В Вознесенском Оршине монастыре

0
476
Время на чтение 6 минут

Тем, кто бывал в русских монастырях, думаю, хорошо знаком этот рассказ - о процветавшей до революции обители, закрытой большевиками, о сосланных монахах, о долгожданном возрождении в 1990-е, о мерзости запустения на месте некогда «райского сада», о службах в поначалу не отапливаемом храме, где зимой пар шел изо рта (причем именно это время было самым счастливым!), о том, как однажды нечем было заплатить строителям, но по молитве перед монастырской святыней тотчас кто-то приносил ровно требуемую сумму… Все эти истории, повторяющиеся с небольшими вариациями, у нас на глазах становятся Историей с большой буквы, а мы, паломники, ее бытописателями.

Под покровом преподобного Савватия

Вознесенский Оршин монастырь - один из самых древних на тверской земле. Он был основан как мужской на рубеже XIII-XIV веков. Издревле славился строгостью жизни иноков. У истоков его основания стоял преподобный Савватий Оршинский. О нем рассказывает настоятельница Вознесенского Оршина монастыря игумения Евпраксия:

- Преподобный Савватий был современником, а может быть, и учеником преподобного Сергия Радонежского. Стремясь к уединенной жизни, он ископал себе землянку в шести верстах от монастыря (сейчас там находится деревня Савватьево) и жил в ней. Он навещал братию, духовно окормлял ее и снова возвращался в лес. Это место не было поругано в годы гонений. Сейчас там владыкой Ювеналием установлен крест, служатся молебны. И в нашем монастыре есть небольшой деревянный храм преподобного Савватия, так что по сей день мы прибегаем к молитвам преподобного.

О былом значении обители свидетельствует тот факт, что на Земский Собор 1613 года, на котором избирался первый русский царь Михаил Федорович Романов, в качестве выборного от Твери был направлен настоятель Оршина монастыря архимандрит Иосиф. В первой половине XVI века в монастыре выстроили величественный собор Вознесения Господня. В XVII веке, во время польско-литовских нашествий, обитель неоднократно подвергалась разорениям, почти все монахи были убиты, храм осквернен. В 1649 году монастырь приписали к Тверскому архиерейскому дому. К началу XX столетия в нем оставалось лишь семь насельников. В феврале 1903 года монастырь преобразовали в женский. Первая игумения, матушка Евдоксия, приехала с восемью сестрами из Воскресенского Новоторжского монастыря. Через десять лет насельниц было около 140, отреставрированы храм, игуменский корпус, возведены кельи. Сестры писали иконы, молились «за вся человеки» по особому чину. В монастырской школе обучались крестьянские дети. Был открыт приемный покой для амбулаторных больных, а во время Первой мировой войны - приют для детей погибших воинов.

Тяжелые испытания постигли обитель после революции. Рассказывает благочинная Вознесенского Оршина монастыря сестра Елисавета:

- В 1919 году монастырь закрыли. Последняя игумения, Виталия, уехала с сестрами в Тверь, на подворье при Успенской единоверческой церкви. Там тогда служил архиепископ Фаддей Тверской (в миру Иван Васильевич Успенский, 1872-1937; память 18/31 декабря. - А.Н.). К сожалению, о кончине матушки и бывших с ней сестер пока ничего не известно. По всей видимости, их сослали в Казахстан. Уповаем, что Господь откроет нам их судьбу, как открыл могилку первой игумении Евдоксии.

Как было обретено место захоронения матушки Евдоксии

- Приезжала сюда еще в самом начале восстановления монастыря раба Божия Серафима Михайловна. И вот как-то, проходя мимо этого места, она махнула рукой: «Там у вас игумения лежит, а вы даже не знаете!». Я говорю: «Серафима Михайловна, покажите». Она: «Ни за что! Трава высокая, роса, ноги промочу. Не покажу». Через год матушка ее уговорила. Показала она нам место захоронения и рассказала, как она его запомнила: «Родилась я на Орше в 1912 году. Когда звонили на службу, мы не сразу в храм шли, а сначала на кладбище. Приходили, молились. Здесь росли цветы, и лампадка горела». Когда сестры решили сделать на этом месте могильный холмик, то нашли остатки креста, как раз такого, как она описала - железного и с завитушками. А четыре года назад мы получили документальное подтверждение: фотографии из архива Конгресса США русского фотографа Прокудина-Горского, сделанные в 1910-1913 годах. И на одной из них виден собор и как раз на этом месте большой, с завитушками крест. Так что матушка лежит здесь. Сестры молятся, просят ее помощи и чувствуют ее молитвы.

Три игумении с тремя рюкзачками

Монашеская жизнь в обители возобновилась в 1992 году. Рассказывает настоятельница Вознесенского Оршина монастыря игумения Евпраксия:

- В самом начале мы втроем приехали: будущая матушка Иулиания (сейчас игумения Екатерининского монастыря в Твери. - А.Н.), будущая матушка Лариса (сейчас игумения Христорождественского монастыря в Твери. - А.Н.) и я. Три девушки с тремя рюкзачками, молодые были, энтузиазма много!

- А что вы увидели здесь, когда пришли?

- Вот этот прекрасный храм. Нам повезло, что в советские годы не построили дорогу и сюда не добрались. Сейчас дорога есть, так что в следующий раз от храма, наверное, уже ничего не останется (улыбается). Дороги не было, храм оказался разрушенным не до основания. Но все было в запустении. Птицы летали, «леса» старые висели (их основание местные жители отпилили на дрова), и непонятно, как оставшаяся часть держалась и не падала на голову. Вокруг все было разорено, перебито. Домик игуменский стоял - ни окон, ни дверей! Жили мы тогда трудно, но радостно!

- Какие-то чудеса для утешения Господь посылал?

- Вот всем нужны чудеса, а чудеса каждый день везде и всегда! (Улыбается.) 28 июня 2000 года в монастыре выпал град в виде человеческих глаз.

Град в виде человеческих глаз

- Помню, 28-го числа подъезжает машина. Из нее выходит приятный человек и дарит нам много подарков, в том числе коробку с книгами из магазина Сретенского монастыря (я не просто так говорю про коробку, это очень важно!). Только мы начали беседовать, как пошел дождь, потом град. Первые градины были размером с горох, следующие - размером с фасоль, а после - как миндальный орех. Когда все стихло, благочинная мать Елисавета принесла мне в ладонях градины в форме человеческого глаза, а посередине каждой градины - зрачок и радужная оболочка. Градина прозрачная, зрачок прозрачный, а радужная оболочка - выпуклое колечко, и на ней, как морозом по стеклу, нарисовано все то, чему полагается быть на радужной оболочке у человека.

Мы все видели этот чудесный град. И, как всегда это бывает, только потом поняли, что произошло что-то из ряда вон выходящее. Мы с этим человеком, ставшим нашим благодетелем (зовут раб Божий Геннадий, помоги ему, Господи!), поехали в Тверь. А в это время матушка Елисавета открыла коробку с книжками, достала оттуда самую маленькую книжку «Чудеса Божии земли Русской». И когда я утром опять появилась, она мне показала страницу, на которой открыла эту книгу - переиздание келейных записок архимандрита Троице-Сергиевой лавры Антония (Медведева), причисленного к лику святых (память 6/19 июля). Это, наверное, самое интересное во всей истории. На той странице под датой 11 августа, кажется, 1865 года было записано: «Я сидел в келье и писал заметки, как вдруг пошел дождь, сменившийся сильным градом. Не бывало у нас никогда в лавре столь сильного града. Первые градины размером с грецкий орех ударили в оконный переплет… смотритель больницы успел принести мне на ладони не растаявшую градину. Это был осколок в виде треугольника, размером чуть более полвершка, посередине же глаз, столь отчетливо изображенный, что лучше и нельзя было нарисовать… Поскольку она лежала на ладони, то скоро растаяла».

Вот такая была чудесная история. Этим знамением Господь отметил момент, когда во внутренней жизни монастыря что-то серьезно изменилось. Начали восстанавливать храм. Стали приезжать сестры. Вдруг взял и родился монастырь.

Проявление фресок

- После этого града с Божией помощью удалось отреставрировать центральную часть Вознесенского собора XVI века. Реставрацию мы начали очень поздно, только 3 августа. В это время леса уже снимают, а мы их только установили. И Господь дал такую позднюю осень, до середины ноября! Это было чудо, которое совершалось у нас на глазах.

А весной 2001 года, на Радоницу, мы решили отслужить первую после десятков лет запустения службу в соборе. Праздник Радоницы совпал с 425-летием со дня преставления святителя Варсонофия, который будучи тогда тверским архиереем, освящал наш храм. После службы сестры заметили, как начали обновляться фрески, до того стертые и незаметные. Первой проявилась фреска митрополита Ионы, память которого Церковь празднует именно 15/28 июня, то есть в тот день, когда выпал чудесный град.

Понятно, что ориентируешься не на чудеса, а все больше на покаяние, но, тем не менее, бывают скорбные минуты в жизни каждого человека, и вот тогда чудеса и утешают, и подкрепляют. Хотя, конечно, главное - это внутренняя жизнь. Слава Богу за все. За то и за это. За все.

http://www.pravoslavie.ru/put/30170.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александра Никифорова
Все статьи Александра Никифорова
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Александр Волков
19.04.2024 10:41
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11