itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Дедовские церковные метрики 1897-1907 гг.

Семья 
0
573
Время на чтение 7 минут
История учит, что... ничему не учит? Согласитесь, что расхожее это утверждение верно во многом. И прежде всего потому, что - так уж случилось - мы плохо знаем историю родного края, своих предков, собственной семьи. А нет элементарного знания - нет и преемственности.
В этом ракурсе чрезвычайно интересна работа краеведа из г. Навашино Нижегородской области Александра БАКУЛИНА, опубликованная в июньском (№6(8), 2009 г.) выпуске газеты "Вифлеемский глас". Автор проанализировал церковные метрики села Дедово за 1897-1907 гг., характеризующих жизненный уклад наших дедов-прадедов, и пришел к удивительным выводам, впрочем, для нас, потомков, малоутешительным.
Эти выводы таковы, что читаются даже без особой привязки к той или иной местности, а само название метрик в честь села Дедово оказывается именем нарицательным.


Затерянное в дремучих муромских лесах село Дедово перед революцией не было медвежьим углом. Здесь жили своей полнокровной жизнью крестьяне и мещане, отставные военные и лица духовного звания. На лето отдыхать на близлежащее озеро Большое Свято сюда приезжали студенты Московского, Харьковского университетов, духовных семинарий, муромские купцы, их семьи, то есть нетрудно представить, какой пестрой здесь была публика тех лет.

Несколько лет назад заведующая Навашинским районным архивом Валентина Ивановна Сочнева любезно предоставила мне увесистый том, в который были переплетены метрические книги, заполнявшиеся с 1897 по 1907 гг. в дедовской Спасской церкви. Признаться, я никогда не думал, что чтение этого пыльного фолианта доставит мне такое огромное наслаждение! Сколько имен, сколько судеб заключали в себе пожелтевшие за столетия страницы метрических записей. И я не мог не сделать несколько выписок для себя. Так, на всякий случай.

Метрическая книга на каждый год аккуратно заполнялась одним из священнослужителей, совершавших все необходимые церковноприходские требы. Родившиеся, бракосочетавшиеся и умершие записывались в метрике немедленно после исправления каждой требы, что и удостоверялось подписями священника и псаломщика.

Итак, год 1897-й.
В первый январский день в семье малышевского крестьянина Терентия Кукина умер младенец Стефан, проживший всего десять дней. В январе умерло еще трое детей в возрасте от 2 до 7 месяцев. Причина - "от жару", "от поноса", "слаборожденный". Наконец, январь завершается неблагополучными родами 36-летней крестьянки, во время которых она умирает. В течение месяца семь смертей. В феврале - три, в марте - ни одной. Но с июня по август детская смертность резко возрастает. В летние месяцы умирало до 30 и более детей в возрасте до одного года. Видимо, сказывались летняя жара, немытые овощи, ягоды, фрукты, холодная колодезная вода, которую мог выпить ребенок. В возрасте от 7 до 16 лет умирали уже довольно редко. Природа вершила свой строгий отбор, количеством умерших протоколируя и как бы подтверждая физическое здоровье остающихся в живых. Конечно, умирали и в 30, и в 40, но такое, судя по метрическим записям за целое десятилетие, случалось довольно редко. Значительно больше зарегистрировано случаев естественной смерти в возрасте 80-90 и более лет.

Нельзя не заметить и того, что крайне редко умирали из-за каких-нибудь случайных нелепостей, как это происходит в наши дни. Причем за десять вышеуказанных лет - ни одного самоубийства, ни одной смерти "без покаяния" - по причине пьянки или драки.

Впрочем, случайные смерти все же были: мужик утонул в Теше, замерзла в поле баба, еще один мужской труп был обнаружен на дороге: человек, как оказалось, умер "от разрыва сердца". Во всех подобных случаях становой пристав подавал прошение настоятелю церкви о. Александру Аменицкому: "...прошу Ваше Высокоблагословение предать земле по христианскому обычаю..."

От полицейской власти требовалось доказать и подтвердить, что смерть не связана с чьим-то преступным умыслом. И лишь после этого покойника хоронили на приходском кладбище.

Несмотря на, казалось бы, высокую детскую смертность, население не уменьшалось, а увеличивалось: в 1902 г. родилось 86 человек обоего пола (33 мальчика и 53 девочки), умерло же 45 человек; в 1903 г. родилось 75, умерло 54, в том числе 30 детей моложе года, 6 детей - до пяти лет; в 1904 г. родилось 73 - умерло 38, из них 15 младенцев до одного года, 18 - до семи лет.

Каким бы прискорбным ни был случай смерти в младенческом и детском возрасте, родители, видимо, утешали себя: "Бог дал, Бог взял". Для современной семьи, имеющей, как правило, одного-двух детей, смерть ребенка - непоправимая трагедия. Сто лет назад, очевидно, родители были более оптимистичными. Да и обыкновенной, а не "многодетной" семьей считалась та, в которой было 6-8 и более детей. Ладно, похоронил Терентий Кукин своего сына Стефана, погоревал, как водится, а в 1905 году в семье родился сын Григорий. Возможно, он и сейчас бы был в живых. Но лейтенант Кукин погиб в бою 8 января 1943 года.

До чтения метрических книг 1897-1907 гг. я почему-то был склонен считать, что самая свадебная пора приходилась на начало года, до Великого поста, или же на Покров, 14 октября, или на другие осенние месяцы. В дедовском приходе, оказывается, все было несколько иначе.

Берем 1897 год. В январе - одно венчание, с февраля по март - ни одного, в апреле и мае - по одному. А вот 17(30) августа отмечено шесть супружеских пар. Октябрем "деревни Коровково крестьянин Филипп Гаврилов, православного вероисповедания, сочетался вторым браком с крестьянской девицей Агриппиной (невесте было 17 лет и 3 месяца от роду - А.Б.)". Перед Покровом это была единственная брачующаяся пара. Итак, из церковных метрик, скупо отражающих лишь самые главные, священные события в жизни людей, видно, что свадебная пора в Дедовском приходе падала на август любого года, сразу после Успенского поста. В иные годы на следующий за Успенским постом день венчалось до 15 супружеских пар.

Каким был возраст новобрачных? Во многом это зависело от материального благополучия родителей жениха и невесты. Если в семье были одни девицы, то их - что греха таить? - старались побыстрее "сбыть с рук", так как земельный надел на них не полагался. А вот если дочка была единственною, то замуж отдавать не спешили, "жалели". Равно как и сыновей отец "отделять" не торопился - ему были нужны в доме работники. Неудивительно, что в некоторых семьях проживало до тридцати человек. Пример такой "супермногодетной" семьи - семья, где выросла Евдокия Андреевна Денисова, родившаяся в д. Коровково в 1906 г. Она вспоминала, что кроме 12 взрослых в семье было еще 19 детей. Дед, бабушка, их дети, внуки - все долгое время жили вместе.

В подавляющем большинстве случаев возраст жениха и невесты был 17-20 лет. Жених мог быть на полгода (и более) старше, и, наоборот, 19-летняя девушка могла выйти за 17-летнего юношу. За указаное десятилетие в метриках не значится ни одного жениха или невесты моложе 16-ти.

Часто ли распадались браки? Во второй части метрической книги лишь за 1900-й год встретилась единственная приписка в графе против поженившихся Василия и Пелагеи Б.: "Решением Владимирского Епархиального начальства, утвержденным Свят. Синодом... брак расторгнут... по ея прелюбодеянию...". На жену была наложена семилетняя церковная епитимия, в течение которой она не имела права вступать в повторный брак. А муж как истец мог в любое время жениться во второй раз. Сказано - "не прелюбы сотвори"... Седьмая заповедь строго соблюдалась. А вот Пелагея одна-единственная за десять лет нарушила супружескую верность на третьем году супружества. Во всяком случае, подобных записей за 1897-1907 гг. больше не было обнаружено. К этому можно добавить, что церковный брак, являвшийся в царской России законным, по иной причине, кроме указанной или сумасшествия одного из супругов, расторгнут быть не мог.

Сын крестьянский, как правило, брал себе в жены крестьянскую дочь из своего села или соседней деревни. Солдатский сын женился на дочери служивого. Лицо духовного звания, соответственно, поступало согласно своему общественному происхождению.

Вот подобная супружеская чета: учитель Чулковской церковноприходской школы Алексей Ландышев и дочь дедовского священника Лидия Аменицкая. Обоим по 25 лет. Таинство совершал приехавший из Позднякова благочинный отец Петр Кедров с местным причтом. Забегая вперед, отмечу, что из семьи священника села Дедово вышло более десяти человек настоящих русских интеллигентов - врачей, учителей, инженеров. Многочисленные внуки и правнуки также продолжали работать на ниве народного просвещения...

