Кого в храме слушать?

0
126
Время на чтение 3 минуты

В пространстве храма, даже в промежутке между службами, обретается достаточно много людей. Вместе с тем для человека, решившего зайти в церковную ограду, - со своими вопросами, недоумениями, а то и со своей бедой - нередко встает вопрос: к кому обратиться? В особенности, если священник в этот момент в поле зрения не виден. Впрочем, возможен и другой вариант: к пришедшему и растерявшемуся «новичку», напротив, обращается кто-то незнакомый - делает замечание или пытается дать совет. Стоит ли принимать это за «голос Церкви»? И вообще - к кому и к чему в храме следует и стоит прислушиваться, а к чему - не стоит?

Переступившего церковный порог новообращенного христианина действительно никто не встречает с транспарантами, или с табличками, как иностранца в аэропорту. А потому в роли доверенного лица и советчика порой оказывается первый человек, к которому «не страшно» оказалось подойти. Женщина, стоящая у «прилавка», где записывают для поминовения имена; бабушка, присматривающая за подсвечником; наконец, просто «опытная прихожанка» - вернее, человек, вид которого «свидельствует об опытности» в церковной жизни. Именно на их суд предлагаются самые разные, порой запутанные житейские рассказы, сопровождающающиеся вопросами вроде: «А можно ли мне причащаться?». Или: «И как нам теперь его окрестить?» А также универсальным: «И вот что с этим можно сделать?»

Мысль о том, что как продавец в церковной лавке, так и уборщица или помогающие священнику на службе алтарники давать подобных советов не «уполномочены», в этот момент отходит на задний план. Мы ведь и не «по должности» у них все это спрашиваем, а по-человечески... Так то оно так только вот, спрашивая у человека его личное мнение, не стоит ожидать в ответ непогрешимых истин. Даже если этот человек простоял у самого центрального подсвечника, как нам кажется, не один десяток лет.

Парадоксально, но факт: многие церковные суеверия рождаются как раз-таки в этой образующейся при храме среде ревностно-благонамеренных прихожан. Поскольку храм для людей, проводящих в нем целый день, невольно становится местом общения и «обмена информацией». А слухами, как известно, земля полнится…

Посоветовать, к слову, могут все что угодно. Например, поставить по одной свече на каждый церковный подсвечник и заказать сорокоусты в трех (обязательно в трех) храмах. Или прочитать сорок акафистов какому-нибудь святому - не объясняя даже, какой в этом смысл. А если суть непонятна - то и польза от этого, мягко говоря, сомнительная.

Впрочем, главная беда, говорят священники, даже не в том, что кто-то «с умным видом» может дать нам совершенно нелепый совет. А в том, что в храмы сегодня приходит большое количество людей, имеющих свое представление о Православии. Некую «измышленную» веру, понятную и удобную для них самих. И приходя на службы, привыкая к церковной жизни, они все же так и остаются в рамках своего. А затем, став «опытными прихожанами», начинают учить этим собственным представлениям и других.

Довольно часто подобные поучения побуждают новоиспеченных христиан искать в Церкви чего-то особенного. Особо «благодатных» храмов, особо ревностных духовников, особо быстрых и «чудесных» исцелений. Нередко человека «из мирских», решившегося поделиться той или иной проблемой, встречают непреложным суждением: с этим вам, конечно, надо съездить к старцу… И не состоявшийся еще прихожанин отправляется в долгие, иногда бесконечные скитания и поиски, думая, что в обычном приходском храме уже ни в чем не найдет помощи в своей «исключительной» беде. Когда-нибудь он, возможно, попадет на исповедь к священнику, который откроет ему глаза. И будет недоуменно оправдываться: а мне так сказали… Только вот - кто сказал? Действительно, и имени не запомнил…

Ответ на вопрос, кого в храме слушать, кажется крайне прост: священника - и, конечно же, Бога. Сложность в другом - умеем ли мы их услышать? Понять, что батюшка обращается к нам не только тогда, когда мы просим его разобраться в «конкретно нашей» истории, - но и словами проповеди, произносимой за каждой воскресной службой и так небрежно подчас воспринимаемой нами. Что Бог говорит с человеком не только посредством чудес - но и словами Евангелия, которое здесь и сейчас, на богослужении, читается для собравшихся людей. И что искренняя, сокрушенная исповедь стоит многих тысяч свечей, бездумно поставленных к «нужной» иконе о здравии. Ведь именно с этого - с трезвой оценки и переосмысления своей жизни, с очищения души в Таинстве исповеди - и начинается, по опыту многих верующих, настоящий путь в православной вере.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6290&Itemid=3

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Сапаева
Все статьи Елена Сапаева
Последние комментарии
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.04.2024 22:12
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31