Сделать шаг

0
167
Время на чтение 5 минут

Зайти или не зайти, переступить порог храма или пройти мимо? У любого из нас - неверующего, сомневающегося или верующего, но в душе - возникал этот вопрос. И не только этот. Мысль о возможности исповеди тоже, «набегая» как волна на берег, то появляется, то растворяется в собственной нерешительности. И ленивое «буду верить в душе» так и побеждает. Поэтому со священником Михаилом Богатыревым, настоятелем храма в честь святого равноапостольного великого князя Владимира г. Саратова мы поговорили именно об этом, о первом шаге, о котором мы часто думаем, но так и не решаемся сделать.

- Отец Михаил, вера в первую очередь помогает нам не забыть о тех, кто рядом. Но помогать ближним можно, не посещая службы, не соблюдая постов. Получается, «мы не пешки в жизни, а сотворцы Богу» можно сказать о любом человеке, руководствующемся принципами добра? Какова же тогда роль Церкви в нашей жизни?

- Дело в том, что вся нравственная составляющая нашей жизни имеет под собой только религиозную основу. Замечательно, если человек всегда добр, улыбается и не делает ничего плохого. Но ведь такой человек всё равно руководствуется нравственными принципами, а они не бывают не религиозными. Чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить историю христианства. Человек часто томится, если даже он делает добро, чувствуя нехватку чего-то в своей жизни и порой не осознавая, чего ему на самом деле не хватает. А приходя в Церковь, начиная жить церковной жизнью, он вдруг понимает, что всё, к чему он в жизни стремился, возможно, подсознательно, он здесь обретает. Перед ним вдруг распахивает двери новый, богатый и очень интересный мир, открыв который, человек уже не может мыслить жизни вне его.

- Часто человека приводит в храм необходимость облегчить свою душу, получить духовную поддержку. Но одновременно с этим очень сложно открыться перед посторонним человеком и подойти, например, на исповедь или даже просто с личным вопросом к незнакомому священнику. Как быть?
- К сожалению, сегодня взрослый человек, сформировавшийся, воспитанный вне Церкви, приходит в храм в большинстве случаев через жизненные невзгоды. Понимает, что жизнь его начинает идти не в ту сторону, сыплются неприятности, разумного объяснения которым он дать не может. И когда накапливаются вопросы, в поисках ответа идет в храм. Как священнику, имеющему дело с невоцерковленными людьми, мне кажется, что порой важнее дать пришедшему просто излить душу, нежели требовать от него исповеди и перечисления грехов. Человеку порой перешагнуть порог церкви очень тяжело, а уж тем более открыться перед священником. И слова подобрать не всегда получается - плохо человеку, и всё. Батюшка должен отнестись очень внимательно. Любая человеческая душа живёт по своим законам, и священник, имеющий опыт исповеди, должен направить, выслушать, аккуратно подсказать. А бояться, стесняться священника не нужно: раскаявшуюся душу на самом деле принимает Господь, а священник лишь свидетель. И о христианских истинах батюшка должен говорить на языке того, кто к нему пришел. Назидательность, церковная терминология могут только отпугнуть. Каждого человека Господь любит, и мы должны относиться к нему, как к созданию Божию.

- Если человек чувствует потребность рассказать о том, что у него наболело, но не готов открыться до конца, может ли в этом случае он прийти на исповедь?
- Человек может и не знать, приходя на исповедь, всей своей греховности. Ведь все вокруг ведут подобный образ жизни. Поэтому вначале человек часто говорит о том, что его больше всего тревожит. Понимание, что в жизни были совершены поступки, которые являются грехом, приходит, как правило, постепенно. Но пришедший в любом случае должен сказать о том, что не дает ему установить мир в душе. И что бы он ни говорил, нельзя его отчитывать, потому что человеку плохо, он болеет. Можно сравнить первый приход к священнику с приходом к врачу. Если еле живого принесли к врачу, а доктор его сразу ругать начинает, какой от этого толк? В первую очередь нужно помочь и пожалеть, а потом объяснить, как быть дальше, и тут, возможно, проявить уже твердость.

- Следует ли молиться перед иконой, зная ту или иную молитву, или слова, подсказанные сердцем,- самая лучшая молитва?
- Можно сравнить ситуацию с историей о художнике, который, постигая законы живописи, берет картину мастера, шедевр, и копирует ее. Один раз, второй, третий, и постепенно он начинает чувствовать оттенки, постигать глубинный смысл того, что перед ним. И в глубине его души начинает формироваться понимание, как он сам может написать. Так и в случае с молитвой. Конечно, никто не запрещает помолиться перед иконой и попросить того, о чем взывает наша душа. Но не следует забывать, что сами мы не всегда умеем молиться, особенно если первый раз оказались в церкви. Наша беда заключается еще и в том, что порой мы не знаем, а что было бы правильно попросить у Бога. И просим то, чего у нас нет. Но Господь знает лучше нас, что нам нужно, и мы должны его волю принять. И иной раз не просить надо, а прийти в храм и отдать свою душу, покаяние, слезы - то, что у нас есть.

- Человек часто подмечает недостатки в храме, среди церковных людей, и это мешает ему сделать шаг навстречу Церкви. Как относиться к этим недостаткам, и правильно ли, если они становятся препятствием на пути к Богу?
- Конечно, человеку, приходящему в церковь, тяжело наблюдать какие-то несовершенства. Сам печалюсь, если вижу подобное. Но мы не должны забывать, к кому мы идем в церковь и для чего. А идем мы, в первую очередь, к Богу. Люди, приходя в храм, конечно, приносят и свои недостатки. Но мы, христиане, понимаем, что эти недостатки - болезнь, которую надо лечить. Поэтому, наблюдая несовершенства в Церкви, относитесь к этому со снисхождением. Вы сами завтра можете где-то допустить грубость, оплошность, о которых, может, тут же и пожалеете, но поступок уже совершён. И желая снисхождения к себе, мы должны быть снисходительны к окружающим. Никто не застрахован от ошибок. Мы, люди, имеем природу падшую и грешную, и в большинстве случаев нет среди нас и таких, кто достоин войти в храм. А мы всё-таки приходим и подходим к Причастию, потому что не мы этого достойны, а потому, что Господь нас любит и принимает такими, какие мы есть. И то, что происходит с нами в церкви, то, что мы там переживаем, не мы заслужили, это проявления великой милости Божией к нам. Мы любим своих детишек, но за шалости ругаем, а потом всё равно жалеем и прощаем. Так и Господь, создавший нас, любит нас и до самого последнего мига нашей жизни ждет от нас покаяния.

- Обращение к Церкви часто связано со стремлением привнести элемент чистоты в свою жизнь. Но появляется мысль, а хватит ли сил, ведь тяжело отказаться от прежних законов своей жизни, вседозволенности. Что посоветуете?
- Мы никогда не должны забывать о том, что никто не может войти в храм без воли Божией. И Господь никогда никого не принуждает идти в храм. Но человека, просящего о помиловании, вразумлении, Господь приводит в Церковь и начинает благодатью изменять его душу, как бы помогая нам. У людей меняется мировоззрение, они становятся лучше, чище. Да, мы падаем и ошибаемся, но каждый раз должны подниматься. И святые нас учат: «Упал - вставай», то есть согрешил - покайся. Но надо стараться не совершать вновь греха. Препятствия закаляют душу. Человек начинает учиться жить правильно, и такая учеба совершается только опытным путем. Несколько раз оступившись, мы учимся понимать, как нам действовать, чтобы в дальнейшем не упасть и жить, не повторяя ошибок.

Беседовала Людмила Пирогова

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6166&Itemid=4

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Михаил Богатырев
Все статьи Священник Михаил Богатырев
Последние комментарии
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:30
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:25
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 17:02
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18