Совершенная любовь изгоняет страх

0
151
Время на чтение 3 минуты

Рано или поздно каждый человек задумывается о смерти. Земная жизнь конечна - это знают все, но отношение к смерти у людей порой очень отличается. Жизнь человека во многом зависит от понимания отправной и конечной ее точки. От понимания ее смысла. Об этом рассуждает священник Михаил Воробьев, настоятель Крестовоздвиженского храма в городе Вольске.

Выведение смерти за скобки современной культуры — очень тревожный симптом. Это очень остро почувствовали философы-экзистенциалисты еще в середине ушедшего XX столетия. Повесть Ж.П. Сартра с показательным названием «Тошнота» именно об этом. Человек, не думающий о собственной смерти, не желающий замечать смерти, он-то и вызывает настоящую тошноту. Тошноту от тотального засилья торжествующей, пышущей жизнерадостностью, но совершенно неодухотворенной плоти. Понимаете, жизнь без ощущения постоянного присутствия, соседства смерти столь же неполноценна, как любовь, редуцированная до физической близости. У Максимиллиана Волошина один из сонетов завершается строчками: «А нам в любви не радость встреч дана, // А темные восторги расставанья…». Я уверен, что тот, кто не изведал этих «темных восторгов расставанья», не знает ни подлинной любви, ни подлинной жизни.

При этом осознание ценности того, что экзистенциалисты называли «пограничной ситуацией», не означает, что жизнь должна превращаться в одну бесконечную панихиду. Нет ничего более скучного и нелепого, чем старуха, любительница ходить по поминкам, знающая все тонкости погребального обряда и любящая при случае сказать: «Да разве у отца Петра — "Вечная память"? Тьфу, а не "Вечная память", и ладан одеколоном пахнет. Жасмин, видите ли, называется… Тьфу, и тьфу, и тьфу! Да разве прилично порядочного покойника каким-то жасмином обвеивать? Нет, вот уж у отца Федора, у того ладан такую протравку дает, что некоторые дамочки прямо у гроба в обморок падают. А уж как грянет "Вечную память", да с рычанием, да с таким особым подвывом, так уж благостно, что самой в гробике хочется полежать…»

Конечно, нет. Жизнь не должна превращаться в одно ожидание смерти, любование смертью, игру в смерть. Но все же… Когда-то меня рассмешил один эпизод в одной повести замечательного русского писателя Вадима Шефнера, рассказывающей о полубеспризорном детстве в Ленинграде конца 1920-х годов. Дети городских окраин, густопсовая ленинградская шпана любила пристраиваться к похоронным процессиям, которые ежедневно двигались по линиям Васина острова к знаменитому Смоленскому кладбищу. Причем пристраивались они не из каких-то хулиганских побуждений, хотя были отчаянными хулиганами, и не из желания получить милостыню… Тогда зачем? Шефнер не дает ответа. Эти беспризорники и сами не понимали, что притягивало их к погребальному обряду. Ответ неожиданно находится у Мандельштама. Одно из его ранних, можно сказать, юношеских стихотворений заканчивается таким четверостишием:

Я блуждал в игрушечной чаще,
Я нашел лазоревый грот.
Неужели я настоящий?
И действительно смерть придет?

В более позднем стихотворении ответ дается более ясно:

Здесь отвратительные жабы
В густую падают траву…
Когда б не смерть, так никогда бы
Не понял я, что я живу.

Так что вся наша массовая и элитарная культура, весь наш возлюбленный постмодернизм и философия «New Age» — это одна только более или менее замысловатая, но «игрушечная чаща». Читатель понимает, что игрушечная и мертвая — это, в сущности, одно и то же.

Понимаете, жизнь без смерти — это и есть самая настоящая смерть. Ситуация, иронически подмеченная древним греком Еврипидом: «Кто знает, наша жизнь — не есть ли это смерть, а смерть — не есть ли жизнь?».

Ну а тому, как научиться не бояться смерти, нас учит Священное Писание. Читаем у апостола Иоанна Богослова: «Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда… В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх… Боящийся несовершенен в любви» (1 Ин. 17, 18). Если бы мы, верующие люди, были совершенны в любви к Богу, смерть не была бы страшна. Ну как может страшить встреча с любимым человеком, даже если мы подозреваем, что при этой встрече нас ожидает прежде всего хорошая выволочка?

Кульминация древней Книги Иова именно в этом совершенстве любви. Там много всевозможных тем и смыслов, но важно одно: Иова беспокоит не само страдание и даже не его тяжесть. К страданию он относится чуть ли не по-буддистски: «Человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх» (Иов. 5, 7). Иов готов терпеть любое страдание, лишь бы увидеть его смысл. И этот смысл открывается в самой глубокой метафизической, парадоксальной, экзистенциальной, если хотите, точке его страдания. Пораженный проказой, раздраженный до озлобления непониманием близких, он неожиданно для себя кричит о том, какого Бога он любит, от какого Бога он ждет ответа: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей!» (Иов. 19, 25-27).

Вот в такой любви и исчезает страх смерти!

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6256&Itemid=5

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Михаил Воробьев
Все статьи Священник Михаил Воробьев
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06