Афганистан - исторический вызов российской дипломатии

НЫНЕШНЯЯ СИТУАЦИЯ в Афганистане и вокруг него представляет собой сплетение самых чувствительных нервов мировой политики. Отношение к происходящему в республике является сегодня тестом на адекватность и качество внешней политики любого государства. Если внимание к этой стране существует, значит, внешняя политика конкретного государства устроена адекватно происходящему в мире. К таковым можно отнести Латвию и Казахстан. Если же Афганистан обозначен как ключевой внешнеполитический приоритет, значит, конкретная страна играет в высшей лиге мировой политики. Эту лигу возглавляют США и Китай — стремительно формирующаяся, в соответствии с планом Збигнева Бжезинского, новая глобальная "двойка".

     Парадокс российской дипломатии состоит в том, что Россия в наибольшей степени заинтересована в стабильности в Афганистане, но при этом ее афганская политика является предельно слабой и невнятной. Это тем более странно, что Россия стремительно восстанавливает свой статус ведущей мировой державы. Претендует на роль ключевого субъекта международной политики, определяющего геометрию и архитектонику геополитических процессов. Показательными в этом смысле стали августовские события прошлого года на Кавказе. Однако же именно Афганистан является той точкой опоры, которая может кардинально переменить мировой порядок и статусы ведущих держав. А Россию сделать ведущим мировым игроком.

     АФГАНСКИЕ ВЫЗОВЫ РОССИИ

     Всё, что произошло в течение последних восьми лет в Афганистане и вокруг него, и происходит сейчас, представляет собой набор серьезнейших, по праву сказать, исторических вызовов России.

     Самый первый и самый опасный вызов — военно-геостратегический. Под предлогом борьбы с терроризмом и при прямом попустительстве России США и НАТО создали в Афганистане за 8 лет ударный плацдарм, позволяющий при необходимости в считанные дни развернуть мощнейшую группировку войск. На сегодняшний день на территории страны размещены 28 американских и натовских военных баз, из них 13 авиабаз, среди которых 2 сверхкрупные. С 2004 года на двух этих гигантских авиабазах, Баграм и Шинданд, производятся таинственные масштабные подземные работы и, как предполагают некоторые эксперты, идет строительство подземных городов. По иронии судьбы во время советского присутствия в Афганистане оба этих плацдарма были базами наших ВВС. Теперь же этот своего рода сухопутный мега-авианосец позволяет американцам из идеального места контролировать все главные страны Евразии, прежде всего Россию, Китай, Иран и Индию. А заодно охранять "бензоколонку" США на территории стран Персидского залива и Каспийского моря, из которых США к 2025 году будут получать до 60% импортируемой нефти.

     По оценкам военных экспертов, в случае размещения на территории Афганистана гиперзвуковых ракет, в отсутствии которых уже сейчас уверенности нет, их подлетное время до Москвы составит от одной до трех минут. В соответствии с "новой стратегией" Б. Обамы в отношении региона к августу текущего года только официальная численность американо-натовского военного контингента составит 110 тыс. человек. А с учетом так называемых "гражданских специалистов", этаких искусствоведов в штатском, приведенную цифру можно смело умножать на два. Еще надо учесть, что американский контингент в Афганистане комплектуется в значительной части негражданами США, кровью зарабатывающими грин-карту, а также разного рода наемниками. Таким образом, американское военное присутствие в стране представляет собой гигантский конвейер, несущий смерть, разрушения и дестабилизацию не только Афганистану, но всему центральноевразийскому региону.

      Для чего в нашем мягком "подбрюшье" размещена эта гигантская военная группировка, и какое она имеет отношение к борьбе с терроризмом — вопросы отчасти риторические. Вопрос для российской дипломатии и военных актуальный и практический — не пора ли начать обсуждение сроков и целей иностранного военного присутствия в Афганистане и в странах Средней Азии?