Одно лишь десятилетие, но каким роковым оно оказалось на изломе прошлого и нынешнего веков! Революционные потрясения, смуты и войны, тиф и голод - да мало ли чего выпало на долю старшего поколения, появившегося на свет Божий сто лет назад.

И, оглядываясь в прошлое на переломе тысячелетий, нельзя не ощущать тех нитей, которые нас связывают с теми, кто жил здесь до нас. Не порваться бы этим нитям...
Александр БАКУЛИН,
г. Навашино Нижегородской области




Отчего стало невмоготу жить на Руси?


А вот что о преемственности поколений на рубеже XIX-XX веков по материалам преданий и легенд заречной стороны Муромского уезда Владимирской губернии, к которому ранее относилось село Дедово (ныне Навашинский раойн Нижегородской области) писала дореволюционный краевед Е.Добрынкина.
Вдумаемся: не стало ли желание жить исчезать вместе тем, как из самой нашей жизни начало уходить все особенное РУССКОЕ? Процесс этот начался не сегодня и не вчера.

Стародавние времена


Муромская область в стародавние времена занимала обширную территорию, лежащую по обеим сторонам реки Оки. Она славилась дремучими, непроходимыми лесами, могучими и сильными богатырями да храбрыми красавцами - детьми боярскими. Народная поэзия, в своих сказках и песнях, передала потомству славу о Муромских лесах как о жилищах разбойников, разных зверей, злых духов, леших и ведьм. Здесь, по преданию, сидел на семи дубах соловей-разбойник, обладавший способностью убивать человека одним своим молодецким посвистом. Существует, однако, предположение, что этот соловей-разбойник был главный жрец в Киеве языческого бога Перуна - Богомил; соловьем назывался он по уменью своему красноречиво говорить. Когда Владимир Святой принял христианскую веру, Богомил бежал из Киева в непроходимые Муромские леса, куда унес глубокую веру в своих языческих богов и здесь постарался восстановить народ против веры во Христа. Для усмирения его Владимир Святой послал в Муром одного из главных и знаменитых богатырей своих, здешнего уроженца Илью Муромца (родиной которого было село Карачарово). Он послан был потому, что знал все места и улусы, где действовал соловей-разбойник.

Цивилизация


Цивилизация проникла и сюда, проявляясь в форме чисто внешней. Русский костюм женщины-крестьянки утратился совершенно; нет более традиционного сарафана, пышных рукавов с прекрасным высоким головным убором; нет ни поднизей, ни кички, ни рогов, ни лаптей, что носили старухи во времена крепостного права. Все это заменилось модными платьями; кофточка-жакетка сменила русскую сорочку; казакин уничтожил сарафан, а вместо бывшей обуви все женское население надело башмаки с каблуками. Мужчины тоже сменили рубашку и поддевку на пиджачную пару. Не стало синей поневы, набойного сарафана, домотканой домашней сорочки. Крестьянские девушки и женщины, хотя по-прежнему одеваются ярко, но то покупные колера, бросающиеся в глаза своими красками. Вот ныне и травы родятся мелкие, и цветов на лугах не стало, говорят седые старики, а почему? Потому что бабы сняли их себе на "тветные платья", поэтому и нет больше ни трав, ни прежних ярких цветов. Рука времени везде и всюду вносит свои веяния: в костюмы, нравы, обычаи, в обрядные песни, в сказки, в саму жизнь...

Е. ДОБРЫНКИНА
Цит. по: Памятная книжка Владимирской губернии. - Владимир, 1900. - С. 1, 11.


"Вифлеемский глас". 2009. № 6(8). Стр. 6-7.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Семья
Русский суд пресёк содомскую провокацию
О попытке легализации в России однополого «брака»
18.03.2024
Против течения, или Почему бабы не рожают?
Количество детей у женщины не в кошельке, а в голове
18.03.2024
«Миссия русского народа – быть с Богом, оставаться оплотом правды, справедливости и мира»
Митрополит Варсонофий принял участие в заседании регионального ВРНС
15.03.2024
«Возбудить в отношении Пушкиной уголовное дело»
Обращение в Следственный комитет в связи с пропагандой гомосексуализма О.Пушкиной
15.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии