лежало в самом центре их системы воззрений — Бог, нравственный абсолют, устанавливающий незыблемые моральные нормы и неотъемлемые права. Сравним их с современным либералом — например, современным австралийским философом Питером Сингером, который полагает, что не только детей в утробе, но и уже рожденных младенцев можно убивать. Впрочем, Сингер со своим инфантицидом только развивает повсеместно принятую практику абортов. Эти две позиции - «у всех (включая, очевидно, детей) есть неотъемлемое право на жизнь» и «детей можно убивать» очевидно несовместимы.

Это два разных, при этом конфликтующих либерализма, причем чаще всего слово «либерализм» смещается ко второму значению. Как вы например поймете выражение «либеральное отношению к инфантициду»? Отношение, предполагающее за младенцами неотъемлемое право на жизнь, и, таким образом, воспрещающее их убивать, или, напротив, дозволящее? Что обычно подразумевается под выражением «либеральное отношение к педофилии/детской порнографии/употреблению наркотиков»? Так уж сложилось, что в обычном языке слово «либерализм» ассоциируется с нравственной распущенностью. Когда мужчина говорит, что у него «либеральные взгляды на брак», что он имеет в виду? Что он верный и заботливый супруг?

Некоторые могут сказать, что это не либерализм, а либерализм, напротив, предполагает глубокую этику. Классический либерализм, да, предполагает. Но тот, с которым мы имеем дело сейчас, описан Патриархом вполне точно: «В либерализме каждый человек автономен - и от Бога, и от других людей - он создает собственную систему ценностей, а это в итоге приводит к его внутреннему раскрепощению».

Современные либералы создают систему ценностей, в которой детей можно убивать в утробе; наиболее продвинутые, как Сингер — в которой можно убивать уже рожденных, более того, сама возможность совершать такие деяния рассматривается как некая позитивная ценность, которую надлежит отстаивать. Но реальность такова — и долг пастыря об этом напомнить — что существует объективный моральный закон, и пока мы не признаем его, мы находимся в состоянии ужасного, трагического и гибельного заблуждения, которое ведет нас и к временным, и к вечным бедствиям. Впрочем, позиция современного либерализма (в отличие от классического) не просто несовместима с христианской верой, она внутренне нелепа. Ни одна система ценностей не может обойтись без провозглашения долженствования — и современный либерализм его провозглашает. Он, например, требует, уважать права и свободы — причем иногда под «правами» понимаются весьма причудливые претензии вроде требования считать союз двух гомосексуалистов «браком». Но если не существует никакого морального Абсолюта, который был в бы вправе налагать на всех нас обязательства, то кому это мы должны? С чего это вдруг мы должны? Как такая странная идея пришла в головы провозвестникам современного либерализма? Почему они вообразили, что люди, которые ничего не должны даже Богу, чего-то должны им? Сначала наш либерал (в полную противоположность, например, тем же составителям «Декларации Независимости») торжественно провозглашает, что каждый вправе сам для себя определять систему ценностей, потом он, не переводя дыхания, заявляет, что другие люди должны принять именно его систему ценностей, и те, кто этого не делает, люди дурные - «гомофобы», «враги свободы», «ущемители прав» и вообще злодеи — против которых, к тому же, государство должно принять меры. И эти меры уже принимаются; современный либерализм неизбежно разъедает то хорошее, что было в либерализме классическом. Например, по сообщениям газеты The Telegraph, в Великобритании католические агентства по усыновлению, которые отказываются отдавать детей в однополые пары, рассматриваются как нарушители закона, готовится к вступлению в силу закон, согласно которому религиозные организации будут принуждаемы брать на работу гомосексуалистов, даже если их вероучение считает это грехом, а некоторые высокопоставленные государственные чиновники настаивают на том, чтобы церкви венчали однополые пары. В годы «Холодной Войны» Запад противостоял СССР во имя своих наиболее лелеемых ценностей — свободы предпринимательства, свободы слова и свободы вероисповедания. Несомненно, эти ценности лежат у самых корней либеральной традиции — но именно они оказываются под ударом современного либерализма.

Возможно, некоторые люди, относящие себя к либеральному лагерю, скажут, что они и сами не одобряют этого; что же, пока их голос если и звучит, то очень тихо, и слово «либерализм», означает именно либеральное отношение к детям, которых можно резать в утробах, либеральное отношение к браку, при котором самые торжественные обеты ничего не значат, и либерально отношение к свободе вероисповедания, при котором государство принуждает верующих поступать против их религиозной совести. И с таким либерализмом у христианина не может быть ничего общего.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=3108

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Худиев
Два массовых убийства привели к диаметрально разным выводам
Использование преступления одного человека для безудержной демонизации этноконфессиональной группы, из которой он происходит
02.04.2021
Хроника одной гордыни
Почему нужно беречься тех, кто нам аплодирует
29.01.2021
С американцами надо говорить напрямую
Старая Америка оказывается нашим естественным союзником – причем не только ситуативным, но и мировоззренческим
08.12.2020
Все статьи Сергей Худиев
Визит патриарха Всея Руси Кирилла на Украину
Владимир Легойда: «Раскольники очень далеки от стремления к диалогу»
Председатель Синодального информационного отдела МП считает неубедительным заявление филаретовцев о том, что они не находятся в расколе
04.08.2010
Алексей Светозарский: «У раскольников земля горит под ногами»
По наблюдению богослова, в результате визитов Патриарха на Украину наметились тенденции возвращения раскольников в лоно Церкви
30.07.2010
Екатерина Самойлик: «Никаких протестов, по сути, и не было»
По мнению народного депутата Украины, «киевскому патриархату» не удастся заменить собой Православие
30.07.2010
Протоиерей Андрей Ткачев: «Я не услышал в проповедях и в словах Патриарха никаких дежурных фраз»
Киевский священник объяснил, почему некоторые в поездках Предстоятеля Русской Церкви видят политику
29.07.2010
Протоиерей Геннадий Беловолов: «Патриарх прорубает окно в Святую Русь»
По мнению священника, демарш раскольников свидетельствует о росте значения пастырских визитов Предстоятеля Русской Церкви на Украину
29.07.2010
Все статьи темы
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.04.2024 11:09
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.04.2024 11:07
На картошку!
Новый комментарий от Сергей
19.04.2024 09:51