Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Герои и антигерои эфира

Константин  Ковалев, Литературная газета

03.04.2009


Следы на теле …

Размышления о гримасах экрана

КАК СТАТЬ ЗВЕЗДОЙ?

Ответ на этот, казалось бы, непростой вопрос сегодня известен каждому. Надо регулярно показываться на телеэкране. Неплохо бы ещё что-то и говорить, так сказать, "умное". Или хотя бы "интересное". Шутить, например. Юмор продвигает его автора, "пиарит" и даже деньги приносит. А можно податься в политологи или завсегдатаи ток-шоу. Ещё лучше стать ведущим передачи вроде встреч с известными людьми. После двух десятков интервью (некоторые хвалятся тысячами эфиров!) и вас как интервьюера зачислят в "известные".

Другой отличный способ - использовать свою высокую должность. Сейчас объявлено о сокращении расходов на содержание госаппарата. Я бы добавил к этому ещё и сокращение штата околоаппаратных служащих. Судите сами: например, у депутата Госдумы куча штатных помощников. И большинство занимается вовсе не реальными депутатскими делами, они работают исключительно на раскрутку и "пиар" своего босса. С утра до ночи звонят по редакциям газет и журналов, на ТВ и радио, пробивают интервью, передачи, выступления, участие в программах. Ведь это билет в будущее. Примелькавшееся лицо потом могут переизбрать вновь. Так что если хотите попасть на телеэкран - спешите в депутаты (и наоборот). Или в правительство. Будете появляться в новостях ежедневно! Кстати, уже известно самое "пиаристое" место - должность г-на Митволя. При чём здесь охрана окружающей среды? Да кто ж его знает, страна у нас такая... Но именно должность порой становится пропуском в телеэфир.

ПОТОМСТВЕННОЕ ТВ

Многим хорошо понятно, что на экране часто мелькают так называемые дутые фигуры. Среди них - прозаики, которых не читают, поэты, стихи которых малоизвестны, дети и внуки известных в прошлом людей, которые владеют только лишь фамилией и более - ничем. Что поделаешь, такая нынче эпоха. Папы и мамы быстро продвигают своих отпрысков. Примеров много приводить не надо. Их можно перечислять не десятками - сотнями! Наиболее заметные "наследники" на нынешних главных телеканалах, к примеру: шутник Ургант, певцы Пьеха-внук и Малинин-сын, кэвээнщик по рождению Масляков-младший и прочие, прочие. По отдельности подобные им вроде бы симпатяги, но в целом - это армия персонажей по блату, которые своим существованием закрывают дорогу на экран ярким талантам. Совестить таких людей, напоминать им о важности иных профессий, куда они могли бы себя употребить, бесполезно. Они ответят давно заготовленной фразой: "Мы не бездарнее наших предков, и мы это докажем". И доказывают. Годами. А экран терпит, он ведь не одушевлённый. В отличие от зрителей, большинство которых уже давно махнули рукой на этот "родственный беспредел". Страна потомков, где зачастую кинорежиссёры рождаются только от кинорежиссёров, писатели - от писателей, актёры - исключительно от актёров, а телеведущие - только от засветившихся на голубом экране родителей-синонимов. Если бы дети Пушкина объявили себя великими поэтами, а дети Римского-Корсакова - выдающимися композиторами, то общество бы их презрело, а их отцы в гробу бы перевернулись. Но в нашей нынешней, "богатой культурой" повседневности эта "генная инженерия" процветает, включая и современное телевидение.

МИР "ВЕЛИКИХ"

Кто и как нынче представляет людей (сиречь - героев) на телеэкране? В журналистике давно были приняты некоторые принципы - как оценивать вклад в развитие общества отдельного человека. Например, по отношению к деятелям культуры применяются следующие эпитеты - великий, выдающийся, известный, значительный, талантливый, подающий надежды и так далее. И только для ушедших из жизни можно употребить "великий", а для широко принятых зрителем, читателем или слушателем - "выдающийся" или "известный". В журналистике опытные редакторы ранее легко вылавливали "джинсовую рекламу" пустых персонажей и умели ставить нужные определения. Но сегодня у нас нет тормозов для "гениев всех времён и народов". И телевидение здесь буквально в первых рядах.

Многие вышеперечисленные эпитеты ныне также успешно замещает термин "звезда". Не важно, талантлив ли персонаж. Важно, что весь мир делится на две части: "лохи" и "звёзды". Одни на "небе" (в эфире), другие - на бренной земле (у телевизора). Одни на обложке журнала, другие - у газетного киоска с монетами. Одни платят, другие - получают. Объявившие себя "звёздами" (в 95% всё зависит не от таланта, а от количества денег, вложенных в раскрутку) приписывают себе с помощью прессы статус "публичных людей", продавая затем себя, любимых, в буквальном смысле за деньги (включая порой и зрительский доступ к обнажённому телу). Большой такой, звёздный публичный дом. И это считается абсолютно нормальным. Шоу, так сказать, бизнес. Деньги решают всё. Степень величины "звезды" определяется величиной её доходов. Может, она и поёт "не очень", но зато у неё грудь 30-го размера и губы как у головастика, а потому она всегда на экране.

Показательно здесь и обновлённое шоу на Первом канале - "Две звезды". Не стану обсуждать ведущих. Вечная дочка политика Ксения Собчак и "умница-скороговорница" Тина Канделаки - уже члены экранной "семьи", их присутствие в эфире в первом случае неизлечимо, во втором - неизбежно. Но вот Собчак представляет жюри новой программы: "замечательный, блистательный, лучший композитор - Игорь Крутой... лучший деятель эстрады 2-й половины XX века - Юрий Николаев..." Припоминается, как это в той же программе на Первом делал "знаток культуры" Гарик Мартиросян: "великий поэт современности - Илья Резник... великая писательница Татьяна Толстая..." Попробуем отбросить громкие эпитеты и посмотреть трезво на творчество тех, кого представляют. Можно ли назвать Илью Резника "великим поэтом", да при жизни? То есть поставить рядом с Пушкиным, Гёте или Лонгфелло, например? Ответ очевиден - сие невозможно! Так как же его назвать?! Ну хотя бы талантливым или просто - известным поэтом-песенником (в этом особом жанре он явно преуспел). Никому не будет обидно, и ему в том числе.

В этом смысле я часто провожу эксперимент среди своих студентов во время чтения курса по тележурналистике в одном из вузов. При обсуждении таких ток-шоу я их спрашиваю: "Кто знает, например, писателей Татьяну Толстую или Виктора Ерофеева?" (оба они "зацепились" за телеэфир и позиционируют себя на экране в качестве неких "гуру"). В ответ поднимаются многие руки. "А какие произведения они написали?" Из 80 студентов (разных возрастов) реагируют лишь двое. Одна называет "Кысь", другой - "Русскую красавицу". "А вы эти произведения читали?" Ответ: "Нет, но слышали о них!" "Почему же тогда авторов называют великими, если их не читают?" Ответ меня поражает более всего: "Потому что так говорят". Говорят с экрана! Регулярно.

Да так ведь из моськи можно сделать любого слона! И где тот критик или наивный ребёнок, который наконец крикнет - да ведь короли-то ГОЛЫЕ! Хотите быть великими на экране - не ссылайтесь на свои профессии (я, мол, прозаик, или поэт, или музыкант). Если уж ведёте программу - будьте великими в самой программе, станьте суперведущими, гуру телевидения, личностями передачи, а не мифами в виде красочных ярлыков и псевдоэпитетов. Или тогда уж будьте реально "великими писателями". А если ведущие называют вас "гениями", то нужно иметь хотя бы смелость и мужество поправить незнаек. Как говорят, будьте проще, и тогда думающий народ к вам потянется. Иначе "пипл" будет лишь знать о вас, но читать или слушать - НИКОГДА!

http://www.lgz.ru/article/8231/




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме