Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Труд: цель и средства

Марина  Шмелева, Православие и современность

27.07.2009

В наши дни часто можно услышать, что православные ценности не способствуют достижению экономического успеха, тогда как страны, где господствует протестантизм, являют миру чудеса процветания; поэтому русским людям-де стоит ориентироваться на западные ценности, возникшие под влиянием этой «прогрессивной» религии. Наиболее радикальные авторы вообще говорят о том, что принятие Православия губительно сказалось на развитии нашей страны. Но что значит «успешная экономическая деятельность»? Всегда ли ее признаком был только уровень потребления товаров на душу населения, или в истории человечества были и другие критерии оценки?


Хозяйство и труд в традиционном обществе

На протяжении многих тысячелетий до Рождества Христова жизнь человека зависела от удовлетворения самых простых потребностей. Но, несмотря на это, не экономические отношения определяли статус человека в обществе, а, напротив, хозяйственная деятельность регулировалась религиозными и социальными нормами.

Например, в Древней Греции наивысшим критерием оценки для человека являлась его способность к совершению ярких поступков. Греки жили до спасительной вести о бессмертии души, но зато были уверены в вечном круговороте мира. И только поступки, выражающие личность (как положительные, так и отрицательные ее качества), по их мнению, оставались в памяти потомков и были шансом избежать забвения. Хозяйственная деятельность должна была лишь поддерживать привычный уровень жизни.

Христианство кардинально изменило картину мира, существовавшую в Античности. Смыслом человеческой жизни становится спасение души - приобретение бесстрастного состояния, которое позволит наследовать жизнь вечную. Наступление христианской эпохи не изменило отношения человека к хозяйственной деятельности: долгое время она по-прежнему не являлась для него самоцелью.


Религиозное значение труда в протестантизме

Возникновение протестантизма кардинальным образом изменило ситуацию. Мартин Лютер сформулировал новый догмат, в соответствии с которым человек спасается исключительно верой. Молитва, участие в церковных Таинствах не играют при этом значения. Единственно важным в деле спасения являются сама вера в Бога и … успешная профессиональная деятельность в миру.

Преемник Лютера - Жан Кальвин - не только развил его взгляды, но и предложил и обосновал догмат о предопределении[1]. «Бог не создает людей в одинаковом состоянии, но предназначает одних к вечной жизни, а других к вечному проклятию»[2], - пишет Кальвин в «Наставлении в христианской вере». Изменить предвечный замысел нельзя, но методичная, упорная деятельность в соответствии с призванием может дать человеку некоторое успокоительное средство — ощущение избранности здесь, на земле.

Это теоретическое богословское предположение Кальвина имело практические последствия для очень многих людей. Протестантизм главным критерием оценки человеческой личности сделал профессиональный труд, его успешность. Тем самым он оказал огромное влияние на развитие экономической сферы общества.

Все, что развивало и толкало вперед производство, награждалось сознанием избранности, объявлялось богоугодным делом и священной обязанностью верующего. В жизни протестанта некий личный аскетизм совмещался с заботой о повышении производительности труда, прибыли, ведь по тому, насколько эффективна работа, судят о твоей «избранности» Богом. Складывалось воззрение, согласно которому добродетель награждается уже в этой жизни, причем в материальном эквиваленте.

Постепенно сама по себе вера в Бога теряла значение. Уже в конце XVII века Джон Бениан пишет: «Надо сделаться религиозным, чтобы стать богатым… Ибо, почему человек стал религиозным, безразлично»[3].

Протестантизм, научивший людей не бояться внешних препятствий к предпринимательскому успеху, оказался бессильным перед внутренними врагами - гордостью, алчностью и любовью ко всему мирскому. На это в начале XVIII века обратил внимание основатель секты методистов Джон Уэсли. Он отмечал, что чем больше растет богатство, тем все уменьшается значение религии. Ведь протестантизм воспитывает бережливость и трудолюбие, которые ведут к увеличению богатства. А оно, в свою очередь, увеличивает гордость, рождает страсти[4]. Однако Уэсли ничего не может посоветовать верующим, кроме того, чтобы они все-таки стремились к накоплению богатства.

Под воздействием основных идей протестантизма сформировался «человек экономический», основной целью деятельности которого являются нажива и дело. Однако для общества, в котором производство является самоцелью, нужен не только успешный производитель, но в первую очередь - неутомимый потребитель.

Реклама (а вернее, ее создатели) взяла на себя моральную ответственность за все общество в целом, позволяя людям «быть как дети» и не стесняться любых желаний. Эрнест Дихтер, руководитель Института анализа мотивов, определил главную цель социальных технологов: «Одна из фундаментальных проблем нашего процветания - доказать людям, что делать из своей жизни удовольствие нравственно, а не безнравственно»[5].

Рекламой, модой, массовой культурой стал воспитываться «средний потребитель», который не должен иметь других ценностей, кроме самого потребления. Возникает парадоксальная ситуация - экономика, которая на протяжении тысячелетий выполняла служебную функцию, подчиняясь нравственным принципам и нормам, теперь не просто становится главной, она превращается в идола, требующего слепого поклонения: производства ради производства, потребления ради потребления. Сфера материального производства и потребления развивается по своим законам. Человек для нее — лишь средство. Он вынужден неутомимо добиваться удовлетворения потребностей, которые за него придумали другие.


Отчуждение и освобождение труда по Марксу

Учение К. Маркса стало одним из самых ярких протестов против обожествления экономического успеха, наживы. «Буржуазия лишила священного ореола все роды деятельности, которые до сих пор считались почетными и на которые смотрели с благоговейным трепетом. Врача, священника, юриста, поэта, человека науки она превратила в своих платных, наемных работников», - ставил Маркс диагноз современной ему «бесчеловечной эпохе»[6]. Однако марксизм не отрицал причины этого явления - провозглашения центрального положения экономики в жизни человека.

Человек, по Марксу, по природе добродетельное существо, и потому в силу исторической необходимости общество развивается по пути освобождения и всестороннего развития личности. Вопреки сложившимся о нем стереотипам, марксизм видит корень всех социальных зол не в низком уровне заработной платы рабочих, а в отчуждении человеческой природы. Человек не ощущает себя субъектом собственных действий - мыслящим, чувствующим, любящим.

Основную причину отчуждения Маркс видит в разделении труда, в специализации работающих, в делении общества на классы трудящихся и присваивающих результаты труда, в появлении частной собственности. Человек воспринимается буржуазным обществом лишь как средство.

Однако, сосредоточившись на критике капитализма, классики марксизма скудно и кратко описывали коммунистическое устройство общества. «Коммунизм для нас,— отмечали ученые,— не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразовываться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожит теперешнее состояние» [7].

Маркс полагал, что с изменением формы собственности и отменой разделения труда угнетенные и отчужденные ранее рабочие вдруг станут творчески проявлять свою личность в работе. К сожалению, история показала, что далеко не всякий человек способен использовать свободу, материальную независимость для творческого самовыражения и активного труда.


Труд в монастыре

Лютер и Кальвин не увидели опасных следствий религиозного возвышения экономического успеха. Маркс, увидев и осудив эти последствия, не смог ответить на вопрос: а как изменить самого человека, сделать его способным к творческому, бескорыстному труду? Ответы на эти и многие и другие вопросы еще задолго до рождения классиков марксизма были получены в православных монастырях.

Монастырское хозяйство представляет собой попытку на практике реализовать основные принципы апостольской общины: полное руководство и ответственность старших (в первую очередь здесь учитывается уровень духовной зрелости, а не количество прожитых лет); собственный труд как основной источник средств; не материальная, а идеальная цель хозяйственной деятельности[8].

Как правило, имущество в монастыре находится в общей собственности. В хозяйственной деятельности осуждаются проявления своекорыстия и своеволия, а не любая частная инициатива. В организации труда учитывается внутренняя зрелость, личная годность, нравственные качества инока, а не только наличие у него профессиональных навыков.

В монастырском хозяйстве не существует профессиональной ограниченности, которую так осуждал К. Маркс: монах может исполнять самые различные виды работ, зачастую независимо от специальности, которую он получил в миру. Постоянной и неизменной остается только цель монашеской жизни - спасение, очищение своего сердца - которая позволяет избежать обожествления как самой материальной деятельности, так и ее результатов.


Хозяйственная этика «Домостроя»

Примером влияния монастырского уклада на народную нравственность является памятник средневековой литературы - «Домосторой», посвященный наилучшему ведению хозяйства. Книга, которая представляет собой поучение попа Сильвестра (священника Благовещенского собора Московского Кремля) единственному сыну Анфиму, содержит в себе три части. Эти части последовательно излагают правила общежития в отношении «духовного строения» (религиозные наставления, главы 1-15), «мирского строения» (о семейных отношениях, главы 16-29) и «домового строения» (хозяйственные рекомендации, главы 30-63). Само содержание показывает нам, что хозяйственная деятельность не воспринимается автором в качестве самостоятельной сферы, существующей по собственным экономическим законам, а является одной из сторон человеческой жизни, подчиненной высшим идеалам.

Автор поучения обращает достаточное внимание на хозяйственное устроение жизни, все его рекомендации направлены на то, чтобы не терпеть убытков, а во всяком деле иметь выгоду. Но начинается книга с поучения о том «Како християном веровати во Святую Троицу и Пречистую Богородицу и Кресту Христову и святым Небесным силам и всем святым и честным и святым мощем и поклонятися им». По мысли автора, все бытовые заботы должны служить нравственному совершенствованию. Не случайно, в Домострое неоднократно подчеркивается, что главное в любом деле - сохранять спокойной совесть, что краше жить в праведной бедности, чем в богатстве неправедном[9].


Современное значение древнего наследия

В наши дни материальный успех и материальное благополучие стали признаком успешности отдельных людей и целых народов. Не только производственные технологии, но и мировоззрение в целом, и даже религия должны служить, по мысли некоторых наших современников, достижению экономического процветания. Поэтому часто возникает вопрос, сама постановка которого показалась бы дикой нашим предкам: а не мешает ли Православие развитию экономики в нашей стране?

Но, во-первых, нельзя судить о том, как Православие влияет на хозяйственную сферу, глядя на современную Россию. Несмотря на то, что пресловутые 80% россиян называют себя православными, христианские ценности не столь часто оказывают влияние на повседневную деятельность. Поэтому судить о влиянии Православия на хозяйственную деятельность можно там, где оно есть на самом деле, например, в конкретных монастырях.

А во-вторых, понятие «успех» очень относительно. Если главным его показателем является количество утюгов и стиральных машин, произведенных на душу населения, тогда спорить сложно - западные страны успешнее. Но возникает вопрос, а нужен ли подобный успех? Успех, который заставляет намеренно (как свидетельствуют сами западные производители и социологи[10]), производить недолговечные вещи, чтобы обеспечить себе рынки сбыта, и делает человека рабом бесконечной купли-продажи. Успех, порождающий неуемное потребительство, которое стремится не к удовлетворению потребностей, а новому потреблению[11]. Такая экономическая система угрожает безумием бывшему гордому покорителю мира.

Однако если говорить о подлинном успехе человеческой жизни в его традиционном понимании — как о полноценном и гармоничном развитии и каждого отдельного человека, и всего общества — именно православные ценности могут способствовать его достижению. Конечно, странно ждать от религии, что она будет способствовать экономическому успеху напрямую — сделает получение материальных благ одной из основных ценностей человеческой жизни. Священное Писание не учебник маркетинга, а рассказ о взаимоотношениях Бога и человека.

Но религиозное воспитание способно преобразить внутренний мир человека, что является основой и необходимым условием всякого настоящего прогресса. Только возрождение традиционного менталитета позволит России явить миру собственный вариант подлинно хозяйственного устроения мира, а не пытаться вновь и вновь воспроизводить плохие копии чужих экономических систем. Систем, которые, как мы видим, сами не лишены серьезных противоречий.

__________________________


[1] Гарин И. И. Лютер. Харьков: Фолиа, 1994. С. 223.

[2] Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. М.: Изд-во Российского Государственного Гуманитарного Университета, 1998. С. 381.

[3] См.: Неусыхин А. И. Эмпирическая социология Макса Вебера и логика исторической науки. М.: 1994 . С. 622.

[4] Там же. С. 623.

[5] См.: Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: «Рудомино», 1999. С. 200

[6] Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии / Собр. Соч. Т. 4. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. С. 426.

[7] Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Т. 1 / Избр. Соч. Т. 2. М.: Государственное издательство политической литературы,1985. С. 33.

[8] Игумен Филипп (Симонов). О церковно-общественном диалоге в России в условиях формационного сдвига // Вопросы экономики. 2003. N 1. С. 63.

[9] Домострой. М.: «Советская Россия», 1990. С. 193.

[10] Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: «Рудомино», 1999. С. 157.

[11] Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М.: Издательство «Весь Мир», 2004. С. 119.



http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6958&Itemid=4




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме