itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Высокая поэзия

0
434
Время на чтение 3 минуты

Неотъемлемой частью утреннего богослужения является чтение канона, который по праву называют словесной иконой празднуемого события или святого. В каноне объединяются историческое повествование, назидательная проповедь и моление.

Большинство богослужебных канонов, которые мы слышим сегодня в храмах, были составлены знаменитыми византийскими песнотворцами: прпп. Андреем Критским, Иоанном Дамаскиным, Космой Маиумским, Стефаном Савваитом, Феодором Студитом, Иосифом Песнописцем. И если мы будем внимательно вслушиваться в слова канона, то сможем разделить переживание праздника с этими поистине великими мужами.

Основные части канона получили название «песней», поскольку в древней Церкви весь канон пелся. В настоящее же время обычай этот сохранился только при исполнении Пасхального канона; в других случаях поется только ирмос, а остальные тропари читаются.

Основанием канонов служат священные песни, большей частью ветхозаветные, составляющие лучшую часть библейской поэзии. Образцом для первой песни канона служит благодарственная песнь Мариам, сестры пророка Моисея, воспетая после перехода израильтян через Чермное море: «Поим Господеви, славно бо прославися» (Исх. 15).

Для второй - песнь пророка Моисея по переходе через пустыню (Втор. 32, 1-43), которую он воспел, чтобы обличить свой неблагодарный народ и пробудить раскаяние: «Вонми, небо, и возглаголю». Поскольку эта песнь не соответствует духовной радости, с которой мы вспоминаем праздничные события, она обычно опускается и поется только во время Великого поста.

Третья песнь составлена по образцу благодарственной песни св. Анны, матери пророка Самуила: «Сердце мое в Господе, вознесеся рог мой в Бозе моем... несть свят, яко Господь, и несть праведен, яко Бог наш» (1 Цар. 2, 1-11).

Четвертая песнь восходит к пророческой песни-молитве пророка Аввакума, который, задолго до Рождества Христова созерцая грядущего Господа, говорил: «Господи, услышах слух Твой, и убояхся, Господи, разумех дела Твоя, и ужасохся. Бог от юга приидет и святый из горы приосененныя чащи; покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля» (Авв. З).

Пятая песнь составлена по примеру молитвы пророка Исаии, провидевшего пришествие Спасителя: «От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли… Господи Боже, мир даждь нам» (Ис. 26).

Шестая песнь — по примеру молитвы пророка Ионы, которую он воспел в благодарность Богу за избавление от смерти, угрожавшей ему во чреве кита: «Возопих в скорби моей ко Господу Богу моему и услыша мя: из чрева адова вопль мой, услышал еси глас мой» (Ион. 2).

Благодарственная песнь трех отроков, спасенных в раскаленной печи, является образцом седьмой и восьмой песней канона: «Благословен еси, Господи Боже отец наших, хвально и прославлено имя Твое во веки» (Дан. 3, 26-56). «Благословите, вся дела Господня, Господа, пойте и превозносите Его во веки» (Дан. 3, 57-72).

Девятая песнь величает Деву Марию. В основу этой песни легло собственное славословие Богоматери, произнесенное Ею при свидании со св. Елисаветой: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой» (Лк. 1, 46-55).

Каждая песнь канона состоит из нескольких частей. Ирмос (от греч. «связь») — первый стих песни канона, служит связью между библейскими песнями и последующими стихами (тропарями), посвященными христианскому празднику или памяти святого. Тропари, следующие за ирмосами, восхваляют и прославляют свершившееся новозаветное событие. Их разделяют припевы — молитвенные обращения к Господу, Богородице или святому. Таким образом, ветхозаветное событие в песни канона служит прообразом новозаветного, а то, в свою очередь, прообразует настоящее состояние души каждого молящегося — прошлое и настоящее обретают смы-словое единство в богослужении.

Чтение канона разделяется на три части. После третьей песни читаются седальны — стихиры, или песни, во время которых по Уставу разрешается сидеть. По шестой песни исполняются кондак и икос, прославляющие празднуемое событие или святого, которому посвящен канон. Типикон также предписывает при чтении канона святому после шестой песни читать его краткое житие. Важным моментом, вводящим канон в богослужение, являются малые ектеньи, возглашаемые после третьей, шестой песней и по окончании канона.

В настоящее время каноны пользуются меньшей известностью, чем, например, акафисты. А ведь они составлены святыми Отцами, и воистину являются сокровищницей церковной поэзии. И пусть сложно за одно прочтение осознать всю глубину, запомнить все символы канона, но даже один усвоенный образ может многое поведать молящемуся сердцу.

Чтение канона во время совершения всенощного бдения или полиелейного богослужения совпадает с помазанием освященным маслом. В этот момент в храме начинается движение, разговоры. Верующие прикладываются к иконам, здороваются, обмениваются новостями и совершенно не слышат слов канона. Некоторые прихожане вообще приходят в храм незадолго до помазания и уходят сразу после него. Между тем именно в каноне раскрывается суть праздника. А мы, не слушая его, рассеиваясь на житей-ские мелочи, остаемся лишь сторонними наблюдателями церковного торжества. Будем же стараться принимать в нем деятельное участие и внимательно слушать слова праздничного канона.

http://www.trsobor.org/listok.php?id=125

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Шмелева
Все статьи Марина Шмелева
Последние комментарии