itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Чтобы не было беды

0
131
Время на чтение 4 минуты

Несколько дней назад мне позвонила одна знакомая, очень активная, вечно кого-то куда-то устраивающая, готовая в любую минуту бежать хоть за тридевять земель улаживать чужие дела, одним словом, принадлежащая к тому типу русских женщин, который очень точно описал Пастернак в образе незабываемой Шуры Шлезингер. Она деловито поинтересовалась, есть ли где-то поблизости учебное заведение, где готовят священников, и, узнав о том, что в Саратове действует Духовная семинария, в которой я, к тому же, преподаю, тут же пошла в наступление:

— Вы должны устроить туда одного мальчика. Он из интерната, у него нет родителей, его никуда не берут, он так несчастен, ни к чему не приспособлен, у него олигофрения…

После такого натиска я смог промычать в телефонную трубку только то, что в романах XIX века обозначалось так:

— ???

Дама позиционирует себя православным человеком, пишет, как сама говорит, «православные сказки», даже изредка бывает в церкви, и при этом совершенно уверена, что стать священником может любой человек, включая окраденного умом инвалида, который, однако же, способен удержать в руках кадило… Но ведь откуда-то же взялось у нее такое мнение?

А вот откуда.

Вспоминается другой случай. В храме, где я служил, появился немолодой уже человек, с первого же дня начавший правдами и неправдами втираться в клир. Он был до неприличия услужлив, готов был подметать полы, выполнять любую работу, соглашаться с любым мнением. Через некоторое время он получил благословение надевать стихарь, немного спустя начал выходить со свечой и наконец добился разрешения прочитать апостол вместо псаломщика, у которого разболелось горло. Еще с вечера он надоел всем, ходя как хвост с книгой, прося послушать его и оценить выразительность чтения. А когда на литургии запели «Святый Боже…», взяв, как положено, благословение у служащего священника, вышел из алтаря и с интонацией провинциального трагика возгласил:

— Чудо, Тимофее… (Вместо «Чадо Тимофее…», как у апостола.)

Реагировать всем нам осталось только вышеописанным образом:

— ???

Думаю, этих двух случаев достаточно для того, чтобы понять: нужны ли профессионалы Церкви?

Нужны, и очень нужны. Нужны профессионалы-псаломщики, уставщики, хорошо знающие не только чинопоследования богослужений, но и то, что называется исторической литургикой. Нужны профессиональные певцы и, конечно же, профессионалы регенты, способные правильно воспроизвести богатейшее наследие русских церковных композиторов.

Никто не будет спорить, что для изготовления церковной утвари необходимы профессиональные ювелиры, что церковные облачения также должны быть сшиты профессиональными мастерами. Очевидно, что художнику-портретисту или мастеру пейзажа невозможно без соответствующего профессионального образования и основательного погружения в церковную традицию научиться писать иконы.

Возьмем, например, бесчисленные поражающие убогостью содержания и оформления приходские «Православные листки». Разве непрофессионализм издателей не дискредитирует Церковь? Я уверен, что бешеное сопротивление учебному курсу «Основы православной культуры» вызвано зачастую тем, что преподавать этот предмет в школы приходят порой люди, которые, с одной стороны, не знают педагогики, а с другой — далеки не только от православной, но и от общечеловеческой культуры.

Почему-то считается, что священник — это не профессия, а исключительно призвание, основанное на каких-то особых духовных дарованиях, что невежество можно успешно выдавать за благочестие, что вера компенсирует недостаток ума, а Божественная благодать заменяет знание вероучения, церковной истории и того, что в семинарских учебных программах называется пастырским богословием.

Это не так. Печальным следствием такого мнения являются и так называемые «младостарцы», и успешные менеджеры, Божиим попущением рукоположенные во иереи, которых прихожане вовсе не с насмешкой, а с болью в сердце называют «парторгами в рясах».

Мне становится как-то не по себе, когда в весьма глянцевом журнале миссионерской направленности то и дело натыкаюсь на броские строчки: «Был хиппи — стал священником», «Был футболистом — стал священником». Я знаю, что моим сверстникам, ходившим в церковь задолго до 1988 года, не очень радостно, когда учить Православию начинают знаменитые артисты и даже отставные генералы госбезопасности.

Оно, конечно, «и крестьянки любить умеют». Духовный опыт ветерана шоу-бизнеса или полковника службы внешней разведки, открывшего для себя духовную красоту Православия, безусловно, интересен. Вспоминая народную песню, поневоле согласишься, что и «у разбойника лютого» Господь может пробудить совесть. Но вот написано обо всем этом так, что приходит на ум веселое молодежное словцо: «Легко!». Из футболистов в священники — легко! Но не слишком ли легко иные «Савлы попрыгали в Павлы»? Или это тоже чей-то непрофессионализм в журналистике?

Меньше всего хотелось бы упрекать кого-либо за поспешные хиротонии, совершенные в 90-е годы. Истосковавшееся по истине сердце бывшего советского человека искало святости и чистоты. Образ Церкви, как бы его ни старались запачкать идеологи КПСС, оставался в глазах большинства светлым и привлекательным. Едва ли не каждый день в епархиальном управлении появлялась делегация из села, которая обещала обустроить молитвенный дом, купить утварь, приобрести жилье для священника и просила только одного: благословить создание прихода и назначить батюшку. А где его было взять в стране, где на двести с лишним миллионов населения существовало всего три духовные семинарии?

Здесь следует понять одну вещь. Профессионализм священника не равен образованию, полученному в духовных школах. Он образуется в результате длительной жизни в Церкви, благодаря воспитанию, полученному в Церкви в течение долгого времени, погружению в традицию, приобретению духовной интуиции, предохраняющей от фальши и самообмана. Ведь и в советские годы архиереям доводилось рукополагать ставленников, не получивших регулярного духовного образования. Но за небольшим исключением это были люди, которые выстрадали свой священный сан, доказали право на него многолетним исповеданием веры в очень неблагоприятном окружении. В 90-е годы для многих соискателей священства это уже стало необязательным….

Нужны ли профессионалы Церкви? Да они везде нужны. Почти две сотни лет назад Иван Андреевич Крылов предупреждал: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник». Еще хуже, когда сапожник или пирожник, а то и оказавшийся не у дел парторг надевает рясу и крест…

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6562&Itemid=3

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Михаил Воробьев
Все статьи Священник Михаил Воробьев
Последние комментарии