Священномученик Петр Беляев

Память - 17 июня

0
207
Время на чтение 6 минут
Священномученик Петр Беляев родился в 1875 году. Сведений о детстве и юности Петра Васильевича не сохранилось, известно лишь, что он проходил обучение во Владимирской Духовной семинарии, после окончания которой в 1897 году был рукоположен во иерея. В следующем году отец Петр был направлен на служение в женское общежитие при Каслинском заводе Екатеринбургской епархии, позднее преобразованное в Казанско-Богородицкий женский монастырь.

Каслинский чугуноплавильный, литейный и железоделательный завод располагался приблизительно в 125 километрах к югу от Екатеринбурга на широкой живописной равнине. Основание самого завода и поселения рядом с ним относится к 1746-1750 годам и приписывается выходцу из Тульской губернии Якову Коробкову, который в 1752 году передал завод в собственность Демидовым. В 1805 году Демидовы продали завод купцу Льву Расторгуеву, семья которого и владела им более ста лет.

В 60-х годах ХІХ века здесь поселилась крестьянская девица Матрона Узких, села Коневского Екатеринбургского уезда. К ней стали приходить девицы и вдовы, желавшие посвятить себя Богу, и постепенно была основана Каслинская женская община, официально учрежденная в 1871 году. Насельницы стремились преобразовать ее в монастырь. Для "насаждения настоящей иноческой жизни" Каслинское общежитие перешло с 1878 года в зависимость от Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря и стало называться отделением (хутором) этой обители. Зависимость Каслинского общежития была административной: туда назначались начальницы из числа сестер Екатеринбургской обители. На средства одного из благодетелей в общежитии была воздвигнута каменная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Заложенный 10 сентября 1878 года храм был освящен в 1882 году и приписан к Успенской церкви Каслинского завода. Своего священника у обители не было, поэтому литургии служились только по воскресным и праздничным дням священниками Каслинской Успенской церкви. Насельницы общежития желали, чтобы богослужения совершались каждый день, и в 1894 году при сестричестве открылась вакансия священнослужителя. Духовнику было обеспечено жалованье (благодетель общины И. А. Трутнев пожертвовал капитал в 4000 рублей с тем, чтобы проценты с него шли на содержание священнику), для него было приобретено усадебное место и построен дом со всеми необходимыми надворными постройками. "Екатеринбургские епархиальные ведомости" писали, что "с открытием вакансии священника при церкви обители последний больше имеет возможности и времени, сравнительно с приходскими пастырями, заведовавшими до сего времени обителью, входить в непосредственные сношения с сестрами, ведя с ними религиозно-нравственные собеседования и разъясняя им истины христианской веры и нравственности, и тем самым содействовать возвышению обители в религиозно-нравственном отношении".

С 1898 года духовником общежития стал отец Петр Беляев. Он начал свое служение в то время, когда общежитие стремилось получить самостоятельность. Как духовник он, по всей вероятности, поддерживал сестер, помогал им. В 1901 году Каслинское женское общежитие было обращено в самостоятельную женскую общину - Казанско-Богородицкую. В день открытия общины было совершено торжественное богослужение. За всенощным бдением отец Петр произнес слово о нравственных обязанностях сестер и об их ответственности перед Богом и людьми, а после литургии прочитал с амвона указ Святейшего Синода об открытии общины. Завершилось торжество благодарственным молебном и крестным ходом вокруг обители с пением канона женам-мироносицам. "Долго, целых 30 лет, подготовлялась община к самостоятельной жизни и благодаря этому она твердо и неуклонно пошла по тому же спасительному пути неустанного труда и постоянной молитвы, по которому шла и прежде, руководимая опытными в духовной жизни настоятельницами Ново-Тихвинского монастыря", - писали "Екатеринбургские епархиальные ведомости" в 1904 году.

Подробностей того, как проходил молодой батюшка свое служение в Каслинской общине, к сожалению, не сохранилось. Но можно предположить, что то усердие, с каким отец Петр совершал возлагаемые на него обязанности все последующие годы, было его отличительной чертой с первых лет пастырской деятельности.

17 августа 1905 года отец Петр был переведен из Каслинской Богородице-Казанской церкви женского монастыря в приходскую Успенскую церковь в Каслинском заводе. Вскоре после этого его назначили заведующим Каслинским башкирским приютом, где обучались и воспитывались в духе Православия дети инородцев. Одновременно отец Петр преподавал в Каслинской церковно-приходской школе. В декабре 1905 года в "Екатеринбургских епархиальных ведомостях" был опубликован отчет епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ Екатеринбургской епархии в 1904-1905 учебном году. В этом отчете Каслинская школа названа в числе лучших: "За отчетный учебный год наилучшими в учебно-воспитательном отношении были следующие церковно-приходские школы: в Екатеринбургском уезде - Смолинская, Шайтанская, Мостовская, Каслинская женская...". Священник Петр Беляев из Каслинской второклассной школы был назван среди тех, кто "особенно ревностно относился к церковно-школьному делу и заявил себя аккуратным и плодотворным исполнением обязанностей". Проверяющие отметили, что школа находится в "надежных руках, так как заведующий [отец Петр] делает все возможное, чтобы поставить вверенную школу как можно лучше". В 1907 году отец Петр - заведующий и законоучитель Каслинской второклассной школы - был награжден скуфьей за успехи по церковно-школьному делу.

Кроме пастырской и преподавательской деятельности, отец Петр Беляев вел миссионерскую работу в округе, состоял членом Миссионерского комитета в городе Касли.
Как писали в "Известиях Екатеринбургской Церкви", "за все время служения в Каслинском он показал себя тружеником, который с терпением и любовью нес свой пастырский крест". Кроме того, как отмечалось далее, "жил [он] весьма скромно". В свободное от своих священнических трудов время отец Петр занимался хозяйством, благодаря чему мог не только содержать семью, но и дать образование троим детям.

Началась гражданская война. Отец Петр продолжал служить в Успенской церкви. Как и раньше, он совершал богослужения и требы, преподавал в Каслинской школе.
Большевики всевозможными способами старались отвратить людей от Церкви. На митингах и демонстрациях ораторы обвиняли ее в бедственном положении страны, произносили угрозы в адрес священнослужителей... На Каслинском заводе 18 апреля/1 мая состоялся митинг в честь дня международной солидарности трудящихся, на котором опять звучали антицерковные призывы. По рассказам очевидцев, "какими только эпитетами не наградили духовенство, и толпа внимала. В защиту церкви и духовенства никто не выступил, поэтому ораторы и не скупились на свои бранные речи".

Но не все жители Каслей с равнодушием или одобрением слушали призывы большевиков. Напротив, когда начались гонения, многие из них, в отличие от населения других горнозаводских городов и поселков, сплотились вокруг Церкви. Храмы едва вмещали молящихся людей. Не обращая внимания на запреты властей, жители города в понедельник Светлой седмицы 23 апреля/6 мая 1918 года совершили крестный ход от всех приходских церквей к часовне великомученика Георгия, особо почитаемого в Каслях. Отец Петр вместе с другими священнослужителями и прихожанами заводского храма Успения Божией Матери принимал участие в этом крестном ходе. По словам очевидцев, "лес хоругвей, блестящих на солнце, духовенство в светлых облачениях и многотысячная молитвенно настроенная масса народа - все это создавало неотразимое впечатление. В воздухе неслись торжественные пасхальные песнопения... <...> Народ воспевал Воскресшего [Спасителя] не только устами, но и сердцем... <...> Какой мощью звучали слова: "Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его и да бежат от лица Его вси ненавидящии Его!".

Пасхальная радость вселяла надежду, что смута вскоре прекратится и будет казаться в будущем всего лишь страшным сном. Но напряжение в городе с каждым днем росло, начались столкновения между красными и белогвардейцами. Через некоторое время большевики стали арестовывать священнослужителей.

3/16 июня отцу Петру предстояло совершить отпевание. Несмотря на опасность - за Каслинским заводом шла перестрелка между красноармейцами и местным отрядом народного ополчения, - он после Литургии проводил усопшего до самого кладбища. Когда священник вернулся домой, то сразу же был арестован. При аресте отец Петр вел себя мужественно и спокойно. До конца сохраняя самообладание, он попрощался со своей семьей и попросил передать, чтобы его простили все, кого он вольно или невольно огорчил. Красноармейцы увели священника.

В ночь на 4/17 июня 1918 года иерей Петр Беляев был расстрелян. Когда утром супруга отца Петра принесла для него в штаб Красной армии хлеб, ей сказали, что арестованный переведен в Екатеринбург. До прихода белогвардейцев семья Беляевых продолжала верить, что отец Петр жив... Его тело было обнаружено после вступления в Касли в середине июля отряда чехословацких войск. Все это время, почти месяц, останки священника оставались без погребения. Горе близких было неописуемо. Кроме всего прочего, его семья осталась без каких-либо средств к существованию. "Тяжелый крест приняла осиротевшая семья. Невольно каждый знавший покойного и его семью просили Всевышнего, чтобы Он помог перенести горе и поднять на ноги слабых детей...".

23 июня/6 июля большевики в бессильной злобе расстреляли еще двух священников: отца Александра Миропольского и отца Петра Смородинцева - и с ними 27 прихожан. Этих страдальцев отпевали вместе с отцом Петром Беляевым 7/20 июля в той самой церкви, где совсем недавно служил он сам. "Храм был переполнен народом, а среди него гробы, гробы, гробы... жутко было смотреть, - вспоминают участники этих событий. - Могуче звучало пение священно-церковнослужителей: "Упокой, Господи, души усопших раб Твоих", и казалось, что пели все присутствующие. <...> Погребение окончилось, настала минута прощания - снова плач... он долго не смолкал. Вечная память вам, страдальцы-иереи".

17 июля 2002 года священномученик Петр Беляев указом Священного Синода был прославлен в Cоборе новомучеников и исповедников Российских от Екатеринбургской епархии.

http://orthodox.etel.ru/2009/22/_belyaev.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06