Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Кто я?

Марина  Ганичева, Русское Воскресение

12.05.2009


Я — русский! …

Государство.

Слишком тысяча миллионов людей населяют землю. Не как попало они здесь живут, а благоустроенными общества ми. Вот площадка земного шара, покрытая деревнями и горо дами: в них живут люди семействами, занимаясь каждый своим делом; они имеют свои законы, которыми руковод ствуются во всех случаях общественной жизни; у них есть правительственные учреждения и власти, распоряжениям кото рых они подчиняются; все управляются одною Верховною вла стью в лице своего Государя; у них во всем порядок, и живут они спокойно, в безопасности. Это и есть благо устроенное общество или государство: в нем все отдельный лица составляют одно целое, один народ, во главе, которо го стоить Государь; все носят одно имя, принадлежащее стране, как верноподданные одного Государя, хотя могут различаться по вере и языку; страна для них отечество, а они между собою соотечественники. Таких государств, на земном шаре много, хотя не под каждое пришлась одинаковая площадка земли, и одни из них больше, другие меньше: в них-то и распределились миллионы людей, населяющие землю. Государи в разных странах имеют разные титулы—импе раторов, королей, курфюрстов, князей, султанов, ша хов, эмиров; и государства носят разные названия—импе рий, королевств, курфиртеств, герцогств, княжеств; а те государства, в которых Верховная власть принадлежит многим лицам, называются республиками. Людям нужно жить благоустроенными обществами в государствах для того, чтоб каждому было хорошо, чтоб каждый мог спокойно заниматься своим делом, беспрепятственно достигая цели сво его назначения на земле, и чтоб обижать друг друга безнака занно не смог никто: веди они жизнь, как попало, житья не было бы никому; только в государствах, управляемых Вер ховною властью и законами, от нее исходящими, сохраняется тот порядок во всем, от которого зависит благосостояние и безопасность каждого, так что люди и созданы для жизни общественной.

 

Учреждения в государстве и должностные лица.

Каждая важная часть в государстве Верховною властью по ручается особому министерству, во главе которого стоит особый министр: так у нас внутренними делами, касаю щимися внутреннего порядка и безопасности, также почтою и телеграфами заведует министерство внутренних дел; дела по сношению с другими государствами ведутся в мини стерстве иностранных дел; армия и флот, служащих для внешней безопасности государства, находятся в ведение воен ного и морского министерству государственными доходами и расходами заведует министерство финансов; дела по на родному образованно ведутся в министерстве народного просвещения; пути сообщения находятся в ведении министерства путей сообщения; дела по точному понимание и исполнение законов в государстве находятся в министер стве юстиций и в сенате, а по введению новых законов и изменению старых—в государственном совете; духов ные дела, касающиеся религии и духовенства, ведаются в св. синоде; дела по всем частям придворного ведомства ведут ся в министерстве двора. Каждое министерство состоит из присутственных мест, между которыми разделяется вся его части: одни из них находятся в столице и извест ны под именем департаментов или главных управлен ий, другие — в городах и деревнях и известны под име нем губернских правлений, палат, контор, губернских и уездных земских управ, волостных правле ний и т. д.. Каждое присутственное место имеет свой штат должностных лиц: департаментами управляют директоры с их помощниками или вице-директорами, отделениями в департаментах — начальники отделений, столами в отде лениях—столоначальники с их помощниками; перепис кою бумаг по всем делам занимаются канцелярские чиновники; бывают в департаментах и другие должностные лица по разным занятиям: журналисты, архивариусы, казначеи, экзекуторы. В департаментах государственного совета нет директоров и начальников отделений, а есть председатели, члены и статс-секретари с их помощниками, в де партаментах сената — сенаторы, обер-прокуроры, обер- секретари и секретари; в палатах — председатели и советники, в разных советах и комитетах — председатели, члены и делопроизводители и т. д.. Во всех присут ственных местах дела ведутся на основании законов и Высочайших повелений: у нас для этого существует свод за конов, изданный в 1857 году, с позднейшими к нему дополнениями, которыми и руководствуются во всех учреж дениях. Слушание обязаны приходить в присутствие каж дый день в определенные часы (кроме воскресных и празд ничных дней) или в установленные дни, так что над всеми частями всех министерств работают вдруг все при сутственный места во всем государстве. Каждый министр делает Государю доклады по делам вверенной ему части и п ринимает от него Высочайшие повеления, которые передают ся по принадлежности всем присутственным местам до по следнего волостного правления; так что и Государь знает, что делается в государстве по всем частям управления, и все в нем делается на основании Его повелений или существующих уже и действующих законов. Приняв на себя ту или другую должность, каждый из служащих старается быть ревностным исполнителем ее, и ему некогда уже приобретать для себя сред ства к существованию; и потому всем служащим полагается жалованье, распределенное законом по классам должностей. Кроме того они получают еще чины, которые большею частью соединены с должностями и дают служащим особое звание, а некоторые—и особые преимущества: между военными чинами у нас низший чин прапорщика, высший — генерала от ин фантерии, или кавалеры, или артиллерии; между граж данскими низший чин коллежского регистратора, высший — действительного тайного советника ; чин полковника у военных и действительного статского советника у граж данских дает право на потомственное дворянство. В награду отлично-усердной службы учреждены также ордена: у нас низши й орден св. Станислава 3-й степени, высший св. Андрея П ервозванного; орден св. Владимира 4-й степени дает пра во на потомственное дворянство. Присутственных мест по всем учреждениям в государстве много; разных должностей в них еще больше; все должности постоянно должны быть за няты, чтобы не было остановок в делах: и целые тысячи граждан назначают себя для государственной службы.

 

Русское государство.

1. Велика площадка земного шара, которую Бог судил занять Русскому государству: она составляет шестую часть всей суши, занимает больше половины Европы и треть Азии. Таких обширных государств мало на свете; Китайская им перия еще очень велика, зато Франция в 40 раз меньше Росси: привольно русскому народу в своем государстве. Да и на роду-то в нем около 80 миллионов, считая в том числе жителей Царства Польского и Великого Княжества Финлянд ского; и расселился он в 805 городах, в 1700 посадах и местечках и в 300000 селений, хотя неровным числом: в Петербурге 550 тысяч жителей, в Москве 386 т., в Варшаве 170 т., в Киеве больше 50 т., в Тифлисе больше 30 т.. Народонаселение в России самое разнообразное как по про исхождение и языку, так и по вероисповеданию и образова нно: между Русскими различаются Великороссы, Малороссы, и Бе лорусы (в витебской губ.), все славянского племени, исповедующие Православную Веру, но говорящее не одним языком, а особыми наречиями; Поляки также славянского пле мени, но исповедуют католическую веру и говорят польским языком. К другим племенам относятся: Литовцы (в ковенской губ.), исповедующие веру — одни православную, другие католическую; Финны, держащиеся вероисповедания — одни лютеранского (Чухонцы), другие православного (Зыряне), а некоторые языческого (Остяки); Самопды — идолопоклон ники (в архангельской губ.), люди без образования, ведущие бродячую жизнь; Татары (в казанской губ.), магометанской веры; Калмыки (в астраханской губ.), монгольского проис хождения, языческой веры, люди без образования, ведущие ко чевую жизнь; Кавказцы, держащиеся разных вероисповеданий; Евреи, иудейской веры; Цыгане (в Бессарабии), ведущие ко чевую жизнь; наконец народы, переселившееся из других государств: Немцы, Шведы (в Финляндии), Греки (в Одессе), Сербы и Болгары (в Бессарабии). Славянское племя есть главное и преобладающее и составляет 4/5 всего народонаселения Российской империи, а в нем Великороссы—народ господствующий, составляющие более половины всех жителей России; из всех языков, которыми в ней говорят, гос подствующий есть язык русский, из всех вероисповеданий, которых в ней держатся, господствующее есть православное. Для удобнейшего управления таким многочисленным народом, империя разделена на губернии (также области, градо начальства и земли), из которых каждая подчинена особому начальнику — губернатору, а некоторые, вместе взятые, сверх того подчинены еще генерал-губернатору (киевская, подольская и волынская) или наместнику (Польша и Кавказ); каждая губерния состоит из нескольких городов, из которых один называется губернским, а другие — уезд ными; в уездных городах есть свои начальники — городни чие, а в самих уездах исправники, подчиняющееся губер натору; в каждом уезде находится множество деревень, в которых есть свои старшины и старосты; во всех горо дах и уездах содержится полиция. Части — духовная, воен ная и учебная имеют свое особенное деление и своих пред ставителей: по духовной части империя делится на епархии, обнимающие одну иди несколько губерний, состоятся из мно жества приходов в городах и селах со священниками и причтом и подчиняющая епархиальным архиереям, при которых есть консистория, и которые в некоторых епархи ях имеют сан митрополита или экзарха (в Грузии); по военной части она делится на 14 военных округов, из которых в каждом есть командующий войсками округа и его помощник, есть штаб   и начальник штаба, а в войсках — дивизионные, полковые и другие командиры и адъютанты; по учебной части делится на 11 учебных округов, из которых в каждом есть попечитель и его помощник, в университетах есть ректоры и профессора, в гимназиях и училищах директоры, инспекторы и учи теля. Некоторые части государства управляются не по общим законам для всей империи, а по особым учреждениям, предоставляющим им особые права: такие учреждения имеют Великое Княжество Финляндское, Кавказский край и некоторые другие. Центр управления всею империею находится в Петер бурге, как столица, и живет Государь, где, сосредото чены все министерства и другие высшие государственный учреж дения: сюда стекаются дела из всей империи, отсюда посыла ются распоряжения также во все концы империи. Для всех классов народа необходимо образование — и у нас существу ет в одних городах около 3500 разных учебных заве дений, в которых учится до 300000 человек: для общего образования мы имеем 9 университетов (в Петербурге, Мо скве, Казани, Харькове, Киеве, Одессе, Варшаве, Дерпте, Гельсингфорсе), 120 гимназий, множество училищ—уезд ных и приходских, женские институты, гимназии и училища; для образования духовенства — духовные академии, семинарии и училища; для образования военных — военные гимназии, воен ные училища, пажеский корпус, морское училище, военные академии (генерального штаба, артиллерийскую, инженерную и морскую); для разных других специальностей — медицинскую академию и академию художеств, институты — путей сообщения, горный, лесной, технологический, межевой, агрономический, училища — правоведения, аудиторское, строительное, корабле строительное, коммерческое. Для защиты государства от не приятелей нужно войско -- и у нас регулярных сухопутных войск считается до 30000 офицеров и до 950000 ниж них чинов, а иррегулярных, образующихся в войско вых землях из казаков, способных к службе, около 350000 душ; служащих во флоте, в котором чи слится до 250 пароходов и до 60 парусных судов, считает ся до 2250 офицеров и около 40000 нижних чинов; для отражения границ от вторжений неприятельских, в раз ных местах устроены крепости, например, в Крон штадте, чтоб закрыть вход в Неву, а чрез нее в Петер бург, в Бресте-Литовске — при разделении дорог, веду щих к Москве и Киеву, в Динабурге — на дороге к Пе тербургу, в Бобруйске — на дороге к Москве, в Эривани близ персидской границы, в Троицкосавске на китайской границе, в Николаевске при устье реки Амура, и т. д. При таком благоустройстве государства, каждый на своем месте и в своем звании, имея большую или меньшую степень обра зования, спокойно и беспрепятственно выполняешь свое опре деленное занятие: священник отправляет божественную служ бу или исполняете какую-нибудь требу в своем приходе; чи новник сидит в присутствии и думаете над делами, при готовляя нужные бумаги; офицер занят делами своей служ бы и следите за приказами своего начальства; учитель ходит в классы и передает научные сведения своим ученикам, которые потом занимаются приготовлением уроков; купец   следит за торговыми оборотами, сам покупает товары и продает их другим; заводчик занят выделкою продукта и его сбытом; ремесленник получает заказы и приготовляет требуемые вещи; земледелец обрабатывает свою ниву, собир ает хлеб, сам кормится им и продает его другим. Всё благословляют Бога и своего Государя.

