Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Кого в храме слушать?

Елена  Сапаева, Православие и современность

17.03.2009

В пространстве храма, даже в промежутке между службами, обретается достаточно много людей. Вместе с тем для человека, решившего зайти в церковную ограду, - со своими вопросами, недоумениями, а то и со своей бедой - нередко встает вопрос: к кому обратиться? В особенности, если священник в этот момент в поле зрения не виден. Впрочем, возможен и другой вариант: к пришедшему и растерявшемуся «новичку», напротив, обращается кто-то незнакомый - делает замечание или пытается дать совет. Стоит ли принимать это за «голос Церкви»? И вообще - к кому и к чему в храме следует и стоит прислушиваться, а к чему - не стоит?

Переступившего церковный порог новообращенного христианина действительно никто не встречает с транспарантами, или с табличками, как иностранца в аэропорту. А потому в роли доверенного лица и советчика порой оказывается первый человек, к которому «не страшно» оказалось подойти. Женщина, стоящая у «прилавка», где записывают для поминовения имена; бабушка, присматривающая за подсвечником; наконец, просто «опытная прихожанка» - вернее, человек, вид которого «свидельствует об опытности» в церковной жизни. Именно на их суд предлагаются самые разные, порой запутанные житейские рассказы, сопровождающающиеся вопросами вроде: «А можно ли мне причащаться?». Или: «И как нам теперь его окрестить?» А также универсальным: «И вот что с этим можно сделать?»

Мысль о том, что как продавец в церковной лавке, так и уборщица или помогающие священнику на службе алтарники давать подобных советов не «уполномочены», в этот момент отходит на задний план. Мы ведь и не «по должности» у них все это спрашиваем, а по-человечески... Так то оно так только вот, спрашивая у человека его личное мнение, не стоит ожидать в ответ непогрешимых истин. Даже если этот человек простоял у самого центрального подсвечника, как нам кажется, не один десяток лет.

Парадоксально, но факт: многие церковные суеверия рождаются как раз-таки в этой образующейся при храме среде ревностно-благонамеренных прихожан. Поскольку храм для людей, проводящих в нем целый день, невольно становится местом общения и «обмена информацией». А слухами, как известно, земля полнится…

Посоветовать, к слову, могут все что угодно. Например, поставить по одной свече на каждый церковный подсвечник и заказать сорокоусты в трех (обязательно в трех) храмах. Или прочитать сорок акафистов какому-нибудь святому - не объясняя даже, какой в этом смысл. А если суть непонятна - то и польза от этого, мягко говоря, сомнительная.

Впрочем, главная беда, говорят священники, даже не в том, что кто-то «с умным видом» может дать нам совершенно нелепый совет. А в том, что в храмы сегодня приходит большое количество людей, имеющих свое представление о Православии. Некую «измышленную» веру, понятную и удобную для них самих. И приходя на службы, привыкая к церковной жизни, они все же так и остаются в рамках своего. А затем, став «опытными прихожанами», начинают учить этим собственным представлениям и других.

Довольно часто подобные поучения побуждают новоиспеченных христиан искать в Церкви чего-то особенного. Особо «благодатных» храмов, особо ревностных духовников, особо быстрых и «чудесных» исцелений. Нередко человека «из мирских», решившегося поделиться той или иной проблемой, встречают непреложным суждением: с этим вам, конечно, надо съездить к старцу… И не состоявшийся еще прихожанин отправляется в долгие, иногда бесконечные скитания и поиски, думая, что в обычном приходском храме уже ни в чем не найдет помощи в своей «исключительной» беде. Когда-нибудь он, возможно, попадет на исповедь к священнику, который откроет ему глаза. И будет недоуменно оправдываться: а мне так сказали… Только вот - кто сказал? Действительно, и имени не запомнил…

Ответ на вопрос, кого в храме слушать, кажется крайне прост: священника - и, конечно же, Бога. Сложность в другом - умеем ли мы их услышать? Понять, что батюшка обращается к нам не только тогда, когда мы просим его разобраться в «конкретно нашей» истории, - но и словами проповеди, произносимой за каждой воскресной службой и так небрежно подчас воспринимаемой нами. Что Бог говорит с человеком не только посредством чудес - но и словами Евангелия, которое здесь и сейчас, на богослужении, читается для собравшихся людей. И что искренняя, сокрушенная исповедь стоит многих тысяч свечей, бездумно поставленных к «нужной» иконе о здравии. Ведь именно с этого - с трезвой оценки и переосмысления своей жизни, с очищения души в Таинстве исповеди - и начинается, по опыту многих верующих, настоящий путь в православной вере.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6290&Itemid=3




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме