Тегеран-2009: зима революции

Не сумев создать привлекательную альтернативу западному образу жизни, иранский режим переживает идеологический кризис

0
170
Время на чтение 4 минуты

НА ПОВЕРХНОСТИ И В ГЛУБИНЕ

В нынешнем году Иран отмечал 30-летие Исламской революции-1979, и, с идеологической точки зрения, ситуация во многом напоминала СССР спустя 30 лет после окончания Второй мировой войны. Гонясь за популярностью и пользуясь дороговизной нефти на внешнем рынке, Ахмадинеджад решил поиграть в Брежнева, поставил на социальную помощь самым небогатым: селянам (в Иране - 41% деревенского населения) и городским низам. Чтобы они жили хорошо, были сняты таможенные барьеры для дешевого импорта из Китая и Юго-Восточной Азии. В итоге стали загибаться иранские производители. А при этом иранские правители умудрились так и не построить в стране несколько новых нефтеперерабатывающих заводов, отчего топливо в страну приходится завозить извне: своих мощностей не хватает.

Все это сопровождалось коррупцией и лицемерием (новой волной борьбы с тлетворными западными вкусами). В итоге городской иранский средний класс (при поддержке национального бизнеса) вышел на улицы. Ибо ему надоели и Ахмадинеджад, и лицемерная официальная религиозность, и коррупция. Ну, а поскольку остальной мир оказался (хотя бы информационно) с помощью Интернета (социальных сетей) открытым, то идеи «оранжизма» свободно проникли в Иран - и так же свободно оттуда потекла в мир оппозиционная информация. Власть почти ничего не может сделать с Сетью, в этом коренное отличие от 1979 года.

Ирония судьбы: когда-то проповеди вождя революции-79, аятоллы Хомейни, распространялись на магнитофонных кассетах. Революционеры тогда использовали новейшую в тот момент медиа-технологию, ломая информационную монополию шахского режима. Теперь против них обернулась очередная новая технология - социальные интернет-сети. А также - спутниковое телевидение с антеннами, прячущимися в домах. Позволяющее смотреть каналы со всего света…

Такова самая поверхностная причинно-следственная картина. Но есть и более глубокая основа творящегося - крах самого проекта «исламская революция».

 

ПОМЕРКШЕЕ ПЛАМЯ

Если брать по большому счету, то ни один вариант исламской революции не увенчался успехом. Даже в Иране, где проводился в жизнь самый культурный и промышленный ее вариант. В отличие от социалистической революции у нас, они не побороли нищеты и вопиющего социального неравенства. Они принесли лишь суррогат социальной справедливости: право исламских «ревнителей благочестия» врываться в богатые дома в поисках «западной заразы» и обязанность богатых женщин ходить в хиджабах-покрывалах. Но все равно у одних под хиджабами были бриллианты и платья «от Версаче», а у других - тряпье. Да и устали обеспеченные люди от этих темных накидок и платков.

Да, в Иране не было потоков крови, как при попытке исламской революции в Алжире. Там не воцарялись грязь и дикость, как при талибах в Афганистане. Но Ирану не удалось стать богаче Турции. Хотя значительные успехи страны в развитии бесспорны, хотя Тегеран сильно нарастил свою оборонную промышленность, создал ракетостроение и продвинулся по пути овладения ядерной энергией (в военном и гражданском вариантах), экономического чуда все равно не случилось. Уровень жизни остался низок.

В то же время, Иран сильно изменился по сравнению с 1979 годом. Пропорции городского и сельского населения изменились, урбанизация обусловила падение рождаемости. Городские иранцы имеют в среднем двух детей на семью, а не пять, как раньше. Одновременно за счет бурной рождаемости 1980-х сейчас в стране - огромное число молодых и сильных людей, желающих жить свободно. А вариант свободы они видят один: западный. Через мультимедиа и Интернет. И американцы вовсю используют эти возможности. Чего-то своего, привлекательного, интересного власть Ахмадинеджада молодым не предложила. Она не смогла сделать того, что смог в свое время СССР: дать юным планеры и парашюты, кружки технического творчества, флотилии юных моряков, аэроклубы, гонки на картингах и багги…

Усталость и исчерпанность в Иране чувствовались еще в 2001-м, когда там был автор этих строк. Персидские женщины снимали смертельно надоевшие платки, едва сев в самолет на Москву - и еще демонстративно встряхивали роскошными волосами. Когда рабочим на стройке АЭС в Бушере устраивали перерыв на молитву-намаз, молилась лишь малая часть. Остальные смотрели на молящихся с плохо скрываемым скепсисом. Нет, уже не было искреннего благочестия: люди устали.

И очень резала глаз какая-то нарочитая «застылость» в 70-х. Телевидение Ирана живо напомнило мне ашхабадское ТВ 1977 года: та же стилистика, те же телеспектакли с назиданием. Только - в цветном изображении. Я пил «Парси-колу» («Кока-колу»), но в банках 70-х, ел йогурты в гигантских упаковках, памятных по каталогам «Неккерман» тех же лет. Лишь мобильные телефоны, цифровые видеокамеры и компьютеры были из нынешних реалий. При этом в Тегеране и других городах - много военных объектов за колючей проволокой.

Страна оказалась расколотой на две страны: Иран городской, обеспеченный, жаждущий свободы западного образца - и Иран бедный, сельский. Ахмадинеджад поставил на второй, его соперник - на первый, и когда прежний президент победил, самые продвинутые горожане взбунтовались.

Всего тридцать лет - и пламенная мусульманская революция 1979-го остыла. Огня энтузиазма больше нет. Есть пепел разочарования. Во всяком случае, у половины персидского общества.

И это - урок нам, русским. Ставка на независимость от Запада окажется битой, если не создавать при этом свободной, солнечной, здоровой альтернативы западному образу жизни. Нельзя останавливать культурное творчество и социальные инновации. Нельзя забывать о своем футуристичном стиле, сводя все к архаике. Опасно забывать о молодежных модах и привлекательном образе жизни. В идеале всю страну нужно делать инновационной - чтобы жить лучше и интереснее, чем Запад.

 

ЛУЧШИЙ ВАРИАНТ ДЛЯ ИРАНЦЕВ - ПРОСВЕЩЕННЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ

В Иране есть еще одна тенденция в умонастроениях. Иранцы очень любят подчеркивать, что Иран - одна из древнейших цивилизаций мира. Очень часто среди массы брюнетов встречаешь иранцев, словно сошедших с барельефов времен Ахеменидов: светлые волосы и светлые глаза, носы - орлиные, с горбинкой, как у Ксеркса и у Дария.

В Иране развивается здоровый персидский национализм. И, пожалуй, эволюция в сторону светского и национально ориентированного режима, обходящегося без фундаменталистской риторики - лучший вариант будущего для этой страны.

Но если иранцы предпочтут путь либерально-прозападных реформ, то просто поменяют шило на мыло. Они получат «свободу нравов» и все «западные» развлечения - но в сочетании с экономическим упадком и диким обнищанием подавляющей части общества. Да и «западный путь развития» может стать причиной гражданской войны между местными «оранжевыми» и приверженцами идеалов 1979 года - бойцами Корпуса стражей исламской революции, ветеранами войны с Ираком 1980-1988 годов, духовенством, частью городских низов и села.

Ирану, где энергия революции 1979 года иссякает на глазах, нужно пройти в будущее - буквально по лезвию ножа.

http://www.rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=14463

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Максим Калашников
Все статьи Максим Калашников
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40