     Второй смертельный вызов, с которым сталкивается Россия в Афганистане, — мировая наркоторговля. Как отметил в ходе парламентских слушаний 19 февраля 2009 г. директор ФСКН РФ Виктор Иванов, каждые сутки в России от афганских опиатов умирает 82 человека призывного возраста. То есть каждый год 30 тысяч человек — в два раза больше, чем за все десять лет войны в Афганистане! Кроме того, за последние годы Афганистан вышел еще и в мировые лидеры по производству наркотиков каннабиоидной группы. Эти наркотические вещества значительно подешевели за счет резкого роста их производства в Афганистане под присмотром НАТОвских войск. И представляют собой прямую угрозу жизни и здоровью миллионов граждан в России — главной жертве афганского наркотрафика — и в странах Средней Азии.

     Агрессивная экспансия наркобизнеса — это еще и мировая политэкономическая проблема. Ведь незаконные сверхприбыли всегда и везде используются для воздействия на легальную политику и экономику — по каким угодно сценариям. По скромной официальной оценке директора-исполнителя Управления ООН по наркотикам и преступности Антонио Мария Косты, мировая наркоторговля имеет сегодня 300-миллиардный оборот. По оценке других экспертов, например, журнала Executive Intelligence Review, эта сумма приближается к 1 трлн. долларов. В условиях повсеместного кризиса ликвидности эти "неучтенные" средства становятся источником тотальной коррупции и играют ключевую роль в принятии решений на самом высоком уровне. Более того, указывает канадский аналитик и бывший кадровый дипломат П.Д.Скотт, именно наркодоходы составляют основу для финансирования операций западных спецслужб и многих частных "охранных" компаний, орудующих в "горячих точках" по всей планете (в том числе — в Афганистане). Надеяться на наших западных партнеров в борьбе с афганским наркотрафиком — бессмысленно. За время присутствия в Афганистане войск НАТО и "антитеррористической коалиции" производство опиатов здесь выросло в 44 раза.

     Афганистан и сопредельные государства сегодня становятся козырем в большой геоэкономической игре. И это — еще один серьезнейший вызов для России. От нас стремительно уходит Средняя Азия — англо-саксонские геополитики и натовские военные активно пристегивают ее к афганскому военно-стратегическому плацдарму. Также становится совершенно очевидным, что политика, направленная на изоляцию Туркмении от участия в каких бы то ни было трубопроводных проектах, кроме российских, полностью провалилась. Туркмения уже активно сотрудничает с Ираном и готова присоединиться к проекту Nabucco. В этих условиях ключевое значения приобретает Афганистан, поскольку контролировать туркменский газ Россия может только в случае самого активного участия в строительстве Трансафганского газопровода. И этот проект должен стать жизненно важным, фактически самым приоритетным для российского "Газпрома". В противном случае о российской монополии на транзит среднеазиатских энергоносителей в Европу придется забыть.

     Однако же наших чиновников и бизнесменов Афганистан лишь пугает. И совершенно не интересует как объект для инвестиций. Наш крупный, в том числе и государственный бизнес, привык к большим деньгам и скорым прибылям. В этом смысле Афганистан действительно не самое привлекательное место для больших вложений. Но это не порок великой страны, являющейся сердцем Азии. Это — лишь очередное проявление ущербности современной российской государственной экономической практики. Наша власть не выстраивает стратегических линий действия в мире и, по сути, не видит дальше собственного носа. Cтоит задуматься: а может быть, им не под силу кропотливая, долгосрочная созидательная работа? И, как это обнажилось в период кризиса, не только Афганистан, но и большинство регионов самой России представляются для значительной массы наших функционеров тяжелым и, по сути, бесперспективным делом. Но играть в большую центральноевразийскую геоэкономическую игру и выигрывать в ней с таким устройством сознания не получится. Это под силу только взрослому, самоопределившемуся субъекту, а не пародии на крупный бизнес.

     НОВЫЙ СРЕДНИЙ ВОСТОК

     Впрочем, отстаивать в среднеазиатском регионе отдельные интересы отдельных корпораций вряд ли получится. Необходим масштабный проект, который свяжет российским влиянием и инфраструктурами весь регион и создаст для российской промышленности новый большой рынок. Проект создания такого нового мегарегиона и мега-рынка под названием "Новый Средний Восток" (НСВ) предлагает Юрий Крупнов, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития.

     Важнейшая геополитическая и дипломатическая задача России в ближайшие двадцать лет, уверен Крупнов, — превращение территории Средней Азии и Среднего Востока — от Казахстана до северной Индии и Персидского залива — в принципиально новый макрорегион, отличающийся стабильностью и промышленным подъемом. А основой для подъема послужат ускоренная индустриализация и системное сотрудничество России, Индии, Китая, Ирана, Афганистана, Пакистана, Монголии, Казахстана, Туркмении, Киргизии, Таджикистана, Азербайджана и Турции.

     Ключевым смыслом такого макрорегиона должно стать создание единого геоэкономического и геокультурного пространства, целенаправленно избавленного от каких-либо геополитических переделов и разделов, равно как и от геостратегических эгоистических задач отдельных стран. Из плацдарма геополитических столкновений и инструментального использования в интересах отдельных стран макрорегион следует перевести в статус ядра центральноевразийского общего рынка и площадки диалога укорененных здесь цивилизаций и народов.

     Только Новый Средний Восток, по мнению Крупнова, в состоянии решать следующие критические для России и соседних стран задачи:

     — восстановить Афганистан в качестве единого, суверенного и экономически эффективного государства, которое не только прекращает экспорт нестабильности, наркотиков и терроризма, но и становится модельным государством ускоренной индустриализации и развития;

     — обеспечить прочную кооперативную безопасность и стабильность;

     — провести демилитаризацию присутствия "дальних" иностранных государств на территории стран региона;

     — организовать единое экономическое и транспортно-логистическое пространство, соединяющее российскую Сибирь с "южными морями" (Аравийским морем и Персидским заливом), а со временем — сухопутный "мост" между Северным Ледовитым и Индийским океанами;

     — создать единую инфраструктуру водного обеспечения южных стран региона для решения критической водной проблемы;

     — не допустить создания в Афганистане и Средней Азии плацдарма США и НАТО по контролю Китая, Ирана и России из их "подбрюший";

     — организовать фундаментальную географическую конструкцию, которая бы принципиально не допускала разлома России по Уралу и отщепления от Европейской части России Восточной Сибири и Дальнего Востока;

     — наконец, не допустить войны США и НАТО против Ирана как участника строительства Нового Среднего Востока.

     Для реализации проекта Нового Среднего Востока необходимо строить "общий рынок" — единое экономическое сообщество, реализующее для населения численностью около 400 миллионов человек (сопоставимо с численностью населения Евросоюза) программы множественной индуст- риализации и вырабатывающее новые стандарты качества жизни.

     Более того, только ускоренная индустриализация Афганистана и развитие других стран НСВ на основе достижений российской науки и промышленности открывает перспективу для реализации миссии Сибири и расположенных на её территории научно-промышленных и образовательных центров. Промышленной Сибири нужны выход к тёплым южным морям и обширные рынки. Сибирь имеет перспективу, помимо организации развития российского Дальнего Востока, только действуя в направлении стран Средней Азии и Среднего Востока — организуя их индустриализацию, образовательное, научное и промышленное развитие.

     Осуществить такого рода доктринальный план возможно только в рамках российской стратегии по отношению к Афганистану. Но стратегии у России как раз и нет.

     РАСКЛАД В СРЕДНЕЙ АЗИИ: ОПЯТЬ ДВОЙКА

     Зато она есть у США. Продолжение так называемого Боннского процесса вылилось в новую стратегию в отношении Афганистана и Пакистана администрации Барака Обамы. Ее внимательный анализ показывает, что все принципы Боннского процесса сохранены. Следовательно, нас ожидает многократное ухудшение ситуации в этой точке земного шара. Усилиями США и НАТО сформирована геополитическая черная дыра, в которую без остатка погружаются практически все государства Центральной Евразии. В эту воронку стремительно втягивается и Россия. Никаких шансов избежать этого нет.

     Не получится и сыграть на противоречиях основных участников этой мировой игры. США уже фактически договорились с Ираном, оформив тактический союз на специально для этого созванной конференции по Афганистану в Гааге 31 марта. Привлекая Тегеран отдаленной перспективой возможного создания общеиранского государства (включающего шиитский юг Ирака, северные, центральные и западные провинции Афганистана, а также Таджикистан), Вашингтон надеется вовлечь Иран в новую политику "разделяемой ответственности" (shared responsibility) в отношении Афганистана и создать условия для своего долгосрочного присутствия и продвижения в Средней Азии. Иранский интерес к Таджикистану и Афганистану пока не опасен для США, но зато дает американцам площадку для "конструктивного взаимодействия" с Тегераном.

     Реальностью становится и другой геополитический альянс — "большая двойка" США и Китая. Его активно продвигают такие киты, как Г.Киссинджер и З.Бжезинский Рассматривая закрепление США в регионе в качестве угрозы национальной безопасности, Китай в то же время сталкивается с одобрением этих действий со стороны Москвы, стремительно теряющей позиции в регионе. В результате руководство КНР склоняется к тому, чтобы выдавливать из региона слабую Россию и, заняв здесь прочные позиции, купировать создаваемую силами США и НАТО угрозу.

     В итоге новая "двойка" — США—КНР — поделит восточную часть Средней Азии, а другая "двойка" США—Иран — западную. И произойдет это, конечно, не в интересах стабильности региона, а в целях недопущения туда России, дипломатия которой за провал ситуации уже, в свою очередь, должна была получить двойку.

     Потеря контроля над происходящим в Центральной Азии для России будет означать возникновение перманентной угрозы дестабилизации среднеазиатских государств. Рано или поздно эта угроза материализуется, в одночасье подорвав всё мягкое подбрюшье России, начиная с Ферганской долины. И это будет, по меткому выражению депутата Госдумы Семена Багдасарова, "не опереточная грузинская армия".

     ПОЗИЦИЯ РОССИИ: ЭКСПОРТ РАЗВИТИЯ ПРОТИВ ЭКСПОРТА ДЕМОКРАТИИ

     Для поиска ответа на афганский геополитический вызов нужна заинтересованная и творческая позиция российской дипломатии. Россия является сегодня единственным мировым субъектом, который, не будучи заинтересованным в раздергивании многострадального Афганистана, в отличие от Ирана, Пакистана, США, Великобритании, Китая и Индии, потенциально способен сплотить народы и провинции страны, ключевые государственные структуры (прежде всего армию) и помогать становлению независимой афганской государственности. В этой ситуации нужно громко и внятно заявить принцип единого, сильного и независимого Афганистана как основы стабилизации в центральной Евразии, и задать тем самым уникальную способность России в ситуации тупика выступить объединительной силой для Афганистана.

     Для организации этой работы необходимо привлекать экспертное сообщество, которое уже сегодня имеет оригинальное видение и предложения способов действия России в Афганистане и окружающем его регионе. В частности, в опубликованном Институтом демографии, миграции и регионального развития докладе "Путь к миру и согласию в Афганистане определяется позицией, которую займет Россия" предложена доктрина экспорта развития как российская творческая альтернатива западным брутальным военным кампаниям и экспорту демократии.

     Экспорт демократии, как известно, насаждает чуждые "импортеру" государственные и общественные устои и институты. Сущность же экспорта развития — в формировании в развиваемой стране полномасштабных производительных сил. А в их основе три элемента: развивающее образование, фундаментальная практико-ориентированная наука и инновационная промышленность. В создании полномасштабных производительных сил и состоит миссия России по отношению к Афганистану.

     Предпосылки для принятия такой доктрины на уровне политического руководства России есть. В частности, Владимир Путин на заседании Совета глав правительств Шанхайской организации сотрудничества в Астане 30 октября 2008 года сказал: "Предметом конкуренции становятся ценности и модели развития. Предстоит совместными усилиями достаточно быстро завершить трансформацию глобальной и региональной архитектуры безопасности и развития, адаптировав их к новых реалиям XXI века, когда стабильность и процветание становятся неделимыми понятиями".

     Более того, экспорт развития в Афганистан уже был способом действия Советского Союза в течение 60 лет самых тесных и дружеских отношений. Советскими и афганскими инженерами и специалистами были построены 142 промышленных и хозяйственных объекта, которые и составляли основу афганской экономики. Более 50 тысяч афганцев получили высшее образование в советских вузах — они и сегодня составляют основу госаппарата Исламской Республики Афганистан.

     И этот задел представляет собой основу нашего сотрудничества с Афганистаном. Не только потому, что на восстановлении этих объектов российские компании могут получать подряды. Но главным образом потому, что афганцы по прошествии двадцати лет признательны за нашу прошлую созидательную миссию. А о советском военном присутствии припоминают лишь изредка. И неспроста ведь слово "шурави" до сих пор является для российских предпринимателей и специалистов пропуском в Афганистан.

     РОССИЙСКО-АФГАНСКИЙ ФОРУМ

     Таким образом, сегодня складывается ситуация, когда резкое наращивание даже только символического и гуманитарного присутствия Российской Федерации в Афганистане может выступить фактором стабилизации среднеазиатского региона, обеспечить России уникальные позиции для ведения диалога с США, НАТО, ЕС, Китаем и другими игроками, вовлеченными в региональную ситуацию. Возобновление всестороннего, прежде всего экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества нашей страны с Афганистаном, именно сегодня может стать первым шагом к восстановлению Россией утраченных позиций в мире. Отметим, помимо прочего, что в Афганистане скоро стартуют президентская и парламентская предвыборные кампании. И разворот в нашей внешней политике именно сейчас оказался бы как нельзя кстати. Такая уникальная ситуация — настоящий подарок для российской дипломатии. И крайне важно правильно им распорядиться.

     Несомненно, важнейшим этапом в выработке новой афганской политики России станет Российско-Афганский Форум, который пройдет 14 мая в Москве.

     Событие станет беспрецедентным и по масштабу, и по статусу его участников. Афганистан будет представлен делегацией во главе с вице-президентом страны Каримом Халили, в которую войдут министры, сенаторы, депутаты парламента, руководители провинций, общественные деятели, бизнесмены и ученые. В числе делегатов — два кандидата на пост президента Афганистана. Эти люди определяют основные линии политического процесса в стране. Сам факт прибытия в Москву столь статусной делегации свидетельствует о высочайшем доверии к России со стороны афганского правительства и общества и дает нам возможность кардинально интенсифицировать российско-афганское сотрудничество, сделав шаг в высшую лигу мировой политики.

     Теперь, как говорят спортсмены, мяч на нашей стороне. Но важно отметить другое. Помимо общественной инициативы, какой является проведение Российско-Афганского Форума, безусловный приоритет имеет систематическая государственная политика в отношении Афгани- стана. Однако любое серьезное дело может быть успешным только тогда, когда поручено персонально ответственному человеку. Пример такого подхода продемонстрировал в начале года президент США Барак Обама, назначив своим спецпредставителем по Афганистану и Пакистану Ричарда Холбрука, автора плана по разгрому Югославии. Холбрука иначе как "бульдозером" в Белом Доме, Госдепе и мировых СМИ не называют. Возникает вопрос: кого с российской стороны можно противопоставить Холбруку, и кто у нас "бульдозер", способный разгрести завалы центральноевразийской геополитики?

     Итак, вызов брошен. Как на него ответит Россия?..

http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/09/807/41.html

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Серафим Мелентьев:
Все статьи автора
Последние комментарии
Пушкину лишить депутатского статуса и арестовать
Новый комментарий от Владимир Петрович
28.11.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Владимир Петрович
05.12.2019
Кто укажет Родниной её место?
Новый комментарий от Владимир Петрович
05.12.2019
«Святейший достойно совершил свое Патриаршее служение»
Новый комментарий от наталья чистякова
05.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Олег В.
04.12.2019
«Страшный червь ползёт по России»
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
02.12.2019
Очень запутанная история
Новый комментарий от Студент
04.12.2019