Хозяйка Полоцкой обители

0
131
Время на чтение 10 минут

23 мая (5 июня) - день памяти преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой.

Это удивительная святая. Полоцкая княжна Предислава (так звали ее до пострига) тайно покинула родительский дом для того, чтобы стать монахиней, в 12 лет, когда родители готовились выдать ее замуж за знатного и красивого юношу. Житие сохранило слова святой отроковицы, сказанные ею игумении монастыря, которую она просила о постриге: «Госпожа и мать моя, все видимое в мире сем прекрасно и славно, но вскоре минует, как сон, и, как цвет, увядает. Вечное же невидимое пребывает вовеки, как о том говорится в Писании: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Или ты ради отца моего не хочешь меня постричь? Не бойся его, госпожа моя, побойся Господа, владеющего всей тварью, и не отлучи меня от ангельского чина».

Нетленные мощи святой почивают в Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре. «Преподобная Евфросиния ? хозяйка нашей обители, и мы в этом не сомневаемся»,— рассказывает настоятельница монастыря игумения Евдокия (Левшук).— «В жизни всех сестер, всех наших приезжих, и в самых обыденных случаях мы явно видим, что Преподобная здесь хозяйка, госпожа. Да, мы всегда ее чувствуем. Призываешь Преподобную, просишь помощи, даже в самом маленьком деле. Много лет подряд, когда я была благочинной, дежурила у мощей. И не было такого дня, чтобы кто-то приходил к Преподобной, искренне просил ее помощи, и не получил бы ее». Удивительно и то, что Преподобная не просто помогает людям в непростых житейских ситуациях (такой помощи, конечно, чаще всего просят наши современники), но и помогает им по-настоящему прийти к Богу.

Насельницы монастыря бережно сохраняют многочисленные свидетельства помощи преподобной Евфросинии нашим современникам. Вот лишь некоторые из них.

Преподобная Евфросиния помогает юноше из Германии

Анна Мельц родилась и училась в Германии, затем продолжила свое обучение на историческом факультете Белорусского государственного университета (Анна хорошо знает русский язык, так как изучала его еще в школе с 5-го класса). По окончании учебы в БГУ Анна вернулась в родной город Росток, где вскоре вышла замуж, а в 1981 году у нее родился сын.

Уже через несколько лет после рождения ребенка в семье Анны случилось большое несчастье: находясь в сложных обстоятельствах и не имея собственных сил справиться с ними, ее супруг покончил с собой. Это событие произвело переворот в душе молодой женщины. Она начала больше задумываться о смысле жизни, о вечности, об участи души человека после смерти. В 1998 году к Анне из Беларуси приехала ее университетская подруга Людмила, которая и помогла ей на пути духовных исканий. Уезжая к себе на родину в Пинск, Людмила оставила Анне молитвослов и некоторые другие церковные книги. Спустя два года, после многих жизненных испытаний, Анна приняла Крещение в Православной Церкви.

В 2000 году сыну Анны исполнилось 19 лет. К тому времени он был уже победителем нескольких европейских соревнований по таиландскому боксу. В целом, он выглядел вполне современным и благополучным парнем. Однако мать ощущала какое-то внутреннее неспокойствие сына, его замкнутость, одиночество его души. В свою очередь, и сын Анны наблюдал те благие перемены, которые произошли в жизни его матери после Крещения. В то время Анна много говорила ему о Боге, о вере, о бессмертии человеческой души, следствием чего стало принятие молодым человеком Крещения в Веймаре в 2002 году (в этом Таинстве сыну Анны было наречено имя Андрей).

Обновленный действием Духа Святого, Андрей, как и его мать, возродился духовно: он начал молиться, читать Евангелие, несколько раз сподобился причаститься Святых Христовых Тайн. Но в таком благодатном состоянии Андрей находился недолго. Вскоре ему было попущено очень сильное искушение: с ним стало происходить нечто, похожее на беснование. Он начал издавать довольно странные звуки, крушить в доме мебель, в целом, вести себя очень агрессивно. Такое поведение его казалось необъяснимым и причиняло сугубую боль его матери. Однажды Анна оказалась вынужденной вызвать скорую помощь, и Андрея отвезли в психиатрическую больницу, где ему был поставлен диагноз: шизофрения с манией преследования. Около двух месяцев провел Андрей в больнице. Состояние его несколько улучшилось, но со временем симптомы прежней болезни стали возобновляться все чаще.

В 2002 году Анна с сыном отправились в Пинск за духовным советом к протоиерею Михаилу, с которым Анна некоторое время находилась в переписке. Увидев тяжелое состояние Андрея, батюшка благословил им обоим съездить в Полоцк, куда они вскоре и направились.

Целую неделю провели мать с сыном в древней Спасо-Евфросиниевской обители: молились у мощей преподобной Евфросинии, ходили на службы. В первые дни признаки болезни у Андрея проявлялись особенно сильно: он издавал дикие звуки, кричал, был очень агрессивен. Подвести к святым мощам его было почти невозможно. Это могли сделать только несколько сильных мужчин: они брали Андрея на плечи и тащили к святыне. Но уже на третий-четвертый день состояние юноши улучшилось. К концу же недели произошли значительные перемены: Андрей стал вести себя намного более спокойно, перестал кричать, уже сам подходил и прикладывался к мощам преподобной Евфросинии. Мать не могла поверить в происходившее: совершалось явное чудо. По возвращении в Германию Андрей окреп физически и духовно. По словам Анны, он стал внимательным и послушным, сострадательным к другим людям. Было очевидно, что произошло исцеление его души по молитвам преподобной Евфросинии. Часто, вспоминая Полоцк, Андрей плакал: он очень хотел вернуться туда.

Летом 2004 года Анна и Андрей снова посетили Спасскую обитель. Сестры монастыря, вновь увидев Андрея, с трудом могли узнать в нем того несчастного юношу, который приезжал два года назад. Теперь Андрей ежедневно ходил на богослужения, нес послушание на огороде и в саду, со всеми был очень доброжелателен и отзывчив.

Рассказ составлен на основании свидетельства Анны Мелъц, жительницы г. Ростока (Германия), Сентябрь 2004 г.

Исцеление от пагубной страсти

Анна родилась в 1947 году в Гродненской области, где и прошли ее детские и школьные годы. Впоследствии она, как и все ее сверстники, вступила в комсомол, а затем даже стала членом партии. Внешне жизнь Анны складывалась довольно благополучно: получив неплохую работу, она вышла замуж за серьезного и благонамеренного человека, вскоре родила двух сыновей. Дети подрастали, но со временем между супругами произошел разлад, появились непонимание и отчужденность, что, в конце концов, и привело их к разводу.

Анна осталась одна с двумя малолетними детьми. Старшему Юрию было 7 лет, а младшему Николаю — 4 года. Анна столкнулась с теми трудностями, которые знакомы каждой женщине, вынужденной самостоятельно воспитывать детей. Кроме того, она должна была еще содержать кооперативную квартиру и платить за нее регулярные взносы. Не имея никакой поддержки и не зная, где искать утешения в своем горе, одинокая женщина начала пробовать спиртное. С течением времени этот омут засасывал ее все более и более. В состоянии крайнего отчаяния Анна дважды пыталась покончить жизнь самоубийством: в первый раз она задумала утопиться в ванне, а во второй пыталась сброситься с балкона девятого этажа.

Раздумывая о путях Промысла Божия в своей жизни, уже значительно позднее, Анна поняла, что тогда Господь сохранил ей жизнь ради покаяния, а также ради ее несовершеннолетних детей.

Когда Анне исполнилось 55 лет, старшая сестра подарила ей Святое Евангелие, а через некоторое время взяла ее с собой в паломническую поездку в Жировичский монастырь. Вскоре после этого сестры посетили и Полоцкую Спасо-Евфросиниевскую обитель. Поскольку Анна по-прежнему была сильно борима страстью винопития, то и накануне поездки в Полоцк она не смогла удержаться, чтобы не выпить спиртного. И вот, когда, находясь в Спасском храме, Анна прикладывалась к мощам преподобной Евфросинии, вдруг она почувствовала сильный озноб, слабость и головокружение. Таким болезненным оставалось ее состояние и во время вечерней службы.

На следующий день утром Анна снова пошла в Спасскую церковь. Стоя у раки со святыми мощами, она просила преподобную Евфросинию избавить ее от пагубной алкогольной страсти. Женщина горячо помолилась, затем проползла под мощами,— и тут с ней повторилось то же, что было и накануне: она вновь почувствовала слабость и озноб. Не стало Анне лучше и тогда, когда она вышла на свежий воздух. Но, невзирая на сильное недомогание, женщина все-таки пошла на исповедь, к которой готовилась и которую ожидала уже несколько дней.

На исповеди Анна рассказала батюшке о себе все, упомянув и о том, что произошло с нею у святых мощей. Священник посоветовал ей усилить молитву, чаще бывать в храме, чаще исповедоваться и причащаться. Надо сказать, что до поездки в Полоцкий монастырь Анна редко посещала храм Божий; приходилось ей несколько раз исповедоваться, но о некоторых тяжких своих грехах тогда она сознательно умалчивала. Только здесь, в Спасской обители, Анна впервые смогла искренне покаяться.

По возвращении из Полоцка в родной город женщина уже не чувствовала над собой такой власти прежде мучившего ее недуга, а вскоре и совсем от него избавилась. Люди, окружавшие Анну, знакомые и коллеги по работе, с удивлением наблюдали происшедшие в ней перемены. Некоторые спрашивали ее, как освободилась она от алкогольной зависимости. Анна всем отвечала, что ее исцелила преподобная Евфросиния Полоцкая.

После поездки в Полоцк жизнь Анны во многом изменилась, и не только внешне. Обретя веру и примирившись с Богом искренним раскаянием, женщина начала стремиться к добродетели. Теперь она живет в мире со своими детьми и всеми близкими, трудится, а по воскресеньям спешит в храм на молитву.

Приходской священник, отец Аркадий, которому Анна рассказала о своем обращении ко Господу, ласково называет ее Аннушкой.

Все вышеописанное является свидетельством рабы Божией Анны, жительницы Гродненской области. 2002 г.

Ключ от раки с мощами

Ежегодно к 29 июля, дню памяти схиархимандрита Иоанна (Маслова), сестры нашего монастыря, его духовные чада, ездят помолиться к нему на могилку в Сергиев Посад. Посещают сестры и «Глинские чтения», посвященные памяти старца, которые проводятся каждый год в это же время в Троице-Сергиевой Лавре. В конце июля 1999 года группа сестер Спасского монастыря, в числе которых были игумения, благочинная и другие старшие монахини, как обычно, отправилась в Сергиев Посад. Ввиду некоторых обстоятельств я не смогла поехать с ними. Тогда же, вскоре после отъезда матушек, и произошло событие, о котором мне хотелось бы рассказать.

В тот день в Спасской церкви у святых мощей дежурила монахиня К. Незадолго до того времени, когда храм нужно было закрывать, наш монастырь посетила группа паломников из Бреста. Прибывшие богомольцы сразу же поспешили к святым мощам, и в полупустой Спасской церкви стало очень многолюдно. После того как паломники приложились к святыне, монахиня К. закрыла раку с мощами, положила ключ от нее в карман своей рясы, и по просьбе приехавших направилась вместе с ними к автобусу, чтобы помочь принести привезенные ими для обители продукты и вещи. Через некоторое время, вернувшись в Спасский храм, монахиня К. с ужасом обнаружила, что в кармане ее рясы ключа от раки нет. Можно ли описать состояние матушки в те минуты? Рака закрыта, а утерянный ключ был единственным. Из этого следовало, что пока не будет найден бесценный ключ, к святым мощам никто не сможет приложиться — лишь к деревянной крышке. Если же поиски окажутся безуспешными, придется взламывать раку. Кто, размышляя об этом, не пришел бы в трепет? Оставалась только надежда, что ключ каким-нибудь чудесным образом все-таки найдется.

Вскоре весть о пропаже разнеслась по обители и все, находившиеся тогда в ней — сестры, паломники, сторож, — начали искать... Искали в храме, на улице, в иконной лавке — везде, где могла ходить матушка К. Но, увы! Дело уже клонилось к вечеру. Видя монахиню К. в сильной скорби, я предложила ей по окончании вечернего богослужения пойти в Спасскую церковь и вместе почитать акафист преподобной Евфросинии. Поскольку человеческие старания и труды оказались бесплодными, было очевидно, что нам в нашей беде может помочь только сама Преподобная: нужно спешить на молитву в ее храм.

Матушка К., находясь в состоянии, близком к отчаянию, упав ниц, легла в церкви на пол — в таком положении она и молилась. Читала акафист я. Помню, что когда я закончила чтение, в сердце появилась тихая радость и вера, что Преподобная нас не оставит. Такие же чувства испытала в те минуты и матушка К.

Когда мы закрывали храм, уже смеркалось. Монахиня К. побрела к себе в келию, я же решила идти к себе с намерением продолжить молитву. Но совершенно необъяснимым образом получилось так, что пошла я по направлению не к своему корпусу, а к иконной лавке, в окнах которой еще горел свет. Остановившись у входа в лавку, я увидела стоящую там инокиню А. Мы спросили друг у друга, не нашелся ли ключ, посокрушались о происшедшем. И вдруг, неожиданно для себя, повернув голову и подняв глаза, я увидела, что на деревянном заборе, рядом со строящимся сестринским корпусом, висит маленький кожаный чехол с бесценным ключом от раки. Кто нашел его? Кто оставил его здесь? Ясно было, что это — помощь Преподобной. Она все устроила чудесным образом и сама утешила нас, показав еще раз, что надеяться нужно не на свое усердие и тщание, но на силу Божию. Я сразу же позвонила монахине К., желая скорее сообщить ей радостную весть. Через несколько дней по нашей просьбе в Спасском храме у святых мощей был отслужен благодарственный молебен.

Рассказ монахини Н. Июнь 2005 г.

Похищенный автомобиль

Не раз приезжала Алла Михайловна на своей машине в Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь. И Великим постом 2003 года, в один из воскресных дней, желая помолиться во святой обители, она отправилась в Полоцк вместе с двумя подругами. Подъехав к монастырским вратам, Алла Михайловна, как обычно, оставила рядом с ними свой автомобиль, а сама со спутницами пошла в Кресто-Воздвиженский собор на богослужение. Великопостные воскресные службы в монастыре особенно продолжительны, и литургия закончилась уже около двух часов дня. Когда Алла Михайловна, собираясь ехать домой, вышла за врата обители, то увидела, что на прежнем месте ее машины нет. Вначале женщина подумала, что автомобиль мог кому-то мешать, и его отогнали в сторону. Но, не обнаружив машины нигде поблизости, Алла Михайловна сильно расстроилась и пошла сообщить о случившемся монастырскому привратнику. Петр (так звали дежурившего в тот день привратника) посоветовал ей идти молиться преподобной Евфросинии, пообещав вызвать милицию. Женщина поспешила в Спасский храм к мощам Преподобной. Будучи сильно опечаленной происшедшим, предвидя возможные семейные скорби (машина принадлежала мужу Аллы Михайловны), она просила угодницу Божию о помощи и заступлении.

Когда приехала милиция, был составлен протокол, записаны все обстоятельства похищения автомобиля марки «Ауди-80». Сотрудники милиции особенно не обнадежили Аллу Михайловну. Они объяснили, что в подобных случаях угнанные автомобили находят крайне редко.

По приезде домой в г. Докшицы, несколько примирившись с происшедшим, Алла Михайловна рассказала о своем несчастье приходскому священнику. Батюшка посоветовал ей не скорбеть о пропаже, положиться на волю Божию и читать акафист святителю Николаю.

Алла Михайловна по его совету ежедневно молилась преподобной Евфросинии и Николаю Чудотворцу, прося о помощи. Уже через неделю она получила радостную весть: ей позвонили из районного отделения милиции и сообщили, что угнанный автомобиль найден. Алле Михайловне сказали, что был задержан ранее судимый житель г. Полоцка, у которого и изъяли похищенную машину. Этот человек оказался профессиональным угонщиком, он сразу же поменял номера на автомобиле и постарался избавиться от других улик. Следствию помогло то, что в машине были найдены молитвослов и свеча, принадлежавшие Алле Михайловне и каким-то образом незамеченные или случайно оставленные угонщиком. Находку автомобиля Алла Михайловна связывает с чудесной помощью угодников Божиих — преподобной Евфросинии и святителя Николая, скоро слышащих всех, призывающих их в молитвах.

Рассказ составлен на основании свидетельства Аллы Михайловны Рачицкой, жительницы г. Докшицы Витебской обл. Январь 2005 г.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6684&Itemid=3

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28