2. На площадку, занимаемую Росшею, природа снесла, кажется, все свои дары. И климаты тут все, от самого холодного на севере до самого жаркого в Закавказье, с самыми разнородными почвами земли, производящими растения от моха до винограда. И водами она богата: сколько в ней морей — Белое, Балтийское, Черное, Каспийское, сколько озер, да еще таких, как Ладожское или Байкал, имеющий 600 верст в длину и 90 в ширину! какое множество рек, из которых Волга протекает 9 губерний, а Лена еще больше ее! ка кое обилие и разнообразие рыб, водящихся во всех этих во дах! И леса в ней находятся повсюду, а во многих местах тянутся на сотни верст, давая у себя приют зверям, птицам и насекомым разного рода; хотя на ней есть также и огромные степи — луговые и песчаные, например, Киргизская. И гор на ней довольно: Уральские, Кавказские, Финляндия, Алтайские, со множеством разных металлов и камней. Пользуйся, русский человек, всеми дарами природы, достав шимися тебе в удел! не зевай собирать их повсюду и про изводить из них что для тебя необходимо и полезно! всегда помни, что для этого нужны знание и труд! И у нас каждый год собирается до 300 миллионов четвертей зернового хлеба, из которого на продовольствие всего народонаселения Империи идет около 210 миллионов, остальное — на посёв и запасы, на винокурение и на вывоз за границу; всех же произведений по растительному царству, кроме хлебопашества, по обработки льна и конопли, по садоводству и огородничеству, по луговодству и лесным промыслам, добывается у нас приблизитель но на сумму 1,700 миллионов рублей. Меньшую цифру пред ставляют произведения, получаемые от царства животных именно они оцениваются приблизительно в 350 миллионов рублей: во всей империи крупного рогатого скота считается около 30 миллионов голов, лошадей — около 18 миллионов, овец — около 60 миллионов; меду ежегодно получается около 450 тысяч пудов и до 150 тысяч пудов воску, а шелку — около 30 тысяч пудов; по рыбным промыслам получается до 15 миллионов рублей, а по звериным до 2 миллионов. Еще меньшую цифру представляют произведена, получаемые от минерального царства, оцениваемый приблизительно в 50 миллионов рублей: золота в одной Сибири добывается до 1400 пудов, серебра в горах до 1100 пудов, меди—до 300,000, чугуна до 15 миллионов, соли до 35 мил., каменного угля до 5 мил. Фабрик и заводов у нас считается до 12000: на них вырабатываются разный изделия — полотна и канаты, хлопчатобумажный материи, писчая бумага, обои, сахар на (50 мил. р.), табак, вино, пиво, кожи (на 96 м. р.), сало, сукна и шерстяных материй (на 50 м. р.), шелковых материй (на 15 м. р.), металлические изделия (на 65 м. р.), фарфоровая и фаянсовая посуда, стеклянный изделия и т. п.; все эти изделия оцениваются в 500 м. р. и около половины их приходит ся на губернии — московскую, петербургскую, владимирскую и пермскую. Внутренняя торговля производится во всех городах, на рынки которых стекаются и окрестные сельские жители; но Москва занимает между ними первое место, как главный складочный пункт самых разнообразных товаров, за которыми торговцы приезжают из разных губерний, чему много способствуют железные дороги; Нижний Новгород замечателен своею ярмаркою, единственною в свете по раз нообразию товаров и обширности торговли, простирающейся каждую ярмарку слишком на 60 мил. рублей; Рыбинск — лучшая пристань на Волге, куда свозятся сельские продукты, закупаемые оптовыми торговцами, и откуда водою доставляются в Петербург, для чего Волга соединена с Невою тремя каналами — Вышневолоцким, Тихвинским и Маршнским. Еже годные обороты по внешней торговле доходят до 340 мил. р.,   притом так, что количество отпускаемых товаров постоянно превышает по цене количество привозимых из-за границы (отпуск в Англию бывает до 75 мил. руб., а привоз до 35 мил. руб.); предметы отпуска: сало, кожа, пенька, лен, лес, хлеб, металлы, предметы привоза: разные напитки, ко лониальные товары, высшие сорта разных изделий, машины; наших кораблей, употребляемых для перевозки товаров, менее 1000, а иностранных, приходящих к нам, более 10,000; важнейшие у нас портовые города — Петербург и Рига на Балтийском море, Одесса—на Черном. Не велики ли цифры, которые дает промышленная деятельность в России? а при усилении знания и труда они сделаются еще больше: Русское государство — богатое государство. — К такому государству при надлежу и я, как гражданин его, и потому называюсь Русским. Русское государство существует уже второе тысячелетие: вот краткий очерк его истории.

 

Основание русского государства.

1. Славяне, от которых происходят Русские, жили сначала отдельными племенами, независимыми друг от друга: в Киеве Поляне, в Чернигове Северяне, в Смоленске Кривичи, на Волыни Древляне, в Новгороде Славяне, удержавшие здесь общее имя для всех и имевшие своими соседями на севере племена Финские. Каждое племя делилось на роды, каждый род имел своего родоначальника или князя, который управлял им; но ужиться между собою они не могли, часто ссорились; а когда на одно племя нападали враги, другое и не думало помогать ему, и то подчинялось чуждому народу, платя ему дань; таким образом все были слабы, потому что не могли действовать заодно соединенными силами. Вот некоторый из них, именно северные славянские и финские племена, сильно задумались над своими беспорядками, собрались, потолковали и порешили: поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву. Тогда же послали за Балтийское море к Варягам-Руси, которые были уже известны им своими набегами на их земли, сказать им: «земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами». Князья и братья — Рюрик, Синеус и Трувор, по этому зову Славян и Финнов, отправились к ним в 862 го ду вместе с родными и дружиною: Рюрик утвердился в Нов городе, Трувор в Изборске близ Пскова, а Синеус на Белеозере у Финнов. Когда чрез два года младшие братья умерли, Рюрик стал властвовать один, положив начало государству, которое с тех пор стало называться Русью, а племена ему подвластные — Руссами или Русскими. В тоже время прибывшие с Рюриком вожди особенной дружины, Ас кольд и Дир, покорили себе Полян, которые платили дань Козарам, и основали свою столицу в Киеве.

2. Так как Варяго-Руссы были народ воинственный, искавши славы и добычи, то юное Русское государство быстро стало расширяться в своих пределах, подчиняя себе другие независимый славянские племена. Уже Рюрик владел Полоц ком, Ростовом и Муромом; преемник его Олег покорил Северян, Кривичей, Древлян, Полян и перенес свою сто лицу из Новгорода в Киев; сын Олега Святослав простер свое оружие до самого Кавказа, а Владимир Святославич владел и червенскими городами, входящими в состав нынешней Галиции. Олег кроме того ходил на Константинополь и при вел в трепет Греков, которые дали ему богатые дары и за ключили с ним письменный договор, определявши отношени я между обоими народами; а храбрый Святослав, по пригла шению самих Греков, громил Болгарию, когда она вздумала было не признавать над собою верховной власти их императора; но всех более прославился Владимир Святославич тем, что в 988 году со всем народом принял от Греков христианскую веру.

 

Крещение Руси.

Славяне, сделавшиеся русским народом, были язычники или идолопоклонники: поклонялись солнцу, огню, ветру; именовали своих богов Дажбогом, Волосом, Перуном, из которых последний, как бог грома и молнии, был главным;   имели капища и приносили идолам в жертву животных, да же людей. Первые на Руси приняли христианскую веру Аскольд и Дир, когда, во время похода в Константинополь, познако мились с Греками, и первая христианская церковь в Киев бы ла во имя св. Ильи пророка; потом приняла христианскую веру мать Святослава Ольга, крестившаяся в самом Констан тинополе, где восприемником ее от купели был император Константин Багрянородный, а наставником в истинах ве ры — патриарх Полиевкт; наконец — и уже со всем русским народом—озарился светом христианской веры внук св. Оль ги Владимир Святославич. Вот как это было. К Владимиру явились послы от Магометан, Католиков, Иудеев и Греков с целью склонить великого князя к принятию каждый своей веры. Владимир выслушал их всех и особенно поражен был рассказами Грека и картиною Страшного суда, которую тот представил ему. Собрав бояр и старцев, великий князь объявил им о предложениях, ему сделанных, и требовал их совета; они посоветовали ему — послать умных людей в разные земли, чтоб на месте увидать, какой народ достойнее поклоняется Божеству. Владимир отправил десять человек для такого испытания. По возвращении своем, по сланные с восторгом отозвались о греческом богослужении, заключив речь свою словами: «всякий человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького; так и мы, узнав веру Греков, не хотим иной». Владимир хотел знать мне ние бояр; те сказали ему: «когда бы закон греческий не был лучше других, то бабка твоя Ольга, мудрейшая всех людей, не вздумала бы принять его». Великий князь решился быть христианином; но не крестился в своей столице, где были уже церкви и христианские священники, а желая придать этому ве ликому делу особенный вид блеска и величия, повел его сле дующий, образом. Отправился с войском на судах к греческому Херсону (близ Севастополя), высадился там на бе рег и окружил город; жители мужественно защищались; но когда приостановлена была вода, текшая из колодезей по трубам в город, томимые жаждою, они сдались. Тогда Владимир послал послов к греческим императорам Василию и Константину — просить руки сестры их, царевны Анны, грозя в случае, отказа напасть на сам Константинополь: те согласились с условием, если великий князь примет христианскую веру. Когда царевна, в сопровождении свиты и знатного духовенства, прибыла на корабле в Херсон, Владимир со многими боярами торжественно принял от херсонского митрополита св. крещение, за которым последовали обручение, а потом и самый брак его с царевною. Возвратясь в Киев с греческими священниками, с церковными сосудами, иконами и мощами св. Климента и Фива, великий князь велел истреблять идолов, из которых Перун был брошен с горы в реку, а народу объявил собраться на берег Днепра для принятия св. крещения. В назначенный день, в присутствие великого князя, по данному знаку, народ погрузился в воду, кто по шею, кто по грудь, держа на руках младенцев, и совершено было над ним таинство крещения, после которого прежние язычники стали именоваться христианами. Духовенство ходило крестить народ по городам и деревням, наставляя его в истинах христианской веры (а в Киеве учреждено было для этого даже училище); на месте капищ и кумиров везде строились храмы Божьи; таким образом православная вера была распространяема во всем русском государстве. Влади-м1р, с принятием христианской веры совсем переменившимся в характере и образе жизни, причтен церковь к лику святых и назван равноапостольным.

 

Удельные усобицы.

Велики князь Владимир разделил Русь между сыновьями своими на несколько уделов или волостей, полагая, что они, имея каждый свою волость, будут довольны своею судьбою и будут жить между собою в мире и согласии, как члены одного семейства. Вышло не так. Святополку киевскому пришла в голову мысль завладеть всеми уделами своих братьев, чтоб взять в свои руки всю власть на Руси, и для этого пе ребить их, что он и сделал с тремя из них — Борисом ростовским, Глебом муромским и Святославом древлянским, и чем вызвал против себя на поле битвы Ярослава новгородского, от которого потерпел поражение; а Мстислав тмутораканский, с завистью смотря на обширность владений Ярослава, поднял на него оружие с тем, чтоб получить прибавку земель к своей волости, которая впрочем по смерти его досталась вся Ярославу. Таковы были усобицы по поводу уделов, тянувшиеся на Руси целые столетия и много мешавшие ей в развитии народных сил. Ярослав Владимирович властвовал еще над всею Русскою землею и много сделал для нее: распространял христианство и грамотность в народе, заставляя переводить книги с греческого языка на славянский и учить детей и устраивая повсюду церкви; составил законы для государства под именем Русской Правды; возвратил от Поляков захваченные ими при Святополке червен ские города и строил новые (Юрьев или Дерпт в Ливонии, Ярославль); дал такой отпор кочевому народу Печенегам, что после они уже не нападали на Русь; вступал не только в дружественные, но и в родственный связи с европейскими венценосцами, выдав сестру за Казимира I , короля польского, а дочь за Генриха I , короля французского, и женив сына Всеволода на греческой принцессе. Но при сыновьях его, внуках и дальнейшем род Русь распалась на множество уделов по мере того, как в течении времени размножались княжеские роды, потому что дети каждого последующего князя желали иметь свои уделы; а многие княжества сделались дотого самостоятельны, что составляли отдельный государства, независимые от других. Тогда для усобиц был полный простор, и они были в полном разгаре: бывало так, что обделяли пле мянников, и эти шли войною против дядей; или, получивши худший удел, домогались лучшего; или стремились овладеть Киевом, чтоб быть вместо удельных великими князьями; или просто старались расширить пределы своего княжества. По завещанию Ярослава, младшие братья должны были слушаться старшего, как отца, а старший должен был любить младших, как детей; но этому правилу не следовали, а при всяком удобном случае вооружались друг против друга, действуя своим войском и нередко призывая на помощь Половцев, этот кочующий и хищный народ,   который рад был потешаться над опустошенной Русской земли. Не было закона, который бы определял, что младшие братья обязаны повиноваться старшему — великому князю, как повинуются ему остальные подданные; да из наследовании того или другого удела следовали не преемству по нисходящей линии, а старшинству рода, так что великому князю в Киеве, а потом во Владимире наследовал не старший его сын, а старший брат или кто-нибудь старший во всем роде, а место последнего заступал старший по нем в роде, при чем князья передвигались из одного удела в другой, из худшего в лучший, и ссоры были неизбежны. Внук Ярослава, сын Всеволода Ярославича, Владимир Мономах, лучший из князей древней Руси, набожный, гостеприимный, ласковый в обращении, распорядительный в хозяйстве, справедливый на суде, храбрый на войне, старался отвращать разные усобицы и мирить удельных князей; но умные советы и умные речи были тут бессильны: только общая беда — нашествие на Русь и потом владычество в ней Монголов — сильно потрясла удельные усобицы.

 

Монгольское иго.

1. В Азии на северо-запад от Китая успел усилиться один из монгольских ханов Темучин дотого, что подчинил себе многочисленные кочевые народы и при помощи их задумал покорить под свою власть весь Мир. Хотя за таким обширным планом не замедлила последовать и смерть его; но преемник его Октай отдал племяннику своему Батыю страну между Уралом и Днепром, в которую тот и вошел по рав нине между Уральскими горами и Каспийским морем с 300000 татарского войска с целью громить все и всех, требуя повсюду дани и покорности. Под этот гром как раз пришлась Русская земля, по которой рассыпались Татары, точно саранча, оставляя везде следы грабежа, разрушения, истребления огнем: гибли русские города — Рязань, Коломна, юная Москва, Владимир, Козельск, Чернигов, Киев; гибли русские дружины и жители городов, которым приходилось иметь с ними дело, потому что справиться с ними не было никакой возможности. После. разгрома страны, приведя в ужас ее жителей, Татары поселились в астраханских степях и на берегах Ахтубы построили Сарай, главный притон Батыевой орды: отсюда властвовали они над Русью, раздавая князьям великим и удельным ханские ярлыки на княжество, за которыми те являлись в орду с поклонами и дарами, и первый по зову Батыя прибыл сюда в 1243 году великий князь владимирский Ярослав Всеволодович, правнук Мономаха, названный здесь главою всех русских князей, так как в это время владимирское княжество стояло выше Киевского; сюда каж дым великим князем доставляема была дань, собранная им от удельных князей, а удельными князьями каждым с своего княжества, после поголовной переписи народа; здесь решаемы были споры между князьями, и выигрывал тот, чьи дары были богаче и кто лучше умел угодить хану и окружавшим его, потому что теперь много значило не старшинство в роде, а угождение в орде. Пользуясь таким трудным положением Руси, соседи ее по западной границе — Шведы, ливонские Немцы и Литовцы — постоянно стали беспокоить ее: Шведам хотелось отнять у Новгородцев владения их в Финляндии, а их самих обратить в католическую вру, о чем много хло потал папа; Немцы, пришедшие в Ливонию, подвластную рус ским князьям, для распространения католической веры между язычниками, с течением времени так усилились в ней, что не только вышли из зависимости русских князей, но и старались расширить границы своей страны завоеванием соседних русских городов, для чего часто нападали на Псков; Литовцы, долго скрывавшиеся в лесах Виленской губернии и выходившие только для грабежа соседних русских областей, стали потом явно нападать, под предводительством своих князей, на эти области с целью завладеть ими.

  2. Сын Ярослава Всеволодовича,    Александр Невский очень хорошо понимал, что с Монголами нужно ладить, а то разгромят Русскую землю и поставят везде для управления своих баскаков, и потому ласкал хана и несколько раз ездил в орду с дарами; но неприязненным соседям он не давал потачки: Шведов разбил на берегах Невы, отчего и назван Невским, ливонских Немцев выгнал из Пскова, несколько раз истреблял и Литовцев. Внук Александра Невскаго Иоанн Данилович Калита так хорошо умел угождать хану частыми поездками в орду и богатыми дарами (а он был богаче всех других князей), что не только возвысил свое удельное московское княжество, которое стало выше владимирского, но именовался даже великим князем всея Руси, стремясь к единовластию, которое одно могло сделать раздробленную Русь державою сильною. Внук Калиты Дмитрий Донской, подчиняя себе удельных князей, решился уже поднять оружие и на самих Монголов, пользуясь беспорядками, которые происходили в то время в орде, и на Куликовом поле, неподалеку от Дона, в 1380 году одержал блистательную победу над Мамаем, за которую и назван Донским; к несчастью, из Азии тогда же нахлынули новые толпы Татар, Тохтамыш разрушил Москву и заставил победоносного великого князя опять платить дань. Наконец правнук Дмитрия Донского, Иоанн III Василевич в 1480 году окончательно свергнул иго монгольское, чему содействовало то обстоятельство, что Батыева орда к этому времени была раздроблена на три части — Большую или Золотую, Крымскую и на царство Казанское: когда воевода великого князя громил Сарай, сам он пошел с войском против Ахмата, хана Золотой орды, который, узнав о случившемся в Сарае, бежал и там заключил татарское владычество на Руси. При Иоанне III (и отчасти при сыне его Василии) уничтожены и уделы: назначив старшего сына наследником престола, младшим он дал только поместья без владетельных прав, какими пользовались удельные князья. Внук Иоанна III , И оанн Васильевич Грозный покорил у Татар и царства их — Казанское и Астраханское, да еще принял под свою власть Сибирь, завоеванную Ермаком, чрез что пределы Руси зна чительно расширились, и первый стал именоваться царем.

3. Во все это время Литовцы не переставали нападать на русские княжества и имели такой успех, что при князе своем Гедимини образовали из них целое государство, под именем Великого Княжества Литовского, которое при Олгерди и Витольди еще больше раздвинуло свои пределы, имея в составе своем русские княжества, например, Полоц кое, Минское, Пинское, Черниговское, Киевское, Волынь, Смо ленское, т. е. если бы разделить все литовское княжество на 12 частей, то на долю собственно Литвы пришлась бы только одна такая часть, а все остальные были русские. Великое княжество литовское не было в такой зависимости от Монголов, как Русь; оттого русским городам и хотелось оставаться под властью литовских князей, тем более, что они были в родстве с русскими князьями и большею частью исповедовали православную веру. Зато оно часто соединяло свою судьбу с судьбою Польши, когда великий князь литовский делался в тоже время и королем польским, как это было, например, при Ягелле, сыне Олгерда, и К азимгра, сыне Ягелла; а Польша всегда стремилась составить с ним одно государство, вынуждая его к тому разными притеснениями, пока при Сигизмунде Августе не соединилась с ним неразрывно, а при Сигизмунде III не утвердила в нем Унии, признававшей папу главою церкви, стараясь искоренить в русских людях все русское, так что польское иго Юго-запад ной Руси было гораздо тяжелее монгольского ига для Восточной.

 

Самозванцы.

1. При сыне Иоанна Грозного, Федор Иоаннович необыкновенную власть имел Борис Годунов, именем его управ лявший всем государством. В душе вельможи и мелькни мысль быть самому царем по смерти Федора, у которого не было сына, был только брат, царевич Димитрий: и девяти летний отрок погиб от рук убийц. Годунов вступил на престол; только совесть у него не была покойна, а в народе никак не хотели верить, будто царевич, в припадке падучей болезни, наткнулся на нож, как показала следственная комиссия. Вдруг разнеслась весть, что Димитрий царевич жив, спасен от рук убийц, подосланных Годуновым, и идет с войском из Литвы, где нашел покрови тельство короля польского Сигизмунда III . Обрадованные такою вестью о спасении царского сына, многие города встретили его с хлебом-солью; но кто знал, что это был не Димитрий царевич, а Гришка Отрепьев, беглый монах Чудова монастыря, поддерживаемый Поляками, которые хотели в мутной воде рыбу ловить, те держали себя совсем иначе. Скоропо стижная смерть Годунова была признана карою небесного пра восудия, и самозванец провозглашен был царем под именем Димитрия, сына Иоанна Грозного. Не долго он царствовал: обман не доводит до добра; в Москве вспыхнул мя теж, и Лжедимитрий, потворствовавший Полякам, погиб со многими из них; на престол вступил Василий Шуйский, избавивший отечество от злодея. Но народ так был встре вожен совершавшимися пред ним страшными событии, умы так были взволнованы, что когда злонамеренные люди распустили слух о спасении Димитрия во время московского мя тежа, произошло новое восстание, пошли новые беспорядки, Полякам, подставившим нового самозванца, раздолье было потешаться с своими дружинами в русских областях, Василий Шуйский не удержался на престол, хотя и Лжедимитрий II не попал на него, а только 17 месяцев простоял с войском под Москвою.

2. Кто же теперь был Царем на Руси? Присягнули сначала Владиславу, сыну Сигизмунда, допустив даже в кремль отряд Поляков; но когда увидели, что Сигизмунд хочет идти к Москве, чтоб самому воцариться в ней, подобно завоевателю, все восстали: патриарх Ермоген разрешил столицу от присяги королевичу и разослал грамоты по всем горо дам, призывая всех к спасению веры и отечества; Прокопий Ляпунов, воевода рязанский, разослал грамоты от себя с объяснением, как составиться в городах ополчениям; а когда их не стало (один погиб в темнице, другой убит Казаками), Козьма Минин в Нижнем Новгороде сделал воззвание к народу о спасении веры и отечества, по которому составилось нижегородское ополчение, двинувшееся к Москве; князь Пожарский, принявши начальство над ним, ударил на Поляков, и они сдали кремль; как только узнал о том Сигизмунд, приближавшийся к столице, тотчас повернул назад. Тогда в земском совете, составленном из выборных большей части городов, единогласно избрали на царство Михаила Федоровича Романова, который по женской линии приходился племянником Царю Феодору Иоанновичу. В это время он жил в Костроме, в Ипатьевском монастыре: шестнадцатилетний Михаил с трепетом слушал послов, прибывших сюда предложить ему царство, и отказался от короны; но когда те, пав на колени со всем народом с иконами в руках, объявили, что он избран на царство самим Богом и будет отвечать пред судом Всевышнего за гибель отечества и падение православной веры, Михаил сказал торжественно: «если того хочет Бог, да будет так», и 2 мая 1613 года прибыл в Москву. Легко вообразить себе, как трудно было для Михаила Федоровича управление государством после страш ных беспорядков, в нем происходивших; важным делом его было произвести всеобщую перепись в государстве, чтоб знать, с кого и чего требовать в казну, кому и какие принадлежат земли и деревни; а сын его Алексей Михайлович велел рассмотреть прежние законы, дополнить их и исправить, и они изданы были под именем Уложения царя Алексея Михайловича.

 

Петр Великий.

Много сделал для России Петр Великий, сын Алексия Михайловича. Победою под Полтавою в 1709 году над Карлом XII , королем шведским, изумлявшим всех своими ге ройскими подвигами, он возвысил ее на степень первостепен ной державы в Европе, какою доселе на севере была Швеция; а завоеваний у Шведов прежних русских областей — Лиф ляндии, Эстляндии, Ингрии, части Корелии и Финляндии, побе режных стран по Балтийскому морю, открыл ей доступ путем этого моря к сношениям с образованными европейскими народами. Нам-то и не доставало образования: своих школ не было, учиться было негде и не у кого, грамотных людей было мало, сами вельможи не все умели писать; а когда распах нулись широкие двери из России в Европу, и мы почаще стали бывать у Европейцев, а они у нас, тогда и увидали, что значить образование, какие плоды оно приносит, как оно не обходимо для жизни; и увидел-то прежде всех сам Петр, оставивший на время государство и уехавший за границу изучать там науки, искусства, ремесла, работавший в Зандаме вместе с плотниками с топором в руках. Ни о чем он так не заботился, как об образовали своего народа: учре дил провинциальные школы для дворян и архиерейские для ду ховных, а навигацкую в Москве для моряков; посылал дво рян учиться за границу и по возвращении сам экзаменовал их; не успевших в науках лишал права — дворян жениться, а духовных вступать в другое звание, кроме солдатского; для образования фабрикантов и заводчиков выписывал мастеровых из-за границы; земледельцев учил удабривать землю, пахать ее, жать хлеб, косить сено, разводить домашний скот, плести лапти; велел переводить книги с иностранных языков на русский, преимущественно мате матические и исторические, и издавать газеты, для чего сам придумал нынешний граждански шрифт, применив русские буквы в их очертании к латинским; за год до смерти издал указ об учреждении Академии наук. Петр Великий всегда твердил своим подданным, что государства цветут толь ко образованием, что Россия много терпела прежде от собствен ного своего невежества: и озаренный светом науки, при гениальном своем уме и железной воле, повел ее по другому п ути. Рушилось затворничество женского пола, по которому счи талось неприличным являться в общество с женами и дочерь ми, а жених видел свою невесту в первый раз под брачным венцом: по воле Петра, стали заводиться балы и вече ра , на которых пожилые люди проводили время в беседе или играли в дозволенный игры, а молодежь танцевала под не мецкую музыку, разряженная в немецкие иди французские костюмы, часто в присутствии самого Государя; браки же велено было совершать не иначе, как после сватовства, чтобы жених в течении шести недель мог познакомиться с своею невестою. Изменен порядок в управлении государством: вместо прежних приказов, где вершились дела воеводами, а производились дьяками и подьячими, учреждены были коллегии, состоявшие из президента и членов, которые решали дела единогласным приговором или по большинству голо сов, а для надзора за исполнением законов учрежден был сенат, состоявши из президентов всех коллегий, по духов ному ведомству учрежден был синод, по делам торговым— магистраты; служащее разделены были табелью о рангах на 14 классов, из которых 8-й класс давал право на потомствен ное дворянство, а в военной службе — чин обер-офицера, и служба была обязательна для дворян, так что дети помещи ков не прежде получали право владеть недвижимою собствен ностью, как по прослужении 7 лет в военной службе, и 10 в гражданской, иначе оставались недорослями; для каждой ча сти управления составлены были особые регламенты, которыми руководствовались в ведение дел.; все государство разделено было на 12 губерний и 43 провинций, из которых первыми управляли губернаторы, а вторыми—воеводы. Войску дано новое устройство: прежде Государи раздавали поместья с тем, чтобы владельцы их по первому зову выступали с сво ими крестьянами в поход, после которого возвращались к прежним своим занятиям; Петр Великий образовал и регулярное войско введением рекрутского набора, и солдат ничего более не знал, кроме своей службы, получая все от казны; Дворяне начинали военную службу с солдата и являлись на смотр к Государю, который учил их военному строю; войско разделялось на гвардии, состоявшую из полков Преображенского и Семеновского, армию и гарнизон; флот, которого у нас до Петра Великого совсем не было, при нем состоял уже из 48 линейных кораблей и около 800 мелких военных судов. Вообще все части в государстве получили новую жизнь: народной промышленности дан сильный толчок учреждением фабрик и заводов, которых основано при Петре до 233; введением ревизии или подушной переписи уста новлен лучший порядок в сборе податей, так что государ ственные доходы при нем увеличились впятеро, тогда же ста ли чеканить серебряные рубли; наконец создана была и новая столица Санкт-Петербург, откуда новая европейская жизнь дол жна была разливаться во все другие города; Государь принял поднесенный ему сенатом титул Императора, и русское госу дарство стало именоваться Российскою Империею. — При Императрице Елизавете Петровне, дочери Петра Великого, основан в 1755 году первый в России московский университет; при Екатерине Великой, супруге внука его Петра Федоровича, при соединены были к России Крым (1783 г.), Литовские области и Курляндия, учреждены воспитательные заведения в Петербурге (Смольный монастырь) и Москве (воспитательный дом) и впервые введены в употребление ассигнации; при Императо ре Павле Петровиче, правнуке его, Грузия добровольно присое динилась к России (1801 г.).

 

Александр Благословенный.

Говорить ли о том, что при Императоре Александре Павло виче покорена вся Финляндия, Турцией уступлена России Басса рабия и присоединено к ней Царство польское? что по части управления государством коллегии преобразованы в министерства и учреждены комитет министров и государствен ный совет? а по части народного образования учреждены уни верситеты (в Казани, Харькове и Петербурге), гимназии, уезд ные и приходские училища? Александр Благословенный велик   по делу с Наполеоном Бонапартом, императором Французов, вступившим на престол помимо законного короля Лю довика XVIII : в этом деле наш Император совершил та кой подвиг, какому подобного не было ни у нас, ни у других народов, и поставил Россию на такую степень величия, до какой не достигало еще ни одно государство в Европе. Дело вот в чем. Наполеону Бонапарту вздумалось покорять под свою власть другие народы, сводить с престолов их королей и раздавать короны по своему усмотрению: как отличному пол ководцу, ему это удавалось, так что вся Европа пришла в ужас от его побед. Такой завоеватель не мог оставить в покое и Россию: он двинул в нее армию в 700000 человек, составленную из 20 покоренных им народов. По слову царскому поднялась вся Русская земля, но справиться с такою силою неприятельскою было нелегко: на поле бородин ском, в 108 верстах от Москвы, 26 августа 1812 года сошлись две армии, но одолеть одна другую не могли, и только на месте сражения оставили до 100000 трупов. Русские не мешали Наполеону вступить в Москву; но он нашел ее опу стелою, потому что почти все выехали оттуда и увезли с со бою, что могли, да еще, по вступлению неприятеля в город, подожгли его с разных сторон, чтоб лишить Французов квартир и съестных припасов. Наполеон увидел, что дело плохо, не туда зашел, и предложил мир; но наш Госу дарь и слышать не хотел о таком предложении после таких жертв, который понесла Россия от его вторжения. Французам оставалось воротиться домой, и они повернули в ту сторону; но их заставили идти назад по той же дороге, по которой они пришли, т. е. по опустошенной ими, где они встретили большое затруднение в своем продовольствии; в это время Русские нападали на отдельные их отряды и разбивали их; потом стали преследовать отступавших, гнаться за ни ми, а они просто стали уходить, преследуемые в добавок рус ским морозом: и десятой части Французов не вышло из России из того числа, какое прибыло сюда. Но тем дело не кончилось: русская армия двинулась за границу, а в след за нею отправился и сам Император, чтоб спасти Европу от самовластия Наполеона. Немцы до того были напуганы его успехами, что не с разу стали действовать за одно с Русскими, хотя Русские, по великодушию своего Монарха, пришли сражаться уже не за себя, а за них; но когда Пруссаки и Австрийцы соединились с нашими войсками, дело пошло превосходно, битвы следовали одна за другою, Император Александр распоряжался военными действиями, хладнокровно давая приказания под градом пуль и ядер, и под Лейпцигом, где сразилось до 500000 человек при 2000 орудий, Наполеон был поражен, потеряв около половины своей армии, и ударился в бегство. Немецкие Государи объявили себя независимыми от него; вся Германия торжествовала свое освобождение, в один голос называя своим спасителем Императора Александра. Для Немцев этого и довольно было, и они готовы были помириться с Наполеоном, о чем дали даже знать ему; но Александр убеждал своих союзников продолжать войну, даже внести оружие в самую Францию, потому что хорошо по нимал своего противника, от которого можно было ожидать но вого потрясения Европы, если теперь упустить случай — сокрушить его могущество. Армия перешла чрез Рейн во Францию и при первой встрече с Наполеоном разбила его; тогда он послал к союзным Монархам объявить, что согласен на все их требования по заключению мира, только бы они немедленно прекратили военные действия. Немцы очень рады были этому; но Император Александр не соглашался с ними и в уступках врага видел только хитрость, чтобы выиграть время, как и оказалось на деле: когда толковали о заключены мира, прекратив на время преследование неприятеля, он между тем нападал на разобщенные части войск и разбивал их одну за другою. Тогда решено было продолжать войну; но когда Немцы не хотели идти к Парижу, чего желал Русский Император, Александр объявил решительно, что он отделить свои войска от союзных и с своими гренадерами один пойдет в   Париж; все согласились. Наполеон, увидевший свое затруд нительное положение, стал отступать к Рейну, чтоб увлечь за собою союзный войска, отвлекая их от своей столицы; Немцы и потянулись было за ним, но Александр, угадав его мысль, послал за ним один только корпус, а всю армию двинул к Парижу. Французские войска, встречавшиеся на пути, были разбиваемы, при чем Александр несколько раз показывал личную храбрость; войска, находившиеся под Парижем, также потерпели поражение, и столица Наполеона 19 марта 1814 года сдалась на капитуляцию. Французы думали, что Александр поступит с Парижем, как Наполеон по ступил с Москвою; но великая душа русского Императора не знала мести: он объявил, что война с Францией кончена, и что он пришел даровать ей мир и благоденствие. Французский се нат тотчас объявил Наполеона сверженным с престола, и королем Франции, согласно с волею Александра, провозглашен был Людовик XVIII . Великодушие русского Императора бли стательным образом выразилось как в том, что вопреки желанно многих поставить Францию в число второстепенных держав и разделить ее на части, он оставил ее в прежнем значении на ряду с первыми державами Европы, только с отделением от нее всех областей, завоеванных Наполеоном, так и в том, что не захотел взять контрибуцию за воен ным издержки, чего домогались другие, и даровал свободу 200000 Французов, находившихся в плену в России. Франция превозносила его до небес, а Россия торжествовала, гордясь подвигами своего царя-героя: никогда чувство народного достоинства не выражалось в ней так сильно, как в это время!

 

КТО Я?

1. Я — человек. Состою из тела и души. В теле под кожею у меня мускулы, под мускулами кости, мускулы пере плетены нервами и покрыты сетью жилок, наполненных кро вью. Хочу сделать движете — нервы к моим услугам, дают толчок мускулам, а те — костям; чувствую что-нибудь в теле — они же дают мне знать о том. Сердце мое постоянно бьется: то сжимается, то разжимается, чтоб разгонять кровь по всему телу и принимать ее от всего тела. Я беспрестанно дышу: легким нужен воздух для очистки крови, перешедшей из сердца, куда она потом опять возвращается, негодные частицы выслав чрез выдыхание. Я каждый день ем и пью, даже несколько раз в день: из пищи и питья выделывается кровь, которою питается все тело. Как чудно все это во мне происходите ни желудку, ни сердцу, ни легким я не делаю никаких распоряжений, а у них само собою все идет исправно, в строгом порядке, будто по команде; они отлично знают и выполняюсь свою службу. Когда я состареюсь, тело мое умрет, органы перестанут действовать в нем, оно разложится на части, из которых составлено. Совсем не то моя душа. Она — дух, созданный по образу Божию, имеющий подо бие с духами бесплотными, принадлежащий к миру духовному, но по воле Бога живущий на земле, чтоб здесь произвести свойственную ей духовную жизнь. Душа может существовать и без тела, и когда оно умирает, она улетает в свой мир; тело ей нужно для того, чтоб жить на земле, к которой оно приспособлено: она-то и ему дает жизнь, потому что без души тело мертво. Живя в теле, душа пользуется им, как орудием, для своей духовной жизни. Я гляжу на предметы, меня окружающие; впечатления от них чрез внешние чувства идут в мою душу и ощущаются ею; по ощущениям воображение строит образы или представления, поступающее в память; из представления рассудок строит понятия и мысли, располагает их в стройный группы или системы, которые пополняются и скрепляются взглядом разума; когда я думаю, у меня в уме следует мысль за мыслью, когда говорю или пишу—предложение за предложением, в порядке, в системе: такова умственная жизнь души, произведшая столько знаний и наук. Я слышу в себе голос совести, призывающий меня к долгу, и другой голос со стороны злых побуждений, отклоняющей меня от долга; моя свободная воля должна склониться на ту или другую сторону, во мне происходит борьба, после которой я совер шаю тот или другой поступок, чувствуя довольство собою при до бром поступки и беспокойство совести при дурном: такова нрав ственная жизнь души, производящая множество добродетелей и по роков. Я смотрю напрекрасные произведения природы и искусства, чувствую от них удовольствие, хотя не владею ими и пользы от них никакой не получаю; создаю фантазиею свои образы или иде алы, от которых также получаю наслаждение для себя; готовь тот или другой идеал изобразить кистью или в сочинении: та кова эстетическая жизнь души, произведшая множество прекрас ных картин, изваяний, поэтических сочинении. Я не все могу знать, не все могу сделать: силы моей души ограничены, есть в ней предел и знанию и деятельности; я даже не знаю, как ноготь выделывается из крови, а о предметах духовного мира и говорить нечего; чувствую свое бессилие при представлении вы соких нравственных моих обязанностей. Оттого Всеблагий Бог даровал человеку божественное Откровение, заключающее в себе чистейшую нравственность и высочайшие истины, ко торые он должен принимать верою, и ниспосылает ему свою благодать. При таких дарах Божиях я могу произвести на земле ту духовную жизнь, для которой предназначен. Я поставлен Богом выше всех существ, населяющих землю. Здесь между существами соблюден строгий переход от менее совершенных к более совершенным; а мое тело по своему устройству совершеннее всех других тел, венец земного творения, но оно только жилище для души. По душе же не мо жет быть никакого сравнения между мною и самыми совершен ными животными: как ни велика у них бывает смышле ность, но она не то, что разум с даром слова и понятием о Божестве; если есть у них произвол, то это не то, что свободная воля с совестно у человека, они делают все по за кону необходимости, оттого их действия им не вменяются; а любоваться красотою созданий: Божьих они совсем неспо собны, как неспособны развиваться и совершенствоваться, подобно человеку. Имея такое тело и такую душу, я стою на границе двух миров — вещественного и духовного: какое вид ное место мое в целом мироздании!

2. Земля со всем в ней и на ней находящимся отдана Бо гом в обладание человеку. Ему нужны для этого знание и труд. На всем земном шаре с течением времени каждый уголок земли сделался ему известен (кроме полюсов), и на каждом производится какая-нибудь работа. Он добывает да ры природы в горах, в морях, изнутри земли, собирает со всей ее поверхности, соображаясь с потребностями своей жизни. Животные, растения, минералы — все на что-нибудь идут у него: то для пищи, то для одежды, то для жилища, то для каких- нибудь удобств в жизни. Для работ понадобились ему раз ные орудия, и он придумал их множество; для облегчения себя в труде заставил, работать сами силы природы, напри мер, пар в паровых машинах. Завел множество фаб рик и заводов, чтоб пользоваться не одними только сырыми произведениями, но и обработанными, иначе мануфактурными изделиями, которые приготовляются им в большом количестве. Для сбыта товаров он производит торговлю, для которой деньги служат орудием, а купцы — посредниками. Я смотрю на бумагу, которая сделалась моею собственностью, и думаю: откуда она взялась на свете и как попала ко мне? Я купил ее в лавке, где только продают бумагу; в лавку доставлена она с фабрики, где делают ее из тряпок; тряп ки образовались из полотна, которое соткано из ниток, а нитки ссучены из волокон льна или конопли; лен и конопля выросли на вспаханной земле: сколько же потребовалось отдельных работ, чтоб приготовить бумагу, которою я поль зуюсь? Тоже должно сказать и о других вещах. Я все имею, что мне нужно, хотя сам ничего не приготовляю, а занимаюсь своим делом; я только плачу деньги, на них покупа ются вещи, которые приготовляются разными людьми, назначившими себя для производства той или другой работы. Тоже может сказать о себе и всякой, так что все люди пользуют ся всеми дарами природы. Не обладатель ли земли человек?

3. Люди живут на земле благоустроенными обществами в государствах. К какому государству кто принадлежит, по имени того государства и сам носит название вместе со всем народом: я принадлежу к русскому государству, и по тому называюсь Русским.   Русский Государь — мой Государь, а я Его верноподданный, Русское государство — мое отечество, русские люди — мои соотечественники, русские законы — мои законы, русская Вера — моя Вера, русский язык — мой родной язык. Я происхожу от русских родителей, живу на русской земле среди русского народа, пользуюсь правами, предоставленными мне русскими законами, располагаю свою жизнь согласно с этими законами: и моя жизнь, хотя ничтожною струею вливается в общую жизнь всего русского народа. Что делается в русском государстве для всех, то делается в частности и для меня: и я вместе со всем русским народом пользуюсь благоденствием и благосостоянием государства; а в случае, нападения неприятеля, русское войско защитит от него всех, в том числе и меня; если бы в другом государстве вздумали обидеть меня, за меня заступится русское Правительство. Оттого-то когда речь касается русского Государя, или России, или чего-нибудь русского, я отношу ее и к себе: добрые вести меня радуют, неприятные печалят, несправедливые оскорбляют, точно удоволь ствие, неудовольствие и оскорбление сделаны мне лично. Вос торгом заливается моя душа при мысли о чудесном спасении Государя Императора 4 апреля 1866 года; негодованием кипит мое сердце к тому злодею, который покушался на драгоценную жизнь Его. Я радуюсь за то великое счастье русских крестьян, которым подарил их наш благодушный Монарх 19 февраля 1861 года, дав свободу слишком двадцати милл ионам и сделав их собственниками принадлежащего каждому участка земли. Я сочувствую и давно минувшему, всему историческому — русскому: благоговею к памяти св. Владимира, принявшего с русским народом христианскую веру, к по двигу Димитрия Донского, решившегося свергнуть тяготевшее над Русскою землею монгольское иго, к патриотизму Минина и Пожарского, достойно действовавших в злосчастную годи ну отечества, к великим делам Петра Великого, преобразо вавшего Россию, к славе Александра Благословенного, возвеличившего Россию. Соображая судьбу Русского государства, я с самодовольствием останавливаюсь на мысли: процветай, Россия, дорогое мое отечество!

Составитель М. Ганичева

http://www.voskres.ru/history/antologiya.htm




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме