Швейцарская Нараяма

0
168
Время на чтение 3 минуты

Внимание мировой прессы в последние несколько дней привлекло самоубийство пожилых британских супругов, которое они совершили в швейцарской клинике «Дигнитас», предлагающей услуги по так называемой «эвтаназии» - умерщвлению тяжело больных людей с их согласия. Как сообщают газеты, 85-летний дирижер и его 74 летняя супруга выпили «немного прозрачной жидкости», легли на кровати, взявшись за руки, через две минуты погрузились в сон, а еще через десять минут оказались мертвы.

За всем этим — как сообщается, «со слезами на глазах» наблюдали их дети; как заметил их сын (надо думать, рыдая) «это очень цивилизованный способ окончить свою жизнь, и я не понимаю, почему законы Британии не допускают этого». В самом деле, везти престарелых родителей в Швейцарию, чтобы там поднести им «немного прозрачной жидкости» довольно утомительно.

Клиника «Дигнитас» довольно дорогое заведение; за умерщвление одного человека надо заплатить $6,570; однако сама эта практика вызывает воспоминания об обычае, существовавшем в некоторых очень бедных местностях. Вспоминается, как несколько лет назад на наших экранах шел японский фильм «Легенда о Нараяме». События фильма развиваются в позапрошлом веке в бедной японской деревушке, балансирующей на грани голодной смерти. Жители деревни выбрасывают новорожденных младенцев в поле, а стариков отправляют на гору Нараяма — чтобы они умерли от холода. Зрители ужасались жестоким обычаям, но вину жителей деревни отчасти смягчала их нищета. Теперь же мы видим, как во всех развитых странах, куда как далеких от голода (как и у нас, в России), множество детей убиваются абортами, а обычай убивать бесполезных стариков, хотя и не введен повсеместно, уже широко пропагандируется как последнее слово свободы и прогресса. Уже не нищий крестьянин на своем горбу тащит престарелую мать в горы, но прекрасно обеспеченный европейский горожанин везет ее в швейцарскую клинику.

Мне могут возразить — речь идет не о том, чтобы убивать стариков, но о том, чтобы обеспечить им — только и исключительно с их согласия и по их решительному желанию — безболезненную смерть. Этот довод — ложь. И нам следует объяснить, почему. Британские супруги объяснили свое желание умереть тем, что они устали бороться с проблемами со здоровьем. Но это едва ли можно счесть основной причиной. Бывает, что молодые, полные сил, физически здоровые и привлекательные люди в самом цвету юности совершают самоубийства; бывает, что люди, находящиеся в ужасающем физическом состоянии, живут осмысленной и плодотворной жизнью (наиболее известный пример - Стивен Хокинг). Кстати, уникальные научные достижения Хокинга связывают с тем, что у него развилось пространственное воображение после того, как он не смог уже держать в руках ручки.

То есть помимо физического здоровья, люди для того, чтобы выжить, нуждаются в чем-то еще - в сознании того, что их жизнь осмысленна, нужна и принята их ближними. Можно убить человека, лишив его куска хлеба; и можно убить его, лишив человеческой солидарности. Человек, которого подталкивают к "цивилизованному выходу" жертва убийства, а не только самоубийства. Более того, многие сторонники эвтаназии — такие, например, как британский философ баронесса Уорнок, и не скрывают, что речь идет вовсе не об избавлении стариков от страданий, а об избавлении общества от стариков. По словам баронессы, которые приводит, в частности, газета The Telegraph, старики, страдающие ослаблением мыслительных способностей (деменцией) просто обязаны совершить самоубийство — независимо от того, страдают они или нет, так как на них впустую уходят ресурсы их близких и государственного здравоохранения.

Археологи, производившие раскопки захоронений 1-го века в Палестине, обнаружили две важные особенности жизни современников Господа Иисуса. Во-первых, люди в то время жили очень трудно, их кости сохранили на себе следы периодического недоедания, даже голода. Во-вторых, люди с тяжкими увечьями, которые делали их явно нетрудоспособными, доживали до глубокой старости — то есть соплеменники кормили их из своих скудных запасов.

Вообще говоря, по наблюдениям археологов, производивших раскопки в разных странах и исследовавших захоронения разных эпох, самых примитивных людей от самых продвинутых животных отличали две вещи - во первых, они хоронили умерших с явными изъявлениями веры в посмертное существование, во вторых - они заботились о покалеченных соплеменниках. Бывают культуры, в которых один (или оба) этих признака человечности отсутствуют; причем готовность заботливо проводить стариков на гору Нараяма, похоже, не зависит от уровня достатка - это может быть и умирающая с голоду японская деревня позапрошлого века, и процветающая Британия, где за нараямизацию стариков готовы выложить по $6,570 за каждого.

Комментаторы твердых атеистических убеждений обычно пишут об этом событии "ах, как замечательно, нам пора окончательно избавиться от религиозных предрассудков, осуждающих самоубийство, моя жизнь - мой выбор". Беда в том, что это не только выбор самого человека. Это выбор окружающих - поддерживать ли, материально и эмоционально, страдающего человека куском хлеба и добрым словом, или нет.

Когда старикам и калекам с готовностью предлагают "цивилизованный выход", дети готовы поднести родителям стакан "с небольшим количеством прозрачной жидкости", это не признак прогресса, это признак тяжкой деградации. Это отказ даже не от религии - это отказ от человеческой солидарности.

Просто так получается, что последним бастионом этой человеческой солидарности оказывается религия. Путь от безбожия к бесчеловечности оказывается недолгим.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=3096

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Худиев
Два массовых убийства привели к диаметрально разным выводам
Использование преступления одного человека для безудержной демонизации этноконфессиональной группы, из которой он происходит
02.04.2021
Хроника одной гордыни
Почему нужно беречься тех, кто нам аплодирует
29.01.2021
С американцами надо говорить напрямую
Старая Америка оказывается нашим естественным союзником – причем не только ситуативным, но и мировоззренческим
08.12.2020
Все статьи Сергей Худиев
Последние комментарии