itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Вечный выбор

Мысли о кризисе

Мировой экономический кризис 
0
194
Время на чтение 8 минут

Главная и постоянная сегодняшняя новость — кризис… Телевизионные передачи, газеты, журналы просто заполонены различными материалами, посвященными этой теме. Рушатся банки и страховые компании, автомобильные еще недавно гиганты становятся банкротами, закрываются магазины и рестораны, останавливаются стройки, миллионы людей остались без работы… Да и в обычных разговорах «кризис» — тема под номером «один»…

За те несколько месяцев, что кризис «шагает по планете», появилось множество аналитических статей, авторы которых, кажется, уже со всеми подробностями рассказали нам, почему и как он начался. Аналитики вычислили даже того самого несчастного человека, который первым не выплатил ипотечный кредит, после чего лавина невыплаченных кредитов обрушила сначала экономику США, а потом и всю «глобальную экономику».

Но удивительно одно — до сих пор темой для обсуждения не стали главные причины возникновения этого кризиса. Может быть потому, что эти самые главные причины нынешних глобальных кризисных явлений скрываются вовсе не в экономике и не политике, они — из области духовной и нравственной? Впрочем, в ответ на такой вопрос, могут сразу же сказать: причем здесь какая-то там нравственность и уж тем более некая таинственная духовность, если основные нынешние проблемы связаны с экономикой, с финансами, с производством, со снижением уровня жизни? Именно от этих факторов зависит «хорошая», «обеспеченная» жизнь, а вовсе не от рассуждений о нравственности…

Однако хотим мы того, или нет, но господствующее сегодня общество — «общество потребления» — является следствием торжества определенных духовных и нравственных принципов. Стоит напомнить, что основное условие успешного функционирования такого общества формулируется довольно просто — безудержное потребление. Механизм такого функционирования можно выразить одной фразой: всякий человек должен в постоянно возрастающей прогрессии потреблять продукцию и услуги, произведенные другими людьми. Только в этом случае и отдельный человек, и общество, в целом, обеспечивают собственное существование и открывают пути для дальнейшего развития. Если же сначала один человек, потом десять, затем десять, сто, пятьсот миллионов людей не захотят или не смогут потреблять, само «общество потребления» рухнет. Чему мы и стали свидетелями: один, два, сто, тысяча, сто тысяч американцев не смогли потреблять услуги ипотечного рынка и… Недаром, кстати говоря, нынешние экономисты одно из средств борьбы с кризисом видят в том, чтобы люди не отказывались от потребления, а, наоборот, продолжали приобретать новые товары. В свою очередь, снижение потребительской активности в какой-либо экономически значимой стране, например, в США или Великобритании, моментально обрушивает биржи во всем мире.

Для всё возрастающего потребления нужны средства, которых у обычного человека нет. И тут появляется «масло», смазывающее механизм функционирования «общества потребления» — его величество Кредит. Обычный человек начинает жить в кредит. А что такое «жизнь в кредит»? Это ведь жизнь в долг: человек занимает в долг некие средства, а затем на протяжение некоторого времени возвращает заёмные средства по частям, но с процентами.

В «обществе потребления» в долг (т.е. в кредит) начинают жить не десятки и сотни тысяч, а сотни миллионов обычных людей, в долг живут банки и компании, целые страны и регионы. Но это выгодно, ибо кредиты дают возможность еще более увеличить потребление. Отвечая на запросы постоянно возрастающего потребления, распухает рынок товаров и услуг, предлагающий огромное разнообразие продуктов потребления. Экономика растет, банки пухнут от денег, биржи — от количества сделок… Всё процветает.

Правда, нужно сказать, что в материальном плане более всего выигрывают те, кто первым вступил на путь потребления — у них буквально на глазах поднимается уровень жизни, они становятся примером для других стран и народов, их начинают называть «развитыми», «передовыми», «прогрессивными».

Здесь экономику, что вполне естественно, дополняет и подгоняет политика. «Развитые страны» приобретают не только экономическое, но и политическое влияние, начинают диктовать свои правила игры, навязывать собственный образ жизни, как лучший и единственно возможный. Со временем возникает «глобальная экономика» — то же «общество потребления», только уже во всемирном масштабе. И весь мир хочет потреблять. И весь мир хочет жить в долг (в кредит).

Но если внимательно приглядеться к этой схеме, то совершенно ясно видно: «глобальная экономика» — это традиционная «финансовая пирамида», успех которой определяется постоянным вовлечением в «пирамидальные» экономические отношения все новых и новых участников, за счет которых организаторы пирамиды имеют возможность увеличивать собственное благосостояние и политическое влияние. Недаром какой-то неимоверный экономический взлет США и Западной Европы произошел в последние годы — на фоне развала стран бывшей социалистической системы и, в первую очередь, стран бывшего СССР. Видимо, этот взлет и произошел за счет разграбления бывшей социалистической системы. Поэтому, кстати говоря, пресловутое «золото партии» и искать не надо. Это «золото», а точнее, богатства, принадлежавшие по праву всему советскому народу, и стали важнейшим «топливом» для взлета «пирамиды» «глобальной экономики». А лишним свидетельством того, что «глобальная экономика» является «пирамидой», стал пример США, где только за последний год рухнули несколько мощных финансовых корпораций, которые считались «китами» американской экономики. А оказались… «финансовыми пирамидами».

Однако всякая экономическая пирамида имеет свои естественные границы — нельзя все время и всем жить в долг (т.е. в кредит). И когда гигантская пирамида под названием «глобальная экономика» охватила практически весь мир, тут ей и пришел естественный конец. Весь мир не может жить в долг, кто-то должен этот долг обеспечивать. «Глобальную экономику» охватил столь же глобальный кризис.

***

Казалось бы, при чем здесь духовность? При чем здесь нравственность? Давайте разбираться.

Дело в том, что в первооснове рождения столь своеобразных экономических отношений лежит духовное и нравственное оскудение, а именно ущербная духовно-нравственная природа «общества потребления».

Для того чтобы механизм «общества потребления» действовал, всякий член этого общества (и «общество потребления в целом) должен придерживаться нескольких принципов. Назовем их принципы «общества потребления. Первый принцип: человек обязан приобретать все новые и новые товары, услуги и т.д. Второй принцип: человек хочет приобретать все новые и новые товары, услуги и т.д. Третий принцип: человек отказывается от каких бы то ни было ограничений в потреблении.

Но ведь эти принципы имеют вовсе не экономическую, а… духовно-нравственную природу! Ибо эти принципы формируют целевые и смысловые установки жизни человека, определяют его иерархию ценностей. Ведь человек, нацеленный на безудержное потребление, постепенно утрачивает свое духовное и нравственное существо, и становится «человеком потребляющим», когда даже разумные доводы в пользу ограничения собственных потребностей уже не играют никакой роли, отбрасываются без каких-либо сомнений. Следовательно, «человек потребляющий» по своей духовно-нравственной природе — ущербен.

И сразу возникают вопросы — а откуда взялась эта духовная и нравственная ущербность? Как она появилась? Почему? Отвечая на эти вопросы, стоит вспомнить историю, хоть немного.

«Общество потребления», как известно, выросло из классического капитализма. А каким способом этот самый «классический капитализм» стал господствующим укладом в странах Западной Европы? Как произошел столь гигантский по тем временам экономический рывок западноевропейских стран? Ответы, вроде бы известны: развитие науки и техники, промышленный переворот. Но снова вопрос — а откуда взялись средства? И тут мы должны вспомнить о предтече «классического капитализма» — об «эпохе первоначального накопления». Как известно, это самое «первоначальное накопление» экономических средств в Западной Европе, а потом и в США, осуществлялось за счет, во-первых, откровенного ограбления остального мира, прежде всего, колоний в Африке, Азии, Латинской Америке, и, во-вторых, за счет созданной «экономической пирамиды» под названием «колониальный мир». Иначе говоря, «пирамида» «глобальной экономики» — это вовсе не случайность, не ошибка, а принцип существования как самого «классического капитализма», так и его дитятки — «общества потребления».

***

Здесь будет уместно одно наблюдение. Как известно, основой и символом мировой финансовой системы является американский доллар. Доллар знаком каждому, наверное, только благодаря доллару весь мир знает в лицо американских президентов прошлых лет. Но президенты на долларовых купюрах меняются, в зависимости от номинала купюры. А вот одно изображение остается постоянным, оно есть на всех долларовых купюрах — изображение пирамиды… Случайно? Историки связывают это изображение, как и изображение над пирамидой «всевидящего ока», с масонскими корнями американского государства. Но, может быть, пирамида на американских долларах призвана вызывать и другие ассоциации, и является символическом изображении самой сути капитализма?..

***

Итак, изначально, уже во времена «эпохи первоначального накопления», когда еще не было «человека потребляющего», существовало что-то, что изменило духовную и нравственную природу человека, побудило его вступить на ту самую дорогу, которая вывела его к «обществу потребления» и «глобальной экономике». Что?

Ответ в данном случае очевиден и неоднократно озвучен в науке и публицистике. Религиозно-философской, а значит, духовно-нравственной, основой и «эпохи первоначального накопления», и «классического капитализма», и современного «общества потребления» являются два учения: гуманизм и протестантизм. Эти два учения во многом разные, хотя бы в том, что гуманизм всегда «скрывал» собственную религиозную природу, а протестантизм, наоборот, является одним из самых влиятельных религиозных направлений. Но их роднит главное: оба направления сместили ценностные акценты в сторону личности человека, его интересов, его потребностей, его грешной материальной природы. Духовно и нравственно ущербный «человек потребляющий» и вырос в лоне гуманистического и протестантского миропонимания. Духовно и нравственно ущербный «человек потребляющий» — это логическое следствие постепенного развития гуманистического и протестантского миропонимания и мироотношения.

Значит, и нынешний кризис «глобальной экономики» — это кризис, в первую очередь, гуманистического и протестантского миропонимания, господствующих в сегодня. Причем, это далеко не первый кризис гуманизма и протестантизма. Все экономические кризисы, сопровождавшие века развития капитализма, все они были следствием постоянно нарастающего духовно-нравственного кризиса, духовного и нравственного оскудения человечества. И глобальность сегодняшнего кризиса свидетельствует только о тех глобальных размерах, которые это оскудение уже приобрело…

***

Конечно, экономисты и политики найдут выход из сегодняшнего кризиса. Ну а что дальше? Коренных путей дальнейшего развития может быть, минимум, два.

Первый путь (наиболее реальный) . Всё остается по-прежнему. После кризиса, наверное, в той или иной степени изменится политическое и экономическое лицо современной цивилизации. Кто-то уйдет, кто-то придет на место ушедших. Скорее всего, на первый план выдвинутся новые экономические и политические центры (тот же Китай, возможно и Россия). Но в целом, после этого кризиса вновь и вновь будет воспроизводиться все то же «общество потребления», даже в еще более глобальных масштабах. Видимо, с какими-то потерями, но и с некими приобретениями. Во всяком случае, именно этой задачей, достижением именно этой цели сейчас все озабочены больше всего — заново воспроизвести потерянное.

Следовательно, останется главная беда этого общества, да и всего пути развития человечества, на которое оно вступило пятьсот лет назад — все более нарастающее духовно-нравственное оскудение. А, значит, через какое-то время всех нас ждет еще один кризис, наверное, «поглобальнее» того, который мы переживаем сегодня. Потом еще один, потом следующий и т.д. Ведь до тех пор, пока человечество будет оставаться в тенетах гуманизма и протестантизма, экономических кризисов избежать невозможно. И чем «глобальней» будет становиться экономика общества потребления, тем страшнее будут кризисы, и не только экономические.

Второй путь . Этот путь очень труден, ибо он связан с осознанием «человеком потребляющим» собственной духовно-нравственной ущербности. В таком случае ему, «человеку потребляющему» необходимо вступить на дорогу собственного духовного преображения. Как это сделать? Ответ был дан еще две тысячи лет назад.

Но проблема в том, что «человеку потребляющему» этот ответ не нравится, очень не нравится, «человек потребляющий» не хочет с этим ответом соглашаться. Более того, именно в борьбе с этим ответом, в противодействие этому ответу и родился, собственно говоря, «человек потребляющий». И тем не менее, именно этот путь, путь духовного преображения, способен вывести наше общество из тупика, в котором мы все давно уже оказались — из тупика духовного оскудения. В этом смысле нынешний экономический и финансовый кризис — это для всех нас очень тревожный звонок, который предупреждает нас и который может и должен пробудить в нас… совесть.

Услышим ли мы этот звонок? Поймем ли его значение? Каким путем пойдем в будущее? Выбор за нами… Вечный выбор…

http://www.voskres.ru/articles/perevezentsev.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Перевезенцев
Государство-цивилизация, Святая Русь
– революция в доктринальных документах, новации в образовании 
02.09.2023
Шведские сказки о диких славянах и настоящая
история: объективный научный взгляд на прошлое России
24.03.2023
Все статьи Сергей Перевезенцев
Мировой экономический кризис
Чем завершится схватка Орбана с венгерским Центробанком?
Финансовый интернационал ведёт против национально ориентированного политика нарастающую гибридную войну
18.03.2024
«Америку вернули во времена "ревущих двадцатых"»
Четверть века назад под американскую экономику была заложена «мина»
15.03.2024
«Американцы стали использовать доллар в качестве кнута»
Если из-под Штатов выдернуть доллар, то разрушительные последствия для американской экономики и для власти США будут равносильны крупной проигранной войне
14.03.2024
Когда закончится всевластие доллара?
Гигантские рынки евродолларов требуют лошадиные дозы краткосрочных казначейских бумаг
07.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии