Святой день

0
143
Время на чтение 3 минуты

Святой день - так называют в России день Победы, 9 мая. И в этом году эти слова звучали многократно: и в немногих выступлениях ветеранов, и в бесчисленных речах политиков; без них ни обошлись, наверное, ни одна статья и ни один телесюжет о празднике. День Победы называли святым даже в те времена, когда само понятие святости было под запретом и изживалось из жизни человека всеми возможными средствами.

Святость остается святостью, даже если слова о ней оказываются истертыми от дежурного и бездумного употребления. Если люди относятся к святыне недостойно - это только их вина и беда. Об этом с грустью и горечью приходится задумываться каждый год, наблюдая за «всенародным гулянием» 9 мая в том его варианте, который сложился в нашем городе (да и во всей стране) за последние годы.

Наверное, я отношусь к последнему счастливому поколению людей (между 30 и 40 годами) для которых этот праздник действительно был особым - всегда солнечным - днем. Утром 9 мая мы обязательно шли на парад, держа за руки самых любимых (и безмерно любящих нас) бабушек и дедушек, прошедших войну. Причиной детской гордости или расстройства становились ордена на дедушкиной груди: у деда соседа Витальки их было больше, а у Наташкиного, наоборот, меньше. Но практически у всех, в каждой семье был уважаемый фронтовик или бережно сохранялась память о ком-то близком и родном, кто не вернулся с войны.

В то время мы жили в Феодосии - маленьком городе общего, русского (советского тогда) Крыма. В этом городке, истерзанном в военное время фашистской оккупацией, была замечательная традиция, которой я нигде не встречала позже: во время минуты молчания все, собравшиеся на митинг на главной площади Феодосии, преклоняли колени. И мы все ждали этой минуты и вспоминали о ней весь год. И были слезы, и была радость, и был совсем бедненький по нынешним временам, но незабываемый фейерверк над морем…

Этот дух семейного и святого торжества, кажется, исчез безвозвратно. Утром - ставшие официальными до мозга костей праздненства, когда власть имущим все труднее находить теплые и живые слова для оставшихся ветеранов, а тем более для молодежи, для которой Сталинградское сражение ничуть не ближе, чем битва на Калке. Но и этот праздник заканчивается уже к полудню и о войне и ветеранах забывают до следующего года. В Саратове центром массовых гуляний становится Соколовая гора. Однако тысячи пришедших привлекает вовсе не музей боевой славы. Грохот следующих друг за другом эстрадных концертов, стелющийся дымок с запахом шашлыков и невероятное количество затопившего парк мусора, в котором преобладают пивные бутылки и упаковки от чипсов. Там, где пиво льется рекой, начинаются драки - сами с дочкой были свидетелями. Увидели в толпе старенького дедушку-ветерана, грудь в орденах ? и поразились его беспомощности и даже как бы… неуместности на этом «празднике жизни». Четыре часа пополудни, извините, уже не ваше время - молодежь гуляет, как может…

Почему этот день называют святым? Потому что благодаря самоотверженности наших бабушек и дедушек завершилась самая кровавая война в истории. Потому что во всей огромной стране не было человека, жизнь которого не оказалась бы изломанной войной, не было семьи, в которую с потерей близких не пришло горе. Есть явная взамосвязь: пока день Победы оставался личным, самым дорогим праздником для каждого жителя России, на Западе никому в голову не приходило сносить памятники советским воинам…

И этот день остается святым несмотря ни на что. Но святость - это нечто подлинное, настоящее, и надо найти такую же подлинную и настоящую форму выражения своего отношения к ней. Православная Церковь учит нас, что главная форма действенной памяти о людях ? это наша молитва. И поэтому я думаю, что в этот день нет ничего важнее молитвы: о еще живущих (и всегда трудно живущих!) стариках-победителях, о погибших в войну и ушедших после нее, о веровавших во Христа и в безбожной стране не нашедших веры, но самой своей жизнью исполнивших слова Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6538&Itemid=5

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Горенок
Все статьи Наталья Горенок
Последние комментарии
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 10:32
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24