itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Встреча и прощание

Воспоминания о Святейшем Патриархе Алексии II

0
195
Время на чтение 4 минуты

В 1988 году я был в командировке в Ленинграде. Ходил по музеям, некоторые из них находились в храмах. Так я впервые побывал в Казанском соборе и почему-то решил, что так здесь положено: все церкви в этом городе - памятники архитектуры, куда попасть можно только по билетам. Поэтому, когда услышал пение из одного такого «памятника», это сильно смутило. Оттуда вышел хорошо одетый мужчина, я попятился, объясняя, что ошибся, думал, здесь музей. «Нет, это храм, - ответил он, - но какая тебе разница? Заходи, никто не укусит».

Сказав это, мужчина перекрестился, надел шапку и ушёл. Ему было лет сорок - мой ровесник. Наверное, это как-то успокоило. Подкупило и то, что он не стал миссионерствовать, обратился по-мужски, может быть даже зацепив самолюбие. И верно, кого бояться?

Объясню, почему я противился. Атеизм в то время тлел, а не господствовал, так что дело было не в этом. Но у меня имелась личная причина сторониться Церкви: обида за маму. Она была очень верующим человеком, но не причащалась лет с шести, когда её семью раскулачили и вывезли на Север. Лишь в начале семидесятых мама решилась вновь отправиться в храм. Несколько недель постилась, все дни проводила в молитве и даже сшила себе платье, в котором ей не стыдно было принять Святые Дары. Вместе с мамой согласились поехать две её подруги. На меня было возложено доставить трёх этих старых женщин в церковь, стоявшую в сотнях километров от нашего посёлка. К несчастью, мы опоздали к началу службы, исповедь уже закончилась, да мама и не знала, что это такое, ведь маленькой её допускали к причастию без покаяния.

Когда подошла к Чаше, священник строго спросил, говела ли она. «Да, постилась», - ответила мама. «А исповедовалась ли?» - «Нет». И тогда настоятель стал её стыдить, явно с уроком для остальных, прочитал целую проповедь минут на пять о желающих незаконно причаститься. Каждое его слово впивалось в меня раскалённым железом, он не знал, как мама готовилась, сколько передумала, как радовалась, что сможет, наконец, принять Христа. Да, он был прав, нельзя причащаться без исповеди, но там, где ему виделось преступление, было лишь детское неведение. С тем мы и вернулись домой. Мама, сознавая свою оплошность, скоро утешилась и перестала плакать. Но мы, я и её подруги, ничего не забыли, не простили и надолго отошли от Церкви. Дело здесь ещё и в том, что поведение священника не показалось нам случайным - столь же надменно вели себя женщины в церковном киоске и у подсвечников, всё казалось фальшивым, недобрым. А может, и не казалось. Иной раз я и сейчас вижу подобное.

Всё это вспомнилось мне в Ленинграде, перед дверью, ведущей в храм. Ну да ладно, ведь и правда не укусят, вошёл. Там происходило Таинство крещения: вместе с батюшкой у купели стояло человек пять, не обративших на меня никакого внимания. Стал рассматривать иконы. Вслед за крещением началось венчание, Таинство, поразившее меня своей красотой. Я стоял как заворожённый, уходить не хотелось. Венчание закончилось, но из церкви меня по-прежнему никто не гнал, певчие наверху пробовали голоса, храм наполнялся народом. Что-то готовилось, как оказалось - всенощная. В службе я, конечно, ничего не понимал, поэтому внимание сосредоточил на молящихся, всё больше удивляясь. У них, по всей видимости, было всё, чем обладал я: профессия, квартира, хорошие книги. Но была и другая жизнь - духовная. Это видно было по тому, как светились лица этих людей, как они обходились друг с другом. Прежде я думал, что всё имею, а не имел, оказывается, главного.

Началось помазание. Христиане прикладывались к иконе, потом подходили к священнослужителю. После приятия креста на чело ему целовали руки. Меня это возмутило, решил: к иконе подойду, лоб помазать дам, но руку целовать не стану. ХХ век на дворе, а тут - руку целуй. А дальше всё происходило как бы помимо воли. Почему-то с трепетом, благоговением приложился к иконе. Священнослужитель, явно угадав моё состояние, торжественно, с радостью в чуть прищуренных глазах меня помазал. Неожиданно я поцеловал его руку, но это было не унижением, душа словно взорвалась восторгом.

Вернувшись домой, я стал посещать храм каждую неделю. А спустя два года, когда Патриархом стал митрополит Ленинградский Алексий, узнал, что моё первое помазание и сокрушение гордыни благодать Божия совершила его руками. Вспомнились и этот прищур, и та радость, что сквозь него струилась.

Следующий раз мне довелось увидеть Патриарха в Архангельске, куда я ради этой встречи и поехал. Святейший должен был отплыть оттуда на корабле с мощами преподобных Германа, Зосимы и Савватия Соловецких. Нас разделяла какая-то эстрада с парусом, который мешал и слышать, и видеть Патриарха, обратившегося лицом к морякам на Красной пристани. Люди, прождавшие его несколько часов на двинских кручах, начали роптать. «Такой же, как все, прячется от народа», - зло произнёс мужчина, стоявший рядом, имея в виду власть имущих. Это зацепило, расстроило. Но когда оцепление было снято, меня вынесло к кораблю, смотрю: три монаха на кнехтах плачут, лица и подрясники мокрые от слёз, но такое умиление в них было, такое счастье. А вокруг меня было множество других лиц с тем же выражением, почему-то запрокинутые вверх. Поднял глаза. На палубе метрах в четырёх от нас стоял Святейший. «Семёновна, ты что, замёрзла? - крикнул Патриарх, обращаясь к одной из женщин, стоявших внизу, - потерпи!» Потом других стал окликать по именам - старых архангельских христиан, знакомых ему ещё со времён гонений. Началась беседа, потом корабль задрожал, тронулся, а мы все стояли, глядя вслед, слушая удаляющееся пение патриаршего хора. Два часа мы не расходились - переживая духовное родство. Одну из стоявших, одетую в чёрное, придерживали за руки. Казалось, отпусти её - и она полетит вслед.

На Соловки в те дни не летали самолёты, попасть туда я не смог, но дождался возвращения Святейшего.

И вот мы вновь простились с ним. О чувствах к умершим принято говорить «любил», но это не точно. Я люблю Патриарха так же, как и в тот день, когда, не зная его имени и звания, увидел его улыбку, предназначенную мне одному и всем нам.

http://www.rusvera.mrezha.ru/580/7.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Игнатий (Бакаев)
Все статьи Игумен Игнатий (Бакаев)
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09