«Пост присутствия» США в Крыму

В декабре 2008 года в ходе рабочего визита в США тогдашнего главы украинского МИД Владимира Огрызко была подписана «Хартия Украина - США о стратегическом партнёрстве». В пятом разделе, посвящённом активизации контактов между людьми и культурным обменам, содержится формулировка, гласящая: «Украина приветствует намерение США положить начало американскому дипломатическому присутствию (американский представительский офис) в городе Симферополе».

Регион Причерноморья уже давно находится в зоне интересов США. Согласно Стратегии национальной безопасности США 2002 года, Черноморский и Каспийский регионы включены в сферу американских интересов не только из-за запасов нефти, но и из-за путей сообщения между Европой и Юго-Восточной Азией. Контроль над Причерноморьем для США - это дополнительное влияние на Россию, а также на ситуацию на Ближнем Востоке и в Средней Азии. Не случайно в 2008 году США снова подняли вопрос о пересмотре конвенции Монтрё, которая запрещает пребывание в Чёрном море военных кораблей тех стран, которые не имеют прямого доступа к акватории моря. Пока пересмотру конвенции сопротивляется Анкара. Один из вариантов, который позволит США усилить своё военно-морское присутствие в регионе в обход конвенции Монтрё, - передача Украине американских военных кораблей «в рамках военно-технического сотрудничества».

Соединённым Штатам нужен Крым без России и её Черноморского флота.

Идея открытия в Симферополе американского «поста присутствия» встретило резкое неприятие со стороны подавляющего большинства населения Крыма. В конце января посол США в Украине Уильям Тэйлор приезжал сюда с рабочим визитом. Он мотивировал стремление к открытию представительства тем, что Штаты заинтересованы в увеличении количества американских инвесторов, в росте числа американских туристов, посещающих Крым, они хотят развивать в республике программы сотрудничества в сфере здравоохранения и «помогать органам местного самоуправления развиваться».

18 февраля Верховная Рада Автономной Республики Крым обратилась к президенту В. Ющенко, председателю Верховной Рады Украины В. Литвину и премьер-министру Ю. Тимошенко с призывом воздержаться от открытия американского представительского офиса в Симферополе, поскольку решение об этом было объявлено Министерством иностранных дел Украины «без учета государственных гарантий Украины в отношении статуса и полномочий АРК».

Однако тогдашний министр иностранных дел В. Огрызко в письме, направленном представителю президента Украины в Крыму Л. Жунько, отклонил необходимость согласования планов открытия представительства США в Симферополе с властями автономии. Он заявил, что вопросы, касающиеся международной политики, не относятся к ведению АРК. Однако согласиться с этим нельзя: статьей 18 Конституции АРК определяется, что к её ведению относится «участие в формировании и осуществлении основных принципов внутриполитической, внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности Украины по вопросам, касающимся Автономной Республики Крым». Статья же 26 уточняет, что данные вопросы относятся к полномочиям Верховной Рады АРК. Заявление Огрызко - грубое нарушение гарантий статуса и полномочий Крыма.

Вернёмся, однако, к январскому визиту У. Тэйлора. В Крыму он провёл закрытое заседание с представителями крымско-татарских общественно-политических организаций, которые получают активную финансовую подпитку из американских фондов. Идея открытия «поста присутствия» США в Крыму встретила горячую поддержку участников крымско-татарского движения. Тэйлор, со своей стороны, не скрывал симпатий к «крымско-татарскому делу», посетив место планируемого строительства Джума Джами (соборной мечети) в Симферополе и выразив твёрдую уверенность, что именно здесь она и будет воздвигнута. Финансовая и идеологическая поддержка крымских татар со стороны Вашингтона выражена более чем определённо и уже приносит свои плоды.

После посещения Крыма послом США в Симферополь нагрянули послы сразу восьми европейских стран-членов ЕС (Финляндии, Венгрии, Германии, Литвы, Нидерландов, Польши, Швеции и Великобритании) во главе с руководителем представительства Еврокомиссии в Украине и Белоруссии Жозе Мануэль Пинту Тейшейра. Дипломаты провели встречи с руководством Верховного Совета Крыма, а также с руководством меджлиса. Кроме Симферополя, европейцы посетили Севастополь, где встретились с председателем государственной городской администрации Сергеем Куницыным, который представил им «дорожную карту» проекта социально-экономического развития Севастополя (проект разрабатывается по указанию В. Ющенко с целью переориентации экономики Крыма после вывода ЧФ России).

Европейские дипломаты пообещали оказывать всестороннюю поддержку развитию экономики Крыма, заявили о намерении открыть в Симферополе (в Таврическом университете) и в Севастополе (тоже на базе университета) информационные центры, задачей которых будет распространение информации о ЕС (и, конечно, о НАТО), а также налаживание сотрудничества в сфере образования. По словам посла Чешской Республики Ярослава Башта, почётное консульство Чехии в Симферополе будет открыто уже в этом году.

Интерес США и стран ЕС к Крыму, особенно к крымско-татарскому движению, заметно растёт. Только в 2008-м и в первые месяцы 2009 года полуостров посетили и встретились с руководством меджлиса представители дипломатических представительств многих международных организаций и государств, аккредитованные в Украине. Среди них - послы США, Великобритании, Дании, ФРГ, Японии, Польши, делегации ООН и т.д. Верховный Комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств Кнут Воллебек и посол США Уильям Тэйлор посетили меджлис дважды. Американцы и их европейские союзники целенаправленно работают над изменением геополитической ориентации Крыма.

Старший советник Центра стратегических и международных исследований, экс-посол США в Украине Стивен Пайфер по заказу Центра превентивных действий американского Совета по международным отношениям подготовил доклад «Предотвращение кризиса в Украине». В докладе С.Пайфера, в частности, отмечается этническая и языковая напряжённость между Юго-Востоком (где проживает подавляющее большинство этнических русских и русскоговорящих украинцев) и Западом Украины (где большинство населения - украиноязычные украинцы) и указывается на возможность эскалации конфликта. Приведенные С.Пайфером данные свидетельствуют о том, что доля противников вступления Украины в НАТО увеличилась с 58,6% в 2005 году до 63% в 2008 году (определилась часть тех, кто ранее затруднялся ответить). При этом наибольшая часть противников НАТО сосредоточена на русскоязычном Юго-Востоке (особенно в Донбассе и Крыму - 94,3%), в то время как наибольшей поддержкой идея вступления Украины в НАТО пользуется в Западной Украине (49,7%).

В тексте доклада отношение к НАТО тесно связывается с этнической принадлежностью, языком общения, регионом проживания и геополитической ориентацией населения. При этом указывается, что форсирование вопроса о вступлении в НАТО может стимулировать крымские пророссийские сепаратистские движения. На данный момент раскол Украины Штатам невыгоден, так как это грозит им потерей Крыма. Однако стратегическая цель США - ослабление пророссийских настроений в Крыму и расширение зоны своего влияния за счёт вытеснения России и русских из Крыма - остается неизменной.

«Пост присутствия» в Крыму американцы могут использовать для того, чтобы: а) иметь возможность непосредственно контролировать ситуацию в регионе и держать руку на пульсе; б) проводить «разъяснительную» работу с населением; в) установить и укрепить прямой контакт с местной элитой.

Основав в Симферополе свой офис, Штаты получат мощный инструмент воздействия на положение дел в Крыму, работая, главным образом, через сеть НПО. Важной составной частью этой работы станет американская поддержка крымско-татарских националистов и противопоставление их растущего влияния русскому большинству Крыма. Мустафа Джемилев, председатель крымского меджлиса, в середине 90-х имел тесные связи с националистической организацией НРУ (Народный Рух Украины), с 2002 года он - депутат Верховной Рады Украины от «Нашей Украины», активно поддерживает оранжевых. Влияние меджлиса на полуострове достаточно велико, а усиление крымско-татарского движения приводит к острым столкновениям с русским населением Крыма.

В докладе С.Пайфера среди задач США в Украине обозначена минимизация раскола внутри страны (это можно понять и как содействие расколу малой кровью). Одним из инструментов достижения этой цели являются информационная работа (прежде всего, с молодёжью) и «продвижение нового поколения политиков» через различные НПО. Предполагается, что такая работа должна быть сосредоточена главным образом в Крыму и Восточной Украине.

Россия в отличие от США не привыкла и не умеет систематически работать с молодёжью и местной элитой; российские представители по старой советской привычке ориентируются на работу с официальными властями. Однако от этой привычки российским политикам придётся отказываться, если, конечно, они не хотят для себя в Крыму неприятных сюрпризов.

http://www.odnarodyna.ru/articles/6/562.html

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Михаил Щедров:
Все статьи автора
Последние комментарии
«Стирается грань между Церковью и расколом»
Новый комментарий от Неизвестный
06.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Сант
04.12.2019
Защитим семью вместе!
Новый комментарий от Александр Копейкин
05.12.2019
Асмолов и Реморенко против Министерства просвещения
Новый комментарий от Коротков А. В.
02.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Тимофеев
05.12.2019
Лукашенко дезавуирует создание Союзного государства
Новый комментарий от Юрий Светлов
06.12.2019
Георгий Франциск Скорина
Новый комментарий от Здравый
05.12.2019