itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

На Залесской земле

0
312
Время на чтение 4 минуты

Собирание русских земель было связано во многом с освоением Залесского края. Ещё с первого проникновения сюда славян мы видим, как они стремились поселяться у берегов рек и в наиболее благоприятных плодородных местах. В верховьях Оки, Волги, Клязьмы, Сухони, Северной Двины. Да и тех же озер: Плещеева в Переславле, Неро в Ростове Великом, Галического во Владимиро-Суздальском княжестве, а выше к Вологде Кубенского и Белозерского. Эти области были богаты не только рыбной ловлей, охотничьими угодьями и пойменными лугами, но и пригодны также для торговли. Ведь по ним можно было легко добираться на речных ладьях в самые отдаленные районы. И купить или выгодно обменять на какие-то свои изделия особенно ценившуюся пушнину.
  
   И каждый получивший тут надел князь или боярин был заинтересован прежде всего в притоке крестьян. Для этого они предоставляли множество всяких льгот для новоприбывших переселенцев. Почти все из них не облагались никакой податью в течение 10-15 лет, пока уж не обживутся и не окрепнут как следует.
   Расселялись же они по мелким хуторам и деревням. Деревня означала не само селение, а участок земли вместе со всеми хозяйственными постройками (пашня, покосы, гумно, сараи для скота). Сюда входили обычно один или два двора. Были ещё пустоши, где пашню использовали наездами, а двора там не было. И надо прямо сказать, что переселенцам приходилось нелегко на новых местах. Потому как тут надо было расчищать лес и буквально отвоевывать каждый участок пахотной земли. Для этого они вначале подсекали деревья и давали им засохнуть, а на другой год их сваливали к середине делянки и поджигали.
   На перемешанной с золой земле сеяли рожь и пшеницу. С приростом семей разрастались и деревни, сливаясь уже в более крупные сёла. В это же время появляются и богатые землевладельцы из служивых людей. А крестьяне со своей стороны тоже изыскивали более надёжные способы для выживания. Вот и объединялись в те самые знаменитые общины, когда можно было делать многое совместно и гораздо легче рассчитываться со своими помещиками. «Сидим на размёте двадцать лет, а подать и наём кладём всей братии на столец», - читаем в одном из давних хозяйственных актов. Об этих же «общинах» вспомнили и славянофилы в 19 уже веке. Ведь наш русский крестьянин хоть и претерпел немало всяких трудностей, но в то же время не слишком-то торопился расставаться со своим старым укладом.
   К сожалению, многие до сих пор никак не могут понять разницы между прежней общиной и тем же колхозом. Хотя вроде бы и совсем не трудно заметить, что при общине-то у мужиков во дворах оставались лошади, коровы, овцы. Да и от полученного урожая они только часть отдавали своему помещику. А остальное всё принадлежало им, было их собственностью, и они могли везти излишки на ярмарку. Или в какой-нибудь соседний городок, где после продажи обычно накупали себе косы, лемеха, упряжь. Тогда как при колхозах у них отбирали даже последнюю лошадёнку. Каждый трудился с утра до вечера, сдавал зерно, мясо, молоко по так называемому плану. А для себя и семьи своей ничего почти взамен не получал. «Палочки» лишь одни ставили в конторе для учёта.
   Поэтому ни колхоз, ни колхозники не чувствовали себя хозяевами. У них было отнято главное, что заставляет крестьянина по-настоящему шевелиться и проявлять заинтересованность - это право и возможность работать на себя.
   А что же мы получили уже в наше время?
   На тех же бывших вотчинах Владимира, Костромы, Вологды, Ярославля, где при царях и строгих религиозных устоях приумножилось столько народа, что его с избытком хватило заселить всю Сибирь, северные земли нынешнего Казахстана и вплоть до самого Тихого океана. А сейчас сердце сжимается при одном виде того, что же сталось с сегодняшней деревней и этим некогда цветущим краем. Как будто тут вновь прошёл Мамай. Только вместо выжженных сплошь домов и угнанных в полон людей видится совсем другая картина. Все коровники и складские помещения развалены, поля стоят заросшие до самой дороги высоким бурьяном и репейником, а в потемневших покосившихся избах доживают свой век лишь одни старухи. Молодежь схлынула по городам в надежде на какой-то заработок и более достойную жизнь.
   На родине Сусанина неподалёку от Костромы, где мне довелось побывать прошлым летом, вдоль реки Шачи стояло ещё совсем недавно больше тридцати деревень, а теперь вот не осталось ни одной... уцелела только церковь в селе Домнино возле захоронения этого спасителя будущего царя Михаила Романова.
   И посему-то создается впечатление, что нынешняя Русь находится в новой неволе. Но татары забирали с каждой семьи всего лишь десятую долю. Любой здравомыслящий помещик тоже не был заинтересован в излишних поборах своих крестьян. Прекрасно понимая, что ему самому тогда не с чего будет взять оброк или недоимки. Да и община сельская держалась всё-таки за счет спаянности и поддержки друг друга. И вот, вместо того, чтобы помочь собственным крестьянам почувствовать себя действительно хозяевами и встать на ноги, само государство развалило почти всё наше сельское хозяйство.
   Скупают крестьянские паи и землю даже иностранцы. А китайцы готовы уже захватить и заселить многие наши опустевшие территории. И разве это не является открытым истреблением? Когда вдобавок весь народ спаивается, убывает и вместо своих завозятся иноземные продукты.
   Вот посему-то и хочется еще раз напомнить всем, что именно на Залесской земле нам было суждено укрепиться и создать Великую Московскую державу. И где в самые тяжелые переломные годы всегда находились такие, кто поднимался и жертвовал собой ради её спасения. Как тот же Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Патриарх Гермоген, призвавший освободиться от разных Лжедмитриев и польских интервентов. Так что земля эта самая намоленная и самая благословенная! И каждый, в ком ещё сохраняется хоть частица русской крови и духа, не может не услышать этот зов своих предков. А стало быть, и позволить отдать окончательно на погибель одну из главных колыбелей уже всей нашей древней Святой Руси.

http://www.rv.ru/content.php3?id=7923

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Яковенко
Все статьи Анатолий Яковенко
Последние комментарии