Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Предисловие к странному празднику, или О ценностях подлинных и мнимых

Ольга  Кирьянова, Православие.Ru

14.03.2009

Десяток разгульных подвыпивших молодцев с грязными засаленными волосами в коричневых полотняных рубашках и клетчатых килтах с гоготом задирают подолы, позволяя всем желающим лицезреть нижние части своего тела, не прикрытые даже намеком на нижнее белье. Их молоденькие простоволосые спутницы в длинных платьях лишь смущенно хихикают, не выражая никакого удивления или порицания.

Если читатель предполагает, что эта сцена происходила в средневековье, где-нибудь на сельском празднике в глухой деревушке Горной Шотландии, то он ошибается. Все описанное имело место в марте прошлого года в центре Москвы, в самом начале улицы Новый Арбат, и называлось празднованием дня святого Патрика (далее - ДСП). Наблюдать шокирующее зрелище могли тысячи горожан, которые, откликнувшись на активную рекламу предстоящего действа, пришли на него целыми семьями. Конечно, формально программа праздника не включала в себя группового эксгибиционизма, наоборот, все выглядело вполне пристойно: парад с участием клубов любителей средневековой истории и поклонников кельтской культуры. К сожалению, проявление любви к кельтам и их истории вылилась в нечто иное, культуре прямо противоположное.

О ДСП, прочно вошедшем в реестр столичных массовых мероприятий, уже говорилось и писалось много. Дискуссия о целесообразности его проведения, поначалу шедшая весьма бурно, понемногу стихает. Не нашли поддержки призывы его запретить, не получила широкого отклика и идея «оцерковить» это празднество посредством служения православного молебна просветителю Ирландии. В итоге, когда приходится слышать или читать о том, что москвичи в очередной раз отпраздновали ДСП, возникает ощущение некоей раздвоенности. С одной стороны, апостольский подвиг святого древней неразделенной Церкви вызывает благоговейное почитание. С другой - для верующего человека однозначно неприемлемо Великим постом, который в это время идет и у православных, и у католиков, увеселительное зрелище, а именно в таком формате нам предлагается отмечать ДСП. В нынешнем году, кстати, «патричный» парад приходится и вовсе на Крестопоклонную неделю. Конечно, далеко не все отмечающие ДСП жители столицы и примкнувшие к ним энтузиасты из других городов считают себя православными. Рискну предположить, что католиками эти люди себя считают еще в меньшей степени. Процент этнических ирландцев среди участников московского ДСП ничтожно мал: ирландская диаспора в Москве составляет, по разным данным, не более 2000 человек, а с нарастанием экономического кризиса, вероятно, еще уменьшится.

Скорее всего, наши молодые сограждане - а именно они преимущественно являются зрителями и участниками ДСП - вообще не задумываются над тем, какой смысл имеет празднуемое событие. Для большинства оно просто повод погулять и, увы, основательно выпить. Но тогда причем здесь святой Патрик? Возникает парадоксальная ситуация: день памяти святого отмечают люди, совершенно не почитающие его.

В православном церковном календаре 4/17 марта, на которое приходится ДСП, отмечено другим, думается, более значимым для жителей столицы событием - днем преставления благоверного князя Даниила Московского. Здравый смысл подсказывает, что отмечать именно эту дату у москвичей куда больше оснований; по крайней мере, русский святой князь имел прямое отношение к истории нашего родного города. Проблема в том, что здравый смысл часто оказывается не у дел, когда ему противостоит чей-то весомый коммерческий интерес. Устраивать в день памяти преподобного князя Даниила парад старинных автомобилей, выставку собак и выступление военных оркестров, как это намечено на грядущий ДСП, как-то не с руки. Нет и не было у нас на Руси таких традиций. А вот поле для спекуляций на памяти древнего просветителя Ирландии оказывается весьма обширным. Помимо собак и оркестров, это «патричные»(!) вечеринки в клубах и барах с непременным зеленым пивом, открытки и сувениры с якобы символикой праздника, а на самом деле изображением мифологических персонажей, рожденных на Западе невежеством и суевериями. Все это, к большому сожалению, находит потребителей среди той части молодежи, которая и без того не слишком духовно просвещена.

Прошлогодний «патричный» парад на Новом Арбате, по сообщениям информагентств, охраняли две тысячи милиционеров. Где были эти блюстители правопорядка, когда подвыпившие разнузданные юнцы, оголив зады, позировали перед десятками фото- и видеокамер СМИ? Ведь чтобы прекратить глумление, хватило бы максимум троих сотрудников. В итоге в подсознании наших юных сограждан, пришедших поглазеть на занимательное зрелище, так и осядет мысль о том, что праздновать праздник христианского святого можно и так - разнузданно, в безобразном пьяном разгуле.

Возмущение хулиганством, по логике вещей, должны были бы в первую очередь выразить московские ирландцы, а вместе с ними подлинные любители культурных традиций Зеленого острова. Насколько я знаю, такого рода протестов не последовало.

Остается практически без внимания еще одна негативная сторона этого насквозь коммерциализованного действа. Одной из главных задач государственной информационной политики в настоящее время является формирование положительного образа России в мире. Некогда СССР устойчиво ассоциировался у западного обывателя с морозом, водкой и белыми медведями, свободно разгуливающими по улицам городов. В определенной степени эти представления живы и сейчас, поскольку усердно поддерживаются частью мировых СМИ как свидетельство искони присущей России дикости и отсталости. В нашей стране сейчас на самом высоком уровне говорится о том, что эти устоявшиеся стереотипы необходимо ломать. Для этого привлекаются PR-специалисты международного класса, тратятся немалые средства. Боюсь только, что одного такого странного праздника, после которого интернет пестрит фотографиями наших молодых сограждан, обнажающих телеса среди бела дня в самом центре Москвы, достаточно для того, чтобы свести на нет львиную долю усилий по созданию положительного образа России.

Грядет очередной ДСП. Он вновь пройдет в самом центре первопрестольной, и нет никакой гарантии, что на Новом Арбате не повторится прошлогоднее безобразие. В этой связи возникает сомнение в целесообразности проведения шоу с таким размахом и столь непредсказуемыми последствиями в самом сердце столицы, неподалеку от Кремля. Если власти города так заинтересованы в нем, то почему хотя бы не перенести все из центра подальше, за пределы Садового кольца? Думаю, никто не сочтет себя обиженным. Не уверена, что ради какой угодно акции, связанной с русским святым, если бы таковая проводилась в Ирландии, стали бы перекрывать одну из центральных улиц Дублина.

Исход дела зависит от доброй воли людей, принимающих решения. Хочется верить, что в конечном итоге коммерческие интересы не перевесят в их сознании другие ценности - чувство патриотизма и желание того, чтобы твою страну уважали.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/29629.htm




